№173, четверг, 27 сентября 2012
Новая правда о войне или новейшая мифология?
Сергей ГРАБОВСКИЙ
Россия официально выдвинула на получение «Оскара» фильм Карена
Шахназарова (режиссер, сопродюсер и соавтор сценария) «Белый тигр».
Собственно, нужно было бы писать название как «Белый «Тигр», поскольку
речь идет не о большой киске, а о немецком танке PZ-VI или же, если
полностью, Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf, однако почему-то везде
фигурирует именно «кошачье» название.
Поскольку же российский претендент на «Оскара» неминуемо появится на
телеканалах Украины (интересно, покажут ли они наш фильм, выдвинутый на
эту же премию — «ТойЩоПройшовКрізьВогонь» Михаила Ильенко?), то стоит
уже сегодня начать разговор о нем. Тем более что в Интернете доступен не
только трейлер ленты, но и фильм в полном объеме.
Согласно авторскому замыслу, фильм должен был обогатить наше
представление о войне, поскольку современному кинематографу не хватает
правды о ней. Лента, по словам самого Шахразарова, является «данью
памяти моему отцу, его боевым товарищам и всем ветеранам, которые храбро
воевали и выиграли эту страшную войну». Благородная цель, ничего не
скажешь. Но для ее реализации были задействованы такие средства, что
получилась типичная туфта, хотя и искусно снятая.
Парадокс? Не больший и не меньший, чем вся кинематографическая
деятельность Карена Шахназарова, сына высокопоставленного
партноменклатурщика, выходца из карабахского княжеского рода
Мелик-Шахназарянов, приближенного к Брежневу, Андропову и Горбачеву,
борца сначала с проклятой буржуазной идеологией, а затем — против врагов
перестройки, а в придачу еще и писателя-фантаста (псевдоним «Георгий
Шах»); при всех талантах Карена Георгиевича весьма сомнительно, чтобы
его кинематографическая карьера сложилась на первых этапах так успешно и
ему без «крыши» в лице отца дали возможность забавлять публику такими
«общечеловеческими сюжетами», как в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний
вечер в Гаграх». Зато сегодня Карен Шахназаров полностью идеологически
правильный представитель российской элиты — он снял фильм «Пятидневная
война. Шипы революции роз» в лучшей стилистике агитпропа
Геббельса-Жданова и стал членом московского штаба Путина на выборах
2012 года. В стилистике «России, которая поднимается с колен» (куда ее
поставили сами-понимаете-кто), сделан и «Белый тигр».
А почему туфта, за которую должно быть стыдно талантливому художнику?
Попробую объяснить. Тем более что этот фильм в известной степени
задевает и нас — в нем фигурирует 1-я гвардейская танковая армия, где
служит главный герой, показан и командарм Катуков, а в 1944 году эта
армия воевала на украинских землях.
Дело не в элементах мистики (собственно, не элементах, а сквозных
мистических линиях), которыми преисполнен фильм. Событий на грани
мистики в реальной истории хватает. Вот, скажем, когда в 1938 году
осужденного за «контрреволюционную деятельность» в форме строительства
ракет Сергея Королева отправили на Колыму, он по всем канонам сталинской
системы должен был погибнуть там в первую же зиму. Однако случилось
несколько непостижимых чудес. Во-первых, поступило распоряжение из
Москвы — благодаря хлопотам известной летчицы Валентины Гризодубовой
дело Королева должно было быть пересмотрено, для чего его срочно вызвали
в столицу. Машина, на которой его отправили из отдаленного рудника в
Магадан, сломалась — и Королев пошел пешком, сквозь снег и метель.
Шансов дойти практически не было. Но... На заснеженной трассе, ведущей в
Магадан, истощенный з/к Королев нашел целую (!) и свежую, незамерзшую
(!) буханку хлеба, которая помогла ему выжить в дороге. Но он все же
опоздал на последнее перед закрытием навигации судно, которое должно
было его везти во Владивосток, — и свалился в лихорадке в лагерном
госпитале. А судно это между тем затонуло во время шторма, никто не
спасся... Еще больше непостижимого может быть на войне. Но все прочее,
если речь идет не о вымышленной, а о реальной армии, об исторических
персонажах и о той боевой технике, которая действительно тогда
существовала, должно быть достоверным, точным и выверенным. Иначе
получится, что над полями брани середины Второй мировой парят армады
реактивных самолетов, а на Берлин и Дрезден американцы сбрасывают
ядерные бомбы. Или то, что вызывает безудержный смех у компьютерно
грамотной молодежи при просмотре фильмов Юрия Озерова, когда батальное
действо на экране разворачивается в 1941 году, а в бой идут немецкие
танки образца 1943 года, или когда танки Pz-ІV ранних модификаций (масса
20 тонн) зовутся «тяжелыми»...
«Белый тигр» в этом плане куда хуже эпопеи Озерова. Как говорится в
аннотации ленты, «не отступая от документальных фактов и обращаясь к
историческим персонажам (Жуков, Гитлер, Кейтель), режиссер в то же время
добавляет в повествование элементы мистики, обогащает наше понимание
войны как извечной борьбы Добра и Зла». В действительности же с фактами
автор фильма ведет себя так, словно их нет, не было и быть не может,
вместе с тем претендуя на воссоздание всех, даже малейших, деталей
фронтового быта и боевой практики.
Придирчивые зрители уже отметили, что в конце фильма полковник Федотов
носит на груди одинокий орден Славы I степени, которым по уставу
награждался только рядовой и сержантский состав, а также младшие
лейтенанты ВВС. Орденами этими награждали в порядке роста — сначала
третьей степени, потом второй, только потом — первой. В начале фильма
Федотов — майор, следовательно, орден Славы любой степени — не его...
Нарушены и правила ношения орденов на правой стороне мундира, где ордена
навешаны задом наперед: орден Красной Звезды расположен первым,
посередине — орден Отечественной войны второй степени, а последним —
орден Отечественной войны первой степени. На полковнике —
парадно-выходной китель образца 1943 года с погонами от повседневной
амуниции, подпоясанный офицерским ремнем, что было грубым нарушением
строевого устава. Это все выглядит приблизительно так, словно персонажа
фильма из городской жизни конца ХХ века нарядили в парик и жабо и
поставили на должность «кучера трамвая».
Но это пустяки (хотя кое-кто считает, что речь идет о неприкрытом
неуважении ветеранов войны) в сравнении с более весомым пренебрежением
фактами — теми, которые сегодня известны миллионам людей, в том числе и
молодежи, играющей в «Worlds of Tanks», где приводятся достаточно
правдивые данные о боевых машинах времен Второй мировой войны, и не
только тех времен.
Поэтому, если вынести мистичность «Белого тигра» за скобки, то выбрать в
1944 году для дуэльного противостояния с ним Т-34-85 — даже с
усиленными двигателем и бронированием — вряд ли могли. Если этот танк
воспринимали как единичный, экспериментальный, то противником ему
выбрали бы новейший средний танк Т-44 — в то время его уже поставили на
конвейер, но на фронт не посылали — в варианте с 122-мм пушкой или ИС-2,
тяжелый танк, который действительно имел целую кучу преимуществ над
«Тигром» и тоже 122-мм пушку. Можно не сомневаться, что маршал Жуков
добился бы всего, чего хотел. Вот чем был в бою против «Тигров» ИС-2
(вспоминает Александр Фадин, в 1944 году — лейтенант, командир взвода
Т-34-76): «Стояли мы в капонирах, вырытых на склоне виноградника. В
километре пред нами располагался монастырь. Вдруг из-за каменной стены
ограды выползает «Тигр». Остановился. За ним еще один, потом еще.
Выползло их десять штук. Ну, думаем, — хана, достанут они нас. У
страха-то глаза всегда велики. Откуда ни возьмись, идут два наших ИС-2. Я
их в первый раз увидел. Поравнялись с нами, встали. Два «Тигра»
отделяются и выходят чуть вперед, вроде как дуэль. Наши упредили их с
выстрелом и снесли обоим башни. А оставшиеся — раз, раз и за стену».
Тем более что настоящий ИС-2 в распоряжении автора фильма был: он играл
роль «Белого тигра» — понятное дело, сильно «загримированный».
Интересно, что для фильма самарской студией «Рондо-С» был создан
действующий макет танка «Тигр», оснащенный дизельным двигателем от
военного тягача, который позволяет ему двигаться со скоростью 38 км/ч
(так же, как и оригинал), и пушкой с приспособлением для имитации
выстрела. Однако случилось так, что этот «Тигр» в фильме участия не
принимал. Но причины этого — уже другая история...
Но даже если бы был выбран Т-34-85, то того цирка, который нам
показывают в фильме, быть не могло потому, что не могло быть. Вот
формируется экипаж супертанка — и нам рассказывают об уникальном
старшине, который заряжает танковую пушку за 15 секунд. Если бы это была
122-мм пушка, то речь шла бы о хороших показателях. А здесь... 5-6
выстрелов в минуту были совершенно реальными для Т-34-85, тем более что
на этого старшину не влияли пороховые газы... Да, рядовые танкисты
производили 2-3 выстрела в минуту, но речь идет об экипаже, который для
охоты за «Белым тигром» сформирован из лучших танкистов 1-й гвардейской
танковой армии генерала Катукова (он тоже фигурирует на экране)! И не
мог Катуков дать команду — для проверки боевых качеств экипажа —
«уничтожить сарай фугасом». Командарм должен знать, что нет у 85-мм
пушки фугасных снарядов, есть только осколочные гранаты...
