Девиз мероприятий, посвящённых 150-летнему юбилею Владимира Ивановича Вернадского, – «Ноосферное мышление – мышление XXI века»
Ноосфера
– сфера разума, сфера взаимодействия общества и природы, в границах
которой разумная человеческая деятельность становится определяющим
фактором развития. Ноосфера – предположительно новая, высшая стадия
эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества,
оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
Вернадский
считал, что «в биосфере существует великая геологическая, быть может,
космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во
внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека;
устремлённая и организованная воля его как существа общественного».
12
марта 1943 года академику Вернадскому исполнилось 80 лет. За выдающиеся
достижения в науке ему присудили Государственную премию I степени и
наградили орденом Трудового Красного Знамени. Созданную им
биогеохимическую лабораторию реорганизовали в Лабораторию геохимических
проблем, присвоив ей его имя.
В приветствии президиума АН СССР
отмечалось: «Ваше научное творчество охватывает почти целую академию:
кристаллограф, минералог, почвовед, химик, биолог, историк науки – Вы в
каждой из этих дисциплин создали нечто новое, своеобразное, возбуждающее
пытливость исследователя.
Мы преклоняемся перед Вашим
непоколебимым оптимизмом. В самые тяжёлые дни Отечественной войны Вы,
Владимир Иванович, утверждали, что в XX веке проповедующий дикие идеи
Средневековья никогда не может иметь успеха, что фашизм обречён на
гибель, что разум, добро и справедливость должны победить и
восторжествовать. И в эту зиму предвидение Ваше начало осуществляться.
Будем, как и Вы, Владимир Иванович, верить, что с уничтожением фашизма
человечество начнёт жить в ноосфере, в области разума».
В ответ
на юбилейные поздравления И.В. Сталина учёный написал лидеру СССР: «Наше
дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы –
нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического
процесса, когда ум человека становится огромной геологической силой».
Академик отправил в «Правду» и Верховному главнокомандующему статью «Что
и зачем нам нужно знать о ноосфере» и вторую телеграмму: «Дорогой Иосиф
Виссарионович! Посылаю Вам текст моей статьи, которую я послал в
редакцию «Правды» одновременно с этим и которую было бы полезно
поместить в газете ввиду того, что я указываю на природный стихийный
процесс, который обеспечивает нашу конечную победу в этой мировой войне.
В телеграмме, которую я послал Вам, передав в пользу Красной Армии
половину премии Вашего имени, мной полученной, я указываю на значение
ноосферы. С глубоким уважением и преданностью. В. Вернадский. Посылаю
Вам статью, так как не знаю, будет ли она опубликована».
В своём
дневнике он отмечает: «Сегодня послал телеграмму Сталину о том, что я
жертвую 100 000 рублей из премии его имени, передаю для нужд обороны и
говорю о ноосфере. Интересно, будет ли ответ. Это первое широкое
высказывание о ноосфере в реальной обстановке».
Труды, дневники, обширная переписка Вернадского – уникальные по глубине и широте оценок времени документы.
«Жизнь
святая – есть жизнь по правде. Это такая жизнь, чтобы слово не
расходилось с убеждением, чтобы возможно больше, по силам, помогал я
своим братьям, всем людям, чтобы возможно больше хорошего, честного,
высокого я сделал, чтобы причинил возможно меньше, совсем, совсем мало
горя, страданий, болезни, смерти. Это такая жизнь, чтобы, умирая, я мог
сказать: я сделал всё, что мог сделать. Я не сделал никого несчастным, я
постарался, чтобы после моей смерти к той же цели и идее на моё место
стало таких же, нет, лучших работников...»
Вот другая мысль:
«Богатство страны или народа может быть разложено на две хотя и
связанные, но во многом независимые друг от друга части:
1) силы природы той территории, которая находится в распоряжении страны, и 2) силы народа, который эту территорию занимает.
Духовные
силы человечества – его мысль, его воля, его нравственная сила –
несомненно, являются основным, определяющим условием национального
богатства. Обладая ими, народ в сложных условиях исторической жизни
приобретёт и добудет себе необходимые для их проявления силы природы».
«Но
у нас наука находится в полной власти политических экспериментов, и,
например, история нашей высшей школы вся написана в этом смысле
страдальческими письменами. Русское общество, без различия партий,
должно понять, что наука, как национальное благо, должна стоять выше
партий. …Отсутствие этого сознания и понимания представляет главную
причину, почему в борьбе за политические цели дня не охраняются у нас
вечные интересы научной мысли, почему, с другой стороны, так бедно,
позорно бедно обставлена научная деятельность в России и так жалки в
этом отношении условия, в которых приходится работать русским учёным».
Увы, и сегодня это признание звучит крайне злободневно.
Но Вернадский верил в лучшее:
«Исторический
процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории
человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли
личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его
представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится
мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом,
становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего
человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к
которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».
По
его мысли, ноосферное мышление людей – это планетарный коллективный ум,
мудрость поколений этносов человечества, способных учитывать угрозы,
риски, вызовы безопасности, устойчивому развитию государств в общем Доме
Земли. Но он прекрасно понимал, что от провозглашения принципов до их
реализации в социальной и политической практике государства дистанция
огромного размера. «Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции
биосферы в геологической истории планеты Земля – состояние наших дней,
потенциал и вектор будущего страны. Мы входим в ноосферу. Мы вступаем в
неё – в новый стихийный геологический процесс...»
Идеи об эволюции
биосферы в ноосферу зарождались во время революции в России, созревали в
ходе планетарного противостояния идей социализма капитализму, в годы
чудовищной по размаху насилия войны. В них он видел будущее мирное и
творческое развитие человечества.
В заключение хотелось бы
сказать: освоение ноосферного потенциала творческого наследия великих
граждан России и человечества лучше всего начинать с их биографии,
чтения дневников, писем, где пульсирует живая мысль. Овладение высшими
духовными ценностями и знаниями – это и есть условие формирования
ноосферного сознания людей государства, залог их безопасности,
устойчивого развития в единой семье человечества XXI века.
Василий ВАСИЛЕНКО,
доктор философских наук, главный научный редактор электронного
альманаха «НООСФЕРА XXI века»
По мысли Вернадского, предпосылками создания ноосферы являются:
• расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»;
• радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми;
• создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной»);
• «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии»;
• установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом;
• учреждение единого планетарного государства;
• вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой;
• превращение человечества в «геологическую силу».