Андрей КЛИМЕНКО, главный редактор BlackSeaNews.
Эти заметки сделаны на основе анализа данных www.marinetraffic.com за одни сутки – 9 мая 2012 года – по порту ISTANBUL.
Строго говоря, "стамбульского порта" в природе нет – есть огромная
акватория с массой портов, гаваней и причалов в проливе Босфор и
северной части Мраморного моря.
А 9 мая 2012 года в Босфоре был "черноморский день" – когда по Босфору
пропускали в основном суда из Черного моря. Потому что 8 мая мая было
совсем наоборот... Таким образом, нам предоставилась возможность не
только сделать картинку одного морского дня в Стамбуле, но и ответить на
вопрос: "Какие суда и из каких портов Черного моря прошли за 24 часа по
проливу Босфор?"...
Статистика 1
9 мая 2012 года по Босфору прошло 191 судно. 90 сухогрузов (без балкеров) – почти половина – 47%. Если же добавить к ним 25 балкеров (13%) и 9 контейнеровозов
(5%) – которые по сути тоже сухогрузы – то получаем такие пропорции:
124 судна (65%), прошедшие за сутки 9 мая через Босфор – сухогрузы, 31
судно (16%) – танкеры.
Впрочем, статистика – вещь, хотя и говорящая о многом, но все-таки
сухая. Поэтому, пообещав к ней еще не раз вернуться, обратимся к делам
более романтическим...
Круизные лайнеры
THOMSON CELEBRATION и MSC MAGNIFICA у круизного терминала Каракей в Стамбуле
Круизные лайнеры – без сомнения – дают едва ли самые яркие и
празднично-романтические штрихи в общую картину приморских портовых
городов.
9 мая в Стамбуле их было два – уже не очень молодой, средних размеров для круизного лаайнера, 214-метровый THOMSON CELEBRATION и огромный, новенький, почти 300-метровый MSC MAGNIFICA.
THOMSON CELEBRATION: Тип судна: Passengers ship. Год постройки: 1984. Длина и ширина: 214 m X 26 m. Gross Tonnage: 33933,
Тоннаж судна: 4243 t. Записанная скорость (Макс/Средн): 16.7 / 15.2
knots. Флаг: Malta [MT] . Позывной: 9HUI9. IMO: 8027298, MMSI: 249544000
THOMSON CELEBRATION
пришел в Стамбул, посетив в предыдущие несколько дней турецкий
MARMARIS (7 мая), греческий остров RHODES (6 мая) и порт AGIOS NIKOLAOS
(5 мая).
THOMSON CELEBRATION у круизного терминала Каракей в Стамбуле
Этот лайнер, кстати, называвшийся до 16 ноября 2004 года NOORDAM, французской постройки – верфи Stx France (Nantes Saint Nazaire, France). Судовладелец: Hal Antillen (Curacao), оператор: Columbia Shipmanagement (Limassol, Cyprus).
Лайнер очень любит Средиземное море, и даже зимой: 3 декабря 2011 –
Alexandria (Egypt), 21 ноября 2011 – Bodrum (Turkey), 20 ноября 2011–
Kusadasi (Turkey), 19 ноября 2011 – Piraeus (Greece), 8 ноября 2011 –
Alanya (Turkey).
А на день выхода этих заметок лайнер уже в греческом порту PIRAEU, куда
он прибыл ранним утром 12 мая 2012 года – около 04:00 (LT)...
А теперь – о новеньком гиганте MSC MAGNIFICA.
MSC MAGNIFICA у круизного терминала Каракей в Стамбуле
MSC MAGNIFICA: Тип судна: Passengers ship. Год постройки: 2010. Длина и ширина: 293 m X 36 m. Gross Tonnage: 92409,
Тоннаж судна: 10000 t. Записанная скорость (Макс/Средн): 22.7 / 20.3
knots. Флаг: Panama [PA] . Позывной: 3FLO4. IMO: 9387085, MMSI:
352594000.
Что интересно – оба эти лайнера, которые встретились и вышли 9 мая из Стамбула, построены на одном и том же заводе, только с разницей в 26 лет. Это Stx France (Nantes Saint Nazaire, France). MSC
MAGNIFICA имеет класс Bureau Veritas, а вот судовладелец и менеджер у
лайнера едины в одном лице – это компания из самого морского города
Европы – Женевы :) – Mediterranean Shipping (Geneva, Switzerland).
Лайнер MSC MAGNIFICA прибыл в Стамбул. посетив до этого турецкий IZMIR
(8 мая), греческий KATAKOLO (7 мая) и итальянский BARI (6 мая).
А в марте-апреле 2012 MSC MAGNIFICA тоже "не вылезала" из Средиземного
моря: 28 апреля – Венеция, 27 апреля – Дубровник, 24 апреля – Измир, 24
марта – Венеция, 22 марта – Прией. 19 марта – Хайфа...
А завершая лирическую тему призрачного круизного счастья в Стамбуле,
отметим, что круизная романтика занимала лишь 1,05% от общего числа
судов, создававших своими перемещениями по сцене пролива Босфор общую
морскую картину дня... Вот так всегда – 1% счастья :)
И в конце этой зарисовки – еще одно стамбульское фото MSC MAGNIFICA. Но
со смыслом. Потому что во второй части мы поговорим о тех, кто на
переднем плане на этом фото. Это о тех, о ком чаще всего умалчивают,
считая их само собой разумеющимися – о "морских трамваях" Стамбула и пролива Босфор...
* * *
BSNews при подготовке материалов
проекта «Сегодня в портах Черного и Азовского морей»
используются данные: blacksea.sytes.net,
www.marinetraffic.com, www.shipspotting.com
Андрей КЛИМЕНКО, главный редактор BlackSeaNews
Продолжая заметки об одном дне порта Стамбул, поговорим о тех, о ком чаще всего умалчивают, считая их само собой разумеющимися – о "морских трамваях" и других скромных тружениках Стамбула и пролива Босфор.
29 средних, небольших и совсем маленьких, но совершенно неотъемлемых
для стамбульского пейзажа и городской жизни судов – совершили за сутки
более 120 рейсов... Мы просто физически не сможем рассказать обо всех.
Поэтому остановимся на судах местных пассажирских линий.
Почему 7,3%? – потому что из 191 судна, прошедшего по
проливу Босфор 9 мая 2012 года,14 судов были теми самыми "морскими
трамваями" и "морскими автобусами".
Итак, 9 мая 2012 года в проливах, заливах и бухтах Стамбула, по данным marinetraffic.com, работали:
Автомобильные паромы
YAVUZ SULTAN SELIM 1:
Тип судна: Vehicles carrier. Год постройки: 2008. Длина и ширина: 85 m X
22 m. Gross Tonnage: 2284, Тоннаж судна: 259 t. Записанная скорость
(Макс/Средн): 22.5 / 19.3 knots. Флаг: Turkey [TR] . Позывной: TCST3.
IMO: 9428750, MMSI: 271000975.
Паромы YAVUZ SULTAN SELIM 1 – как заметил читатель – совсем новый, 2008
года постройки. У него есть брат-близнец – KANUNI SULTAN SULEYMAN. Оба
парома построены в Китае – на верфях Afai Southern Shipyard (Guangzhou, China), имеют регистр Bureau Veritas. Судовладелец и оператор – Istanbul Deniz (Istanbul, Turkey).
Эти паромы работают на 2-х основных маршрутах – 1) через пролив Босфор
из европейской части старого города SIRKECI на азиатский берег в HAREM
FERIBOTU и 2) из стамбульского порта YENIKAPI через Мраморное море в
YALOVA на расстоянии 25 морских миль (45 км). Они очень сильно выручают
автомобилистов и так же сильно создают помехи морским судам, следующим
из Черного в Средиземное море и наоборот :))
"Морские автобусы" на 500 мест
В анализируемые нами сутки 9 мая 2012 года в проливе Босфор работало,
как минимум, пять (5) вот таких скоростных и вместительных катамаранов –
MEHMET REIS 11, MURAT REIS 7, BURAK REIS 3, KEMAL REIS 5.
Каждое из них сделало по 4 рейса. Каждый рейс – по 500 пассажиров туда и
обратно при полной загрузке. А неполной она в таком мегаполисе не
бывает... 20 тысяч пассажиров в день только такими вот судами.
Поскольку все это – однотипные суда, приведем данные по одному из них:
MEHMET REIS 11:
Тип судна: Ferry. Год постройки: 2007. Длина и ширина: 43 m X 12 m.
Gross Tonnage: 644, Тоннаж судна: 50 t. Записанная скорость
(Макс/Средн): 30.7 / 26.2 knots. Флаг: Turkey [TR] . Позывной: TCSM2.
IMO: 9378125, MMSI: 271002466.
Все суда построены в 2007 году в Сигапуре. Строитель – Damen Shipyard Singapore. Судовладелец: Istanbul Deniz Otobusleri.
"Морские трамваи" Стамбула
Но все китайские и сингапурские чудеса техники – вот уж эти тайны
эстетики :) – все же растворяются среди бесчисленного количества
стамбульских "морских трамваев" турецкой– стамбульской же – постройки
разных лет (авторы фото в этом разделе, за что им отдельное спасибо – John Wilson, Frank Behrends, Don Fraser, Gerolf Drebes).
