Лекция
11. Научные методы исследования. Правила выбора методов в соответствии с
темой и задачами. Виды методов для различных направлений исследования.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью
которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для
построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Различают следующие методы научного познания: общенаучные и конретно-научные (частные).
Общенаучные методы используются в теоретических и эмпирических
исследованиях. Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию,
аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный
анализ и формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание
теории, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые исследования.
Анализ – это метод исследования, который включает в себя изучение
предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные
элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения,
характеристики, параметры и т.д.). Каждая из выделенных частей
анализируется раздельно в пределах единого целого. Например, анализ
производительности труда рабочих производится по каждому цеху и по
предприятию в целом.
Синтез – метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.
В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку
он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа,
установить их связь и познать предмет как единое целое (например
производительность труда по производственному объединению в целом).
Индукция – метод исследования, при котором общий вывод о признаках
множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части
элементов этого множества.
Так, например, изучаются факторы, отрицательно влияющие на
производительность труда, по каждому отдельному предприятию, а затем
данные обобщаются в целом по производственному объединению, в состав
которого входят все эти предприятия как производственные единицы.
Дедукция – метод логического умозаключения от общего к частному,
когда сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его
отдельных элементов.
Применительно к предыдущему примеру сначала анализируется
производительность труда в целом по объединению и далее по его
производственным единицам.
Аналогия – метод научного умозаключения, посредством которого
достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с
другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных
предметов и явлений, например, производительность труда в объединении
может исследоваться не по каждому предприятию, а лишь по выбранным в
качестве аналога, выпускающим однородную с другими предприятиями
товарную продукцию и имеющим одинаковые условия для производственной
деятельности.
При использовании этого метода полученные результаты распространяются
на все аналогичные предприятия. Затраты на такой метод конечно меньше, а
вот достоверность полученных выводов оказывается несколько ниже.
Сравнение – метод научного изучения, посредством которого
устанавливаются сходство и различие предметов и явлений
действительности.
Измерение – метод научного исследования процесса определения
численного значения некоторой величины посредством определенной заранее
единицы измерения.
Исторический подход – метод научного познания, в процессе которого
происходит воспроизведение истории изучаемого объекта, явления во всей
ее многогранности с учетом всех случайностей.
Логический подход – метод научного умозаключения, посредством
которого достигается воспроизведение в мышлении сложного динамического
явления в форме исторической теории с отвлечением от случайностей и
отдельных несущественных фактов.
Моделирование – метод научного познания, основанный на замене
изучаемого предмета, явления на его аналог (модель), содержащий
существенные черты характеристики оригинала. В экономических
исследованиях широко применяется экономико-математическое моделирование,
когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями и
исследуются с помощью ЭВМ (например транспортные маршруты при
автомобильных перевозках грузов).
Абстрагирование – (от лат. – отвлекать) – метод отвлечения,
позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и
законам развития.
Он применяется в экономических исследованиях для перспективного
планирования, когда на основании изучения работы предприятий за
прошедший период времени прогнозируется развитие отрасли или региона на
будущий период.
Конкретизация – метод исследования предметов во всей их
разносторонности, в качественном многообразии реального существования во
времени и пространстве в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения
предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с
определенными условиями их существования и исторического развития.
Так, например, перспективы развития отрасли определяются на основании
конкретных расчетов эффективности применения новой техники и
технологии, сбалансированности трудовых и материальных ресурсов и др.
Системный анализ – изучение объекта исследования как совокупности
элементов, образующих систему. В научных исследованиях он
предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами,
влияющими на его функционирование.
Этот метод широко применяется в экономических исследованиях при
комплексном изучении деятельности производственных объединений и отрасли
в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т.п.
Единой методики системного анализа в научных исследованиях, к
сожалению, пока не имеется. В практике исследований он применяется путем
использования следующих методик:
– процедур теории исследования операций, позволяющих дать количественную оценку объектам исследования;
– анализа систем для исследования объектов в условиях неопределенности;
– системотехники, включающей проектирование и синтез сложных систем в
процессе исследования их функционирования (проектирование и оценка
экономической эффективности АСУ, технологических процессов и др.).
