В прошлом году произошло немало событий, имеющих отношение к военным вопросам, а также к вопросам безопасности в Европе и Азии. События в Тунисе, Египте и Ливии дополнили этот список еще и Африкой. Ливийский вояж главных империалистов увенчался успехом. НАТО выполнила возложенную на нее Вашингтоном миссию. Правда, для этого понадобилось значительное количество усилий, хотя под флагом ООН НАТОвцы добились, чего хотели…
Канцлеракт
Если Россия времен Бориса Ельцина занималась собой, то США и их «экипаж» не дремал, выловив своими сетями всю организацию Варшавского Договора и Прибалтику, вторгнувшись в бывшее постсоветское пространство. При этом США и НАТО милитаризировали Европу в беспрецедентных масштабах – фактически, произошло подчинение почти целого континента находящемуся под влиянием Вашингтона военному блоку. Из 44 государств Европы и Кавказа (за исключением карликовых стран, а также НАТОвского псевдогосударства Косово) только 6 – Белоруссия, Кипр, Мальта, Молдавия, Россия и Сербия смогли избежать призыва своих солдат под знамена НАТО и направления их на передовую линию фронта в Афганистан. Украина успела послать своих представителей и в Ирак, и в Афганистан. Бывший начальник военной контрразведки Бундесвера генерал Камоса опубликовал книгу «Секретные игры тайных служб», где прямо пишет, что согласно послевоенным германо-американским соглашениям каждый новый канцлер Германии, приходящий к управлению страной, должен сразу после выборов приехать в США и подписаться под документом «Канцлер-акт». Срок окончания «Канцлер-акта» – 2099 год. «21 мая 1949 г. Федеральная разведка опубликовала под грифом «Совершенно секретно» тайный государственный договор, в котором были изложены основные принципы подходов победителей к суверенитету Федеральной республики до 2099 года...» Останется ли к этому времени немец немцем? Останется ли Бундесвер способным воевать так, как он воевал во Второй мировой войне? Каково вообще конечное назначение «Канцлер-акта»? Вот какие вопросы возникают при чтении этой книги.
Кстати, генерал Камоса был очень осторожен, поэтому не осмелился издать «Секретные игры тайных служб» в Германии, а вынужден был выпустить книгу в Австрии. Был небольшой шум. Ясно одно: США умело направляет мобилизует НАТОвцев на решение своих «шкурных задач» – в Югославию, в Афганистан, в Ливию. Но этого оказывается мало, и американцы начали продвигать идею создания африканского НАТО – АФРИКОМА. Надо же в полной мере использовать природные ресурсы Африки!
Битва за природные ресурсы Африки
Нынче стратегическое соперничество ведущих экономик мира за африканские ресурсы становится более жестким. Африка занимает 1 место в мире по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, платиноидов, кобальта, ванадия, алмазов, фосфоритов, флюорита. 2-е место – по запасам руд меди, асбеста, урана, сурьмы, бериллия, графита; 3-е – по запасам нефти, газа, ртути, железной руды. Значительны также резервы руд титана, никеля, висмута, лития, тантала, ниобия, олова, вольфрама, драгоценных камней и др.
Запад давно осознал значение африканских запасов нефти и газа в условиях дефицита углеводородного сырья на планете и отреагировал усилением внимания к региону и военного присутствия в нем. Среди энергетического сырья Поднебесная закупает порядка 9% африканской нефти, США – 33%, ЕС – 36%. Напомним, что Алжир, Ангола, Нигерия, Ливия, Египет, Судан, Экваториальная Гвинея, Республика Конго, Габон, Чад, Тунис, Камерун – главные объекты экономического и геополитического соперничества старых и новых центров силы. В целом доминирующие позиции в отрасли принадлежат американскому, англо-голландскому и, существенно в меньшей степени, французскому и итальянскому капиталу. Однако, в Африку уже проникли Китай, Индия, Бразилия и другие молодые и полные сил конкуренты. Особенно ощутимо в Африке усиление Китая.
США всеми силами стремится сдержать их проникновение. Американские ТНК продолжают наращивать усилия, чтобы завладеть новыми месторождениями нефти и других видов сырья по всему миру, в том числе, и в Африке.
Напомним, что в США по некоторым видам неэнергетического сырья, по которым на страны Африки приходится от 60 до 100% американского импорта, зависимость промышленности и даже оборонной мощи критическая.
• По хрому зависимость США от импорта достигает 100%, причем, 98% сырья поступает из двух стран – ЮАР и Зимбабве.
