В
простейшем случае - помещение, оснащенное компьютерами, где наблюдается
текущая или анализируется возможная ситуация. Целью создания "ситуационного центра"
является: обеспечение принятия решения на основе современных
информационных технологий, позволяющих собрать необходимые фактические
данные в реальном масштабе времени и в удобном для руководителя виде.
Прообразом ситуационного центра может служить кабина автомобиля и
самолета, боевой информационный центр корабля, центр управления
космическими полетами, пульт управления атомной станцией и т.д. Эти
комплексы позволяют визуализировать, представив в графическом виде,
огромные объёмы информации, которые менеджер или руководитель должен в
течение очень короткого времени осмыслить, проанализировать и принять
решение.
У президента США сейчас пять ситуационных центров.
Вот что пишет о ситуационных центрах один из их первых разработчиков:
«Наконец, исходя также из эргономических соображений все согласились на
создание "ситуационной комнаты" как элемента, соответствующего
интересам оценки оперативной обстановки [...]. План предусматривал
создание такой комнаты не только как центра, из которого предстояло
управлять делами, но и как прототипа новых условий Для принятия решений,
замещающих традиционные "залы заседаний" правления фирм, в которых
принимаются управленческие решения. Мы обсуждали все эти вопросы как
подлежащие экспериментальной проверке, мы предвидели строительство
завода по оборудованию "ситуационных комнат". Исходили мы из того, что
если наше дело успешно закончится, то такие комнаты станут необходимы на
любом предприятии, в любой организации, в каждой отрасли
промышленности, для управления всей экономикой и всем государством».
Бир Стаффорд, Мозг фирмы, М., «Едиториал УРСС», 2005 г., с. 261, 264.
«Ситуационные центры обеспечивают два качественных аспекта обработки и
предоставления информации: многоэкранностью пользовательского
информационного поля и применением для обработки информации
высокоинтеллектуальных информационных технологий.
Типичный
ситуационный комплекс выглядит приблизительно так: множественные экраны
пестрят графиками, таблицами и диаграммами, отображая состояние объектов
корпорации в разных регионах. В зависимости от характера поступающей
оперативной информации фрагменты диаграмм окрашиваются в различные
цвета, используются множественные зрительные образы выдаваемой
оперативной информации. В том числе используются специальные цветные и
графические образы для индикации критических фаз управленческой
ситуации, когда необходимо экстренное вмешательство
управленца-оператора. Результаты действий операторов-управленцев также
отображаются на центральных экранах, что позволяет топ-менеджерам
оценивать динамику устранения сбоев в функционировании управляемой
системы. Данные о наиболее серьезной проблеме проецируются на огромный
центральный экран, обеспечивая возможность коллективного анализа
ситуации. Так выглядит сегодня, например, управление территориальными
объектами компании Global One - одного из лидеров коммуникационного
рынка России. Ситуационные центры, активно используемые на высшем уровне
государственного управления, превратились также в инструмент
оперативно-стратегического управления крупным бизнесом.
Проанализируем понятие ситуационного центра более подробно.
Ситуационный центр представляет собой комплекс специально
организованных рабочих мест для персональной и коллективной
аналитической работы группы руководителей. Основной задачей
ситуационного центра является поддержка принятия стратегических решений
на основе визуализации и углубленной аналитической обработки оперативной
информации. Эффективность ситуационных центров выражается в том, что
они позволяют подключить к активном работе по принятию решения резервы
образного и ассоциативного мышления. Представление ситуации в виде
образов как бы «сжимает» информацию, обеспечивая обобщенное восприятие
происходящих событий.
Концепция ситуационного центра была
предложена английским кибернетиком Стаффордом Биром в 1970-е гг. Первый
ситуационный центр для первых лиц государства был создан под
руководством Бира в конце 1970-х гг.
Концепция ситуационных
центров [...] как комплексных информационно-аналитических систем
поддержки, принятия и контроля исполнения управленческих решений
является сегодня весьма популярной. В настоящий момент в мире существует
300 ситуационных центров, используемых правительствами различных стран,
а также руководителями крупных корпораций. Так, Президента США
обслуживают четыре ситуационных центра. Несколько десятков ситуационных
центров существует в Европе. Например, в Норвегии их 10. Один из самых
технически оснащенных ситуационных центров находится в распоряжении
правительства Германии и служит для углубленного анализа социальных,
экономических и политических проблем.
В России одним из первых
прообразов ситуационного центра стал оперативный штаб по ликвидации
последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 г. На основе отработанных в
нем решений был создан ситуационный центр руководства МЧС. Он
обеспечивает визуализацию текущего и прогнозируемого состояния
анализируемой ситуации, показывая, какие именно силы, средства, какие
предлагаются рекомендации. На основе всей этой информации принимаются
решения которые в режиме реального времени доводятся до исполнительных
структур и подразделений.
В 1994 г. был создан ситуационный
центр в Совете Безопасности при Президенте РФ. Он достаточно успешно
функционирует и позволяет осуществлять мониторинг, моделирование
последствий, анализ событий, которые происходят в экономике, социальной
сфере, в области национальной безопасности, помогая тем самым
вырабатывать решения. В феврале 1996 г. был введен в строй ситуационный
центр в резиденции Президента РФ. Это достаточно сложный
программно-мультимедийный комплекс: три экрана размером 1,5х2 м, более
десятка рабочих станций (студий нелинейного монтажа, графических
станций, компьютеров для подготовки презентаций), мощный сервер, который
хранит огромные объемы информации, а также набор различных
аналитических средств, позволяющих обрабатывать информацию и
представлять ее президенту. На основе моделирования ситуации
вырабатываются решения, которые доводятся до исполнителей средствами
того же ситуационного центра.
Создается ситуационный центр при
Правительстве РФ, а также ряд ситуационных комнат для губернаторов
Ленинградской, Орловской, Белгородской, Тюменской и других областей
(всего около 20 региональных проектов). Вопрос создания системы
ситуационных центров на уровне управлений активно прорабатывается в ФСБ
России.
Обычно ситуационные центры достаточно уникальны по
своему программно-аппаратно-информационному оснащению. Однако можно
выделить типажи информационных технологий, которыми они насыщаются.
Особенностью этих технологий является то, что они реализуют самые
современные достижения в области методов и технологий, лежащих в основе
принятия решений и реинжинирига бизнес-процессов».
Панов А.В., Разработка управленческих решений: информационные технологии, М., «Горячая линия – Телеком», 2004 г., с. 27-30.
См. также: