07/03/2013
Автопроизводители
расхваливают свои машины, называя их удобными в использовании. Однако
масштабные тесты, проведенные консалтинговой компании GfK Sirvaluse и
еженедельником WirtschaftsWoche, показывают, что на самом деле ситуация
обратная. В последнее время стало сложно пользоваться радио, навигатором
и кондиционером, и все они стали опасным образом отвлекать водителя.
Где возникают проблемы, и какие модели можно считать в этом отношении
образцовыми?
Она его не понимает. Громко и четко диктует ей
Константин Шниденхарн (Konstantin Schniedenharn) номер дома. Однако
система голосового управления навигационного прибора в автомобиле
Mercedes A-класса просто ничего не понимает. На дисплее появляется
список, в котором водителю предлагается для номера дома «три» говорить в
микрофон «два», а для дома «семь» - «шесть». «Это что, шутка?» -
иронично спрашивает этот 26-летний мужчина. Нет, это не шутка. Просто
система его не понимает.
Когда автопроизводители представляют
новую модель, они с удовольствием говорят о том, насколько легко
пользоваться этой машиной. Однако многие клиенты, у которых во дворе
стоит новый автомобиль, сначала должны осилить толстую, как телефонная
книга, инструкцию, и даже после этого они не во всем способны
разобраться. Насколько на самом деле удобны в использовании новые
модели?
Редакция еженедельника WirtschaftsWoche решила получить
точный ответ на этот вопрос и вместе с гамбургской консалтинговой
компанией GfK Sirvaluse составила самый полный рейтинг удобства
пользования автомобилями разных классов. Самый важный результат: сложное
управление, плохое руководство пользователя и малопонятные меню не
являются вопросом стоимости. Как модели среднего класса, такие как Mazda
6 от 24 тысяч евро, так и 7-я серия BMW за более чем 100 тысяч евро,
имеют очевидные слабости: водители теряются в переусложненных меню,
приходят в отчаяние от голосового управления, удивляются по поводу
слишком далекого расположения элементов управления и гадают по поводу
зашифрованных индикаторов и сокращений.
Читайте также: Toyota и Audi представят самоуправляемые автомобили
Даже
системы «инфотейнмента» в совершенно новых автомобилях, в том числе у
моделей Mercedes A-класса и Ford C-Max, демонстрируют «хорошие
намерения, но не доработаны до конца с учетом требований пользователей»,
- отмечает руководитель теста и представитель компании GfK Sirvaluse
Патрик Кузель (Patrick Kusel). Очевидно, что требования в области
безопасности и комфорта выросли в течение последних десятилетий –
системы помощи водителю, кондиционеры, подогрев сидений, раздвижная
крыша на электроприводе, телефоны, а также дорогостоящие системы
навигации и инфотейнмента с выходом в интернет делают из автомобиля, по
сути, передвижную жилую комнату и офис "в одном флаконе".
С точки
зрения технического развития, производители преодолевали один барьер за
другим. Но при этом многие из них в какой-то момент забывали о своих
клиентах. И только некоторые производители помнят о том, что возможны и
другие варианты: модели, оказавшиеся на первых трех местах после
проведения нашего теста, показывают, что радио в современном автомобиле
не обязательно должно быть таким сложным, как бортовая электроника
широкофюзеляжного реактивного самолета. В основу нового компактного
автомобиля VW Golf 7 (1 место), внедорожника Range Rover Sport (2
место), бюджетного автомобиля Dacia Sandero (3 место) и новой
малолитражки Opel Adam (4 место) положены различные автомобильные
концепции и системы инфотейнмента.
Меньше всего сложностей у участников теста возникло с автомобилем
VW Golf. Его системой инфотейнмента под названием Discover Pro легче
всего управлять: она располагает сенсорным монитором размером с книгу
карманного формата, то есть, 8 дюймов. Важные функции управляются
прямыми клавишами, а с помощью простого движения пальцем вы можете
комфортно перемещаться по меню. При этом дисплей кажется ярким и четким.