Их обводы: силуэты корпуса, мачт, иллюминаторов – независимо от года
постройки – на скромный взгляд автора гораздо больше гармонируют с
мечетями, минаретами, куполами и общей южной суматохой Стамбула, чем
ультрасовременные силуэты "морских автобусов", явно навеянные
небоскребами и "хай-теком" Сингапура.
В рассматриваемый нами день 9 мая 2012 года на линиях в проливе Босфор работали 7 пассажирских судов:
Самый старший из них – BARIS MANCO с тремя пассажирскими палубами:
BARIS MANCO: Тип
судна: Passenger. Длина и ширина: 64 m X 12 m. Записанная скорость
(Макс/Средн): 15.2 / 13.3 knots. Флаг: Turkey [TR] . Позывной: TC5443.
MMSI: 271002506. Gross tonnage: 610 t. Год постройки: 1973. Строитель: Camialti Shipyard (Istanbul, Turkey). Регистр: Turkish Lloyd.
Далее 3 однотипных 2-палубных судна размером поменьше типа SEHIT KARAOGLANOGLU:
SEHIT KARAOGLANOGLU:
Тип судна: Passenger. Длина и ширина: 58 m X 11 m. Записанная скорость
(Макс/Средн): 13.1 / 9.9 knots. Флаг: Turkey [TR] . Позывной: TC5419.
IMO: 7389912, MMSI: 271002521. Gross tonnage: 456 t. Summer DWT: 180 t. Год постройки: 1977. Строитель: Halic Shipyard (Istanbul, Turkey).
На фото AYDIN GULER хорошо видно отсутствие верхней пассажирской палубы, что уменьшает пассажировместимость:
AYDIN GULER:
Тип судна: Passenger. Длина и ширина: 58 m X 11 m. Записанная скорость
(Макс/Средн): 13.6 / 10.6 knots. Флаг: Turkey [TR] . Позывной: TC5879.
MO: 7638076. MMSI: 271002510. Gross tonnage: 456 t. Summer DWT: 180 t.
Год постройки: 1981. Строитель: Halic Shipyard (Istanbul, Turkey).
Третий в этой 2-палубной серии – BESIKTAS 1:
BESIKTAS-I:
Тип судна: Passenger. Длина и ширина: 58 m X 11 m. Записанная скорость
(Макс/Средн): 12.8 / 9.2 knots. Флаг: Turkey [TR] . Позывной: TC5418.
IMO: 8113231, MMSI: 271002511. Gross tonnage: 456 t. Summer DWT: 180 t. Год постройки: 1986. Строитель: Halic Shipyard (Istanbul, Turkey).
И, наконец, три совсем новых больших однотипных судна типа SH-FATIH. Но... сохранивших вместе с тем своеобразие и шарм своих более старых предшественников:
SH-FATIH: Тип
судна: Passenger. Длина и ширина: 66 m X 14 m. Записанная скорость
(Макс/Средн): 17 / 11.6 knots. Флаг: Turkey [TR] . Позывной: TCA3009.
IMO: 9466788. , MMSI: 271002699. Gross tonnage: 1,295 t. Summer DWT: 250
t. Год постройки: 2008. Строитель: Celiktrans Shipbuilding (Istanbul, Turkey).
Его родной брат SH-KADIKOY в неповторимом антураже стамбульских минаретов – со своими подчеркнуто яркими "минаретами" мачт:
SH-KADIKOY:
Тип судна: Passenger. Длина и ширина: 66 m X 13 m. Записанная скорость
(Макс/Средн): 15.4 / 9.5 knots. Флаг: Turkey [TR] . Позывной: TCTT2.
IMO: 9466788, MMSI: 271002711. Gross tonnage: 1,295 t. Summer DWT: 250
t. Год постройки: 2009. Строитель: Celiktrans Shipbuilding (Istanbul, Turkey).
И, наконец, их третий брат SH-SARIYER, проходящий мимо уже знакомого нам круизного терминала на фоне одного из мега-лайнеров...
SH-SARIYER:
Тип судна: Passenger. Длина и ширина: 66 m X 14 m. Записанная скорость
(Макс/Средн): 13 / 9.6 knots. Флаг: Turkey [TR] . Позывной: TCW08.
IMO:9466855, MMSI: 271040027. Gross tonnage: 1,295 t. Summer DWT: 250 t.
Год постройки: 2009. Строитель: Celiktrans Shipbuilding (Istanbul, Turkey).
Все эти 7 судов суммарно выполнили 9 мая 2012 22 рейса. К сожалению,
нам не удалось найти данных о пассажировместимости этих судов. Ясно
только, что она не маленькая...
Ну а в 3-й части этих заметок мы, наконец, перейдем к самым большим судам, прошедшим через Босфор в этот день.
Продолжение – очень скоро...