03/11/2012
Учитывая
горячие споры вокруг того, как необходимо учить американских детей,
может стать неожиданностью информация о том, что учащиеся проводят в
школе меньше 15% своего времени. Хотя в том, что школа имеет большое
значение, сомнений быть не может, ряд современных исследований
напоминает нам, что родительская забота является гораздо более значимым
фактором.
К примеру, опубликованные в октябре результаты исследования,
проведенного учеными Государственного университета Северной Каролины,
университета Брайэм-Янг и университета Калифорния-Ирвинг,
свидетельствуют о том, что участие родителей – проверка домашних
заданий, посещение школьных собраний и мероприятий, обсуждения школьных
занятий дома – в гораздо большей степени влияет на успеваемость
учащихся, чем школа, в которую они ходят. Другое исследование,
результаты которого были опубликованы в Review of Economics and
Statistics, показало, что усилия родителей (чтение книг вслух, встречи с
учителями) влияют на успеваемость детей гораздо больше, чем усилия
учителей или самих детей. Авторы третьего исследования делают вывод, что
школам придется увеличить расходы примерно на тысячу долларов на одного
ученика (а в условиях напряженной экономической обстановки это
маловероятно), чтобы добиться таких же результатов, которых можно
добиться через активное участие родителей.
Таким образом, значительную роль играют родители: десятилетия
исследований подтверждают, что более высокие результаты, которые
демонстрируют дети из обеспеченных семей, во многом являются результатом
«согласованного развития детей» в сравнении с более попустительским
стилем воспитания, характерным для семей рабочего класса. Однако
исследования подтвердили еще один интересный факт: родителям любого
уровня достатка вовсе не обязательно покупать своим детям дорогостоящие
развивающие игрушки или цифровые устройства, чтобы стимулировать их
развитие. В том, чтобы возить детей на развивающие и подготовительные
курсы, также нет никакой необходимости. То, что им необходимо делать со
своими детьми, это разговаривать.
Но здесь речь идет не просто о любом разговоре. Хотя хорошо известное
исследование, проведенное психологами Бетти Харт (Betty Hart) и Тоддом
Рисли (Todd Risley), доказывает, что родители, имеющие высшее
образование, разговаривают со своими детьми больше, чем менее
обеспеченные родители – гораздо больше, ведь к тому времени как ребенку
исполняется три года, «словесный разрыв» составляет уже 30 миллионов
слов – результаты последних исследований могут многое нам рассказать о
том, какие именно беседы дома способствуют успеху детей в школе. К
примеру, исследование, проведенное учеными Школы общественного здоровья
Калифорнийского университета и опубликованное в журнале Pediatrics,
доказало, что двусторонние беседы взрослого и ребенка развивают навыки
речи в шесть раз лучше, чем беседы, в которых говорит только взрослый.
Такой взаимный диалог дает ребенку возможность самому пробовать
формулировать фразы, а также формирует в нем уверенность, что его мысли и
мнения важны для окружающих. В процессе взросления эта уверенность
позволяет детям из среднего и высшего класса общества решительно
отстаивать свои интересы, в то время как учащиеся из рабочего класса
зачастую избегают просить о помощи или защищать свое мнение в споре с
учителями, как говорится в докладе, представленном на конференции
Американской социологической ассоциации, прошедшей ранее в этом году.
Содержание бесед родителей со своими детьми также имеет значение.
Дети, которые дома постоянно слышат разговоры о цифрах и счете, приходят
в школу с гораздо более обширными математическими знаниями, как
утверждают ученые из Чикагского университета – знаниями, которые в
будущем помогут им добиться значительных успехов в этом предмете.
Психолог Сьюзан Левайн (Susan Levine), проводившая исследование на
цифровых словах, также обнаружила, что, если детям рассказывать о
пространственных свойствах физического мира – о том, что объекты бывают
круглыми, маленькими, острыми – это будет способствовать развитию
способностей к решению задач у детей дошкольного возраста.
Хотя темы бесед родителей и детей со временем меняются, их влияние на
школьную успеваемость остается довольно сильным. Опять же, то, как
родители разговаривают с учащимися средней школы, имеет большое
значение. Результаты исследования, проведенного Нэнси Хилл (Nancy Hill),
профессором Гарвардской высшей педагогической школы, доказывают, что
родители играют важную роль в том, что Хилл называет «академической
социализацией» - то есть формированием ожиданий и установлением связи
между текущим поведением и будущими задачами (поступить в колледж,
получить хорошую работу и так далее). Как утверждает Хилл, ведение
подобных бесед оказывает гораздо более серьезное влияние на
успеваемость, чем волонтерская работа в школе ребенка, посещение
родительских собраний или посещение вместе с ребенком библиотек и
музеев. Когда речь заходит о содействии успехам ребенка, очевидно, важно
не столько то, что родители делают, столько то, что они говорят.