• Военная промышленность и энергетика США более чем на 50% зависят от импорта африканского кобальта – металла, используемого при производстве термостойких и особо прочных сплавов, в том числе, при производстве лопаток турбин реактивных двигателей, а также в производстве магнитосплавов для электронной промышленности. 52% мировых запасов приходится на 4 африканские страны – Конго, Замбию, Марокко и Ботсвану.
• Схожая ситуация с марганцем, который при производстве стали заменить ничем. Маленькая африканская страна Габон является крупнейшим поставщиком высококачественной пироксидной руды, обеспечивая до 20% мирового экспорта. Однако, ЮАР и по сей день покрывает 40% всех потребностей США в марганце, а с учетом импорта из других африканских стран доля Черного континента в этом виде сырья приближается к 50%.
АФРИКОМ как инструмент завоевания Африки
Вашингтон явно планировал военные действия в Африке, включив в эти планы, по крайней мере, три страны (Ливия, Сомали и Судан) и определяя их в качестве мишеней для Пентагона и Белого дома. В 2002 г. Пентагон начал свой первый крупный проект, направленный на военный контроль над Африкой. Это проходило в виде Пан-Сахельской инициативы, которая была начата объединенным европейским командованием (EUCOM) и центральным командованием США (CENTCOM). В рамках проекта американские военные тренировали группировки войск из Мали, Чада, Мавритании и Нигера.
В 2007 г. франко-африканский саммит даже впервые открыл свои двери для участия Германии. Начиная с 2001 г., движение в направлении создания АФРИКОМ началось, и он официально был сформирован в декабре 2006 г. Решение о его создании было объявлено несколько месяцев спустя, в феврале 2007 г.
Этот проект сразу получил израильское поощрение. Institute for Advanced Strategic and Political Studies (IASPS), например, была одной из израильских организаций, активно поддерживающих создание АФРИКОМ.
На основе Пан-Сахельской инициативы в 2005 г. была запущена в действие Транс-Сахарская контр-террористическая инициатива (TSCTI) под командованием CENTCOM. В кольцо военного сотрудничества с Пентагоном к Мали, Чаду, Мавритании, Нигеру в настоящее время присоединились Алжир, Мавритания, Марокко, Сенегал, Нигерия и Тунис. TSCTI была передана под командование АФРИКОМ 1 октября 2008 г., он был окончательно официально сформирован и предназначен для управления Африкой путем создания африканской версии НАТО для установления контроля Вашингтоном.
Нужны враги
США и их союзники создают новую серию будущих врагов для борьбы, но после изначальной работы с ними или использования их, начинают сеять семена хаоса в Африке. Вашингтон буквально помогал финансировать мятежников и проекты смены режима в Африке. «Права человека» и «демократизация» при этом используются в качестве дымовой завесы для прикрытия колониальной войны. Вашингтон действует через НАТО и их союзников в Африке, которые имеют определенную роль в глобальной системе империи. Проникновение и рост влияния нетрадиционных держав в Африке, например, Китая, вызвало у Вашингтона и Парижа приступы «аллергии», и они быстро встали на путь сотрудничества. Особенно это единодушие проявилось в «гуманитарной войне» против Ливии.
На глобальной мировой арене это тоже очевидно. И США, и некоторые из крупнейших держав в ЕС считают Китай и другие растущие глобальные силы, как достаточную угрозу, чтобы прекратить соперничество и работать вместе.
На африканском континенте Париж занимает особую нишу в американской системе глобальной империи в качестве регионального жандарма в Африке и тех странах, которые являются ее бывшими колониями. Особая роль Франции обусловлена историей и существующей, хотя и снижающейся, позицией Франции в Африке, в особенности через «Françafrique». Союз Средиземноморья, официально объявленный Саркози, является одним из примеров этих французских интересов в Северной Африке.
«Борьба с терроризмом» и выполнение «гуманитарных миссий» являются всего лишь фасадом или дымовой завесой. Действительный интерес Вашингтона – перестроить Африку и установить там неоколониальный порядок. Карта, используемая Вашингтоном в «борьбе с терроризмом» под флагом Пан-Сахельской инициативы, говорит о многом. Это – Алжир, Ливия, Нигер, Чад, Мали и Мавритания. Экспансия военного присутствия США на африканский континент и создание Пентагоном АФРИКОМа представляет ничто иное, как африканскую версию НАТО под контролем Вашингтона. США и их союзники уже заложили немалые бюджетные средства на борьбу с теми террористическими организациями, с которыми они сотрудничали и поощряли по всей территории Африки.
Александр Маначинский,
кандидат военных наук,
специально для «МС»