Комплексный анализ – метод всестороннего изучения объекта, явления в
тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных
направлений.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – метод исследования объекта
(явления, изделия, процесса, структуры) по его функции и стоимости,
применяемый при изучении эффективности использования материальных и
трудовых ресурсов. Важнейшими его принципами являются следующие:
– функциональный подход при исследовании функций объекта и его
элементов с целью наиболее полного удовлетворения заданных требований в
выборе рациональных путей их реализации;
– народнохозяйственный подход к оценке потребительских свойств и затрат на разработку, производство и использование объекта;
– соответствие полезности функций затратам на их осуществление;
– коллективное творчество, использующее методы поиска и формирования
технических решений, качественной и количественной оценок вариантов
решений.
Целевой функцией ФСА является достижение оптимального соотношения
между потребительской стоимостью объекта и совокупными затратами на его
разработку, снижение себестоимости выпускаемой товарной продукции и
повышение ее качества, роста производительности труда.
Формализация – метод исследования объектов путем представления их
элементов в виде специальной символики, например, представление
себестоимости продукции специальной формулой (математической
зависимостью), в которой при помощи символов изображены статьи затрат.
Гипотетический метод (от греч. – основанный на гипотезе) – основан на
научном предположении, выдвигаемом для объяснения какого-либо явления и
требующем проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать
достоверно научной теорией. Он применяется при исследовании новых
экономических явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых
машин и оборудования, телекоммуникационных и мобильных средств связи,
себестоимости новых видов товарной продукции и т.п.).
Аксиматический метод предусматривает использование аксиом, являющихся
доказанными научными знаниями, которые применяются в научных
исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой
теории.
Прежде всего, это относится к использованию экономических законов,
трудов классиков, научных исследований, являющихся аксиоматическими
знаниями научной теории, используемой для дальнейшего развития науки.
Создание теории – это метод обобщения результатов исследования,
нахождения общих закономерностей в поведении изучаемых объектов, а также
распространения результатов исследования на другие объекты и явления,
что способствует повышению надежности проведенного экспериментального
исследования.
В эмпирических исследованиях применяются наряду с общенаучными также
специфические методы формирования эмпирического знания прикладного
характера. Это преимущественно чувственные методы человека – ощущения,
восприятия и представления.
Однако эмпирические знания не всегда часто чувствительные. Простая
констатация результатов наблюдения таких как, например, «превышение
издержек производства против запланированных на столько-то», еще не есть
научное знание.
Оно становится научным тогда, когда определена их причинная связь
наблюдением и экспериментом, т.е. выявлены и изучены факторы, вызвавшие
превышение издержек, и намечены мероприятия по устранению недостатков.
Наблюдение – метод изучения предмета путем его количественного
измерения и качественной характеристики. Применяется при изучении
трудоемкости изделий путем хронометражных наблюдений, при контрольном
раскрое сырья, расхода материалов, выполнения технологических операций и
т.п.
Эксперимент – научно поставленный опыт в соответствии с целью
исследования для проверки результатов теоретических исследований. Виды
экспериментов представлены в Приложении 6.
Проводится в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом
явлений и воссоздавать его повторно в заданных условиях, например
проведение эксперимента в ряде отраслей народного хозяйства по
применению новых систем планирования, управления и стимулирования.
Экспериментальные исследования могут проводиться в научной
лаборатории с использованием специальной лабораторной установки или без
нее, на предприятиях на действующих образцах продукции с использованием
опытно промышленной установки или без нее, в полевых условиях с
использованием определенного набора научных средств, специальных научных
приборов и оборудования.
Конкретно-научные (частные) методы научного познания представляют
собой специфические методы конкретных наук, например экономических.
Эти методы формируются в зависимости от целевой функции данной науки и
характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук.
Так, например, методы экономического анализа развились на базе
бухгалтерского учета и статистики, они характеризуются
взаимопроникновением, выходом за пределы области знания, в рамках
которой они сформировались. Методы экономического анализа применяются в
научных исследованиях других экономических наук.
Следовательно, общенаучные методы исследования применяются во
взаимной связи и обусловленности в теоретических и эмпирических
исследованиях.
Вопросы для повторения
1. Какие методы научных исследований Вы знаете?
2. В чем заключается особенность конкретно-научных методов в сравнении с общенаучными? Приведите примеры.
3. Какие математические методы наиболее употребительны в научных работах?
4. Для чего исследователю необходимо определится с методами для будущего исследования?
5. Как Вы считаете, пополняется ли список методов, используемых в различных исследований? От чего это зависит?
Задания для самоконтроля
1. Подумайте, может ли существовать такой научный факт, для изучения которого не подойдут общенаучные методы.
Источник: http://u4isna5.ru/index.php/konspektlekcii/38-putvnauku/154-putvnauku211.html
|