А еще командир танка не может быть одновременно и механиком-водителем.
Последнему очень плохо видно поле боя, он не способен сориентироваться
во всем сам и должным образом сориентировать экипаж. Разве что у него
феноменальные экстрасенсорные способности. Намек на это в фильме есть,
но следовало тупо и прямо проговорить это в камеру — мол, Иван Найденов
видит поле боя не через смотровую щель, а с помощью своих суперчувств.
Словно Вольф Мессинг (кстати, а почему этот исторический персонаж
отсутствует в фильме? Жуков обязательно вызвал бы его для выяснения
обстоятельств появления невероятного немецкого танка с помощью
парапсихологии).
Следующая бессмыслица: супертанк младшего лейтенанта Найденова бьет по
«Белому тигру» бронебойным снарядом. Этим снарядом можно было, конечно,
снести башню Pz-ІV, а вот для «Тигра» должны были быть заготовлены
подкалиберные снаряды, которые могли пробить значительно более толстую
броню.
Наконец, где авиация над полем боя? Где прославленные «штурмовики» с их
реактивными снарядами и кумулятивными бомбами? Их можно было поднимать с
аэродромов «подскока» или нацеливать из положения «дежурство в
воздухе», так как в 1944 году советская авиация уже на равных воевала с
Люфтваффе, поэтому под прикрытием истребителей «Илы» могли «подергать
хвост» «Белому тигру». Но, похоже, об использовании авиации против
танков автор фильма не знал..
Не может режиссер ковыряться в своем носу и вытягивать оттуда то, что
сам же зовет «историческими фактами». Можно заполнять фактографические
лакуны вымышленными персонажами и событиями, можно вводить созданных
тобой героев в ткань прошлого (но только до определенного уровня, потому
что иначе выйдет фэнтези), можно делать определенные предположения, но
не погружаться в царство идиотизма. А такое погружение у нас перед
глазами, в частности, когда майор Федотов говорит, что это, дескать, все
по Дарвину, живые существа приспосабливаются к новым условиям
существования, поэтому Иван Найденов с его суперспособностями
(способностью к контакту с «танковым богом», который едет по небу в
золотом Т-34, и умением общаться с танками и получать от них информацию)
— это закономерное следствие эволюции. Ау, да это же теория не Дарвина,
а Ламарка! Ба, это даже что-то созвучное послевоенному уже бреду
«народного академика» Лысенко...
А теперь — в завершение — о заключительном монологе фильма. Не сразу
понимаешь, что это — монолог самого Гитлера о том, что, мол, Германия
осуществила потайные мечты всех европейских обывателей. Во-первых,
дескать, европейцы не любили евреев, во-вторых, они всю жизнь боялись
России. Гитлер же поставил цель решить обе эти проблемы, раз и навсегда.
И опять говоришь: «Ой»... Вряд ли мог бы Гитлер, который знал множество
фактов симпатии к евреям и их спасения (скажем, союзная Германии
Финляндия наотрез отказалась внедрить какие бы то ни было санкции против
местных евреев), сказать что-то вроде приписанного ему в фильме.
Во-вторых, в конце 1943 года россияне — вслед за украинцами — были
признаны арийским народом. Что позволило формировать из их числа
соединение Waffen SS и даже несколько смягчило режим в лагерях
военнопленных. Нужны ли комментарии?
...Однако самым смешным в этом является то, что «Оскара» фильм
Шахназарова может получить. Ведь в Америке хватает кинематографистов,
которые, скажем так, весьма свободно обращаются с мировой историей (хотя
хватает и противоположных примеров); во-вторых, в кинематографическом
мире полно публики весьма своеобразных левых взглядов, для которых СССР
до сих пор является образцом всех добродетелей. Но мы — не американцы, у
нас есть совсем другой исторический опыт.
Понятное дело, нацистские танки — это зло, и главный герой фильма прав —
пока где-то существуют воплощения такого зла (например «Белый тигр») —
до тех пор существует опасность войны и других ужасов. Но как же тогда
быть с советскими и российскими танками, которые не раз подавляли
народные выступления и осуществляли акты агрессии против других стран?
Источник:
|