Это практично: если водитель направляет свои пальцы в сторону дисплея,
то на экране сразу же возникает строка меню с дополнительными функциями.
Таким образом дисплей во время движения остается свободным от ненужных и
отвлекающих деталей.
Простота – одна из характерных черт
бортовой электроники машины эконом-класса Dacia Sandero. Прибор
поставщика комплектующих Tomtom является самым дешевым из тех, что
принимали участие в этом тесте. Он ограничивается самым необходимым, и
поэтому у него всего три кнопки: и все основные функции можно найти с
помощью небольшого количества переключателей на сенсорном экране. Здесь
есть чему поучиться другим, в том числе и производителям премиум-класса.
Поскольку, помимо индивидуальных сильных и слабых сторон, в центральной
панели у них обнаруживаются недостатки в трех областях.
Также по теме: Всевидящее око в автомобиле
Слишком много возможностей
Всего
семи кнопок было достаточно в 1971 году водителю автомобиля Porsche 911
для того, чтобы управлять светом, обогревом, вентиляцией и радио фирмы
Becker. Его преемник, модель 911 Carrera 4S Cabrio сегодня, спустя почти
40 лет, уже имеет более 50 кнопок, переключателей и регуляторов. Они
везде: на приборной панели, на руле, на центральной консоли, а также на
крыше над головой водителя - и во всех местах они ведут борьбу за его
внимание.
Будь то спортивный автомобиль или семейная машина Ford
C-Max, «война кнопок на приборной панели требует слишком многого от
нас», говорит Вольфганг Ваксенбергер (Wolfgang Waxenberger), директор
компании GfK Sirvaluse. В конечном итоге не многое меняет в этом
отношении и попытка избавиться от существующего кнопочного хаоса с
помощью регуляторов «крути и нажимай». Во время теста они
продемонстрировали свои слабые стороны: например, они скрывают в третьем
или в четвертом уровне меню такие часто используемые функции как,
например, подключение сотового телефона через систему Bluetooth. Если
пользователь ошибся и оказался не в нужном меню, то он с трудом может
найти путь назад, и происходит это просто потому, что нет кнопки
«отмена» или ее очень сложно найти.
Для многих водителей все это
так сложно, что они сдаются уже на раннем этапе – и в случае сомнений
держат свой телефон у уха, хотя это и запрещено. «Увеличение количество
кнопок и переключателей типа «крути и нажимай» уже не имеет смысла», -
подчеркивает Ваксенбергер. Нужны новые стратегии.
Эту проблему
могло бы решить голосовое управление – если бы оно не было столь
катастрофически плохим. Во всех классах автомобилей эти системы
показывают значительные недоработки. Иногда это нервирует водителя – как
это происходит, например, в автомобиле Mercedes А-класса с его
странными предложениями. Или системы просто не понимают команд, и не
понимают их даже тогда, когда водитель произносит их при выключенном
моторе и при отсутствии других шумов, возникающих обычно при движении.
Читайте также: Закат автомобильной эпохи
И
вариант голосового управления, при котором список возможных команд
возникает на экране, не сильно помогает. В таком случае от водителя
требуется решить сразу две задачи: определить правильную команду на
дисплее и затем корректно произнести ее перед микрофоном. «Я вас не
понимаю», - таков был самый частый ответ. Это нервирует и отвлекает.
Плохо продуманная эргономика
Проведенные
тесты одновременно показали, что некоторые автомобили на самом деле
очень плохо функционируют на основе интуитивного подхода. Так, например,
дисплей у автомобиля Mercedes А-класса очень большой, и он занимает
столь значительное место на приборной панели и так удобно расположен под
рукой, что все участники теста ожидали, что он будет сенсорным. Но это
не так. На самом деле система под названием Command Online достаточно
сложно управляется с помощью контроллера на центральном тоннеле или
прямыми кнопками.
Война кнопок
Кроме того, к ошибкам
приводят допускающие неправильное толкование обозначения. У автомобилей
А-класса участвовавшие в тестах водители ассоциировали кнопку «C»,
расположенную рядом с поворотной кнопкой, с командой «отмена»; а на
самом деле она не дает возможности вернуться назад, а закрывает то
приложение, которое в этот момент работает. Вот еще что совершенно
непонятно: функция «iPod out» не выталкивает iPod, а включает его. Чем
дороже модель, тем более запутанной становится бортовая электроника.
Топовые модели Audi, BMW и Porsche страдают от давящего разнообразия
функций, которые редко объясняются сами собой.
Модель Audi A8
располагает дополнительной сенсорной панелью, расположенной рядом с
поворотной кнопкой на центральной консоли. С ее помощью можно вводить
буквы и цифры, например при определении цели маршрута для навигатора, и
делается это с помощью легкого движения пальцев. Но вот в чем проблема:
никто из участников теста не смог сразу в этом разобраться. Что касается
BMW 7-ой серии, то участники эксперимента жаловались на то, что ни
надписи на кнопках, ни иконки сами по себе ничего не объясняют. Модель
Ford C-Max также вводит в заблуждение своих пользователей: все участники
теста подвергают критике похожий на амбразуру дизайн слишком маленького
5-дюймового дисплея. Что еще хуже: поворотное колесо под дисплеем, с
помощью которого пользователь перемещается по меню, установлено таким
образом, что до него почти невозможно дотянуться.
Также по теме: Беспилотные автомобили изменят транспортную систему
Когда
42-летний участник теста Томас Грубе (Thomas Grube) это замечает, он
задает вопрос: «Кто вообще придумывает такие вещи? Великаны с очень
длинными руками?» Это поворотное колесо расположено так далеко от
водителя, что он должен наклониться вперед для того, чтобы до него
дотянуться. Вывод: «Запутано до предела». При этом тесты в целях
безопасности проводились с автомобилями, стоящими на месте. А что будет в
том случае, если водитель находится в движении на дороге? Писать
сообщения SMS, читать электронную почту, программировать навигатор,
искать музыку на смартфоне: в новых автомобилях все это возможно. Прежде
всего, молодые водители больше не готовы находиться в автомобиле в
режиме офф-лайн.
Однако подобного рода побочные действия во время
движения могут иметь опасные последствия. Какое количество аварий было
вызвано плохой бортовой электроникой – никто пока не попытался это
выяснить. Однако: «Почти третья часть всех аварий в Германии связана с
отвлечением внимания водителя», - подчеркивает Кристоф Лаутервассер
(Christoph Lauterwasser), руководитель организации Allianz Zentrum fuer
Technik. Согласно последним данным американского правительственного
ведомства по безопасности движения National Highway Traffic Safety
Administration (NHTSA), в 2010 году водители, отвлеченные электронными
приборами, стали причиной 47 000 аварий в Соединенных Штатах.
Исследование, проведенное институтом Virginia Tech Transportation
Institute, только подлило масло в огонь развернувшейся дискуссии.
Эксперты института пришли к выводу, что вероятность аварии в связи с
отправкой за рулем SMS или пользованием электронной почтой возрастает в
163 раза.
Этому следует положить конец. Американское ведомство
NHTSA намерено существенно ограничить использование сотовых телефонов и
навигаторов во время движения. В будущем на расположенном на приборной
панели дисплее во время движения должны появляться сообщения, не
превышающие 30 знаков. Кроме того, водитель должен будет управлять всей
бортовой электроникой с помощью одной руки и на любую функцию он не
должен будет тратить более двух секунд. В ходе нашего теста водителям не
всегда удавалось за это время даже выключить радиоприемник.
Это
были бы жесткие требования к промышленности. Американское ведомство по
безопасности на дорогах хочет даже запретить телефонную гарнитуру, хотя
использования сотового телефона без нее еще более опасно. Но
американское ведомство, как и мы в нашем тесте, пришло к выводу о том,
что техника совсем не ограничивает отвлечение внимания, а, скорее,
сбивает с толку водителя. Подобного рода инициативы вызывают
беспокойство у автопроизводителей. Им потребуются поле простые в
использовании системы.
Смотрите также: Самые травмоопасные автомобили в США
Управление с помощью жестов
Одновременно
они должны выполнять пожелания тех клиентов, которые не хотят
отказываться от возможностей современных коммуникационных систем в
автомобиле.
Тот человек, который раз в два года покупает себе новый смартфон,
не согласится с тем, что его новый автомобиль будет оборудован
техникой трехлетней давности. Как предприятия могут решить эту проблему?
Эксперт компании GfK Sirvaluse Ваксенбергер советует: «Самые важные
функции, такие как подключение смартфона или ввод данных в навигатор,
должны производиться одним нажатием кнопки». Но этого еще недостаточно. В
будущем производители рассчитывают ввести управление бортовыми
системами с помощью жестов. Возможности подобного рода демонстрирует
прототип, разработанный поставщиком комплектующих Harman Becker: радио
включается с помощью моргания глаза.
Склонение головы влево
увеличивает громкость, склонение головы направо уменьшает ее. Легкое
прикосновение пальцами к рулевому колесу, и радиоприемник переходит на
следующую программу. С помощью всемирно принятого жеста при снятии
телефонной трубки водитель начинает телефонный разговор. Над темой
управление с помощью жестов работают самые разные предприятия: Audi,
Mercedes, Toyota уже проводят подобные эксперименты. Их также проводит и
компания Microsoft, которая со своей игровой консолью Kinect относится к
пионерам в области управления с помощью жестов.
Этот концерн,
производящий программное обеспечение, хочет выйти со своей техникой на
новый стандарт, и поэтому он работает с предприятиями самой разной
направленности. Управление при помощи жестов и слов – так функционирует
эта система – вместе с небольшим количеством кнопок и сенсорного дисплея
являются идеальной комбинацией, считает эксперт Ваксенбергер. Однако у
этого инновационного вида управления есть и свои проблемы: не все жесты
означают всегда одно и то же, и в южных странах можно часто видеть
жестикулирующего водителя, и делает он это не для того, чтобы
переключиться на другую радиостанцию, а для того, чтобы спровоцировать
едущего впереди водителя.
Также по теме: VW Golf VII - вот это автомобиль!
Исключить ошибки в управлении
То
есть, итальянский водитель, выходя из себя и жестикулируя, будет
постоянно увеличивать громкость звучащей в салоне музыки, и поэтому он
вряд ли согласится с установкой такой системы. Поэтому большим вызовом
для инженеров в ближайшие годы станет задача, связанная с исключением
подобных ошибок в управлении. Компания Harman Becker составила список
жестов, которые признаются во всех культурах мира. Исходя из убеждения
относительно того, что водитель должен быть в центре внимания, инженеры в
исследовательских лабораториях пытаются усовершенствовать и уже
существующие технические возможности. Система распознавания усталости,
например, будет в будущем регистрировать малейшие отклонения от
выбранного направления движения.
Сегодня сенсоры в моделях
Mercedes-Benz, Volkswagen и Volvo уже следят за стилем вождения,
скоростью и особенностями управления водителем. Если он вдруг начинает
более резко маневрировать, система делает вывод о падении у него
концентрации и предлагает сначала сделать паузу – а после этого
включается сигнал тревоги.
В будущем подобные системы будут еще
внимательнее следить за тем, что происходит в салоне автомобиля. Toyota,
Audi и другие производители разрабатывают программу для видеокамер,
дающую возможность анализировать и оценивать несколько сотен данных,
имеющих отношению к выражению лица водителя – они способны различать,
например, раздражение, скорбь и стресс. Если это получится, что тогда
автомобили будут значительно лучше понимать водителей, чем это
происходит сегодня.
Цель всех этих технологических разработок
должна состоять в том, чтобы сделать пользование автомобилем таким же
простым, как это происходит в случае с сотовым телефоном iPhone. Лучше
всего - с одной единственной кнопкой. Но пока, как показывает наш тест,
до этого еще очень далеко.