04/05/2013
Искусство должно внушать беспокойство. Вот уже более века художники
пытаются смутить нас, заставляя задавать вопросы о самих себе и о нашем
обществе. На фундаментальном уровне абстрактный экспрессионизм
возбуждает в нас экзистенциальный страх, а поп-арт высмеивает культуру
потребления. Однако мир искусства – это замкнутое пространство, и любые
потенциальные эмоции тех немногих избранных людей, кто все-таки посещает
музеи, мгновенно исчезают под воздействием невероятно запутанных
объяснений экскурсоводов.
В результате настоящее искусство не имеет возможности заставить нас
покинуть нашу зону комфорта. Между тем, подделки произведений искусства
справляются с этой задачей блестяще. Живописцы-фальсификаторы являются
самыми талантливыми художниками нашей эпохи.
Я не говорю о произведениях, которые они создают. Их искусство
заставляет нас считать их работы аутентичными. Они делают это, очевидно,
находя наши слепые зоны и эксплуатируя наш здравый смысл. Когда факт
подделки раскрывается (если вообще раскрывается), скандал, который за
этим следует, становится их случайным шедевром. Мысль о том, что нас
обманули, пробуждает в нас эмоции - гораздо более сильные, чем те,
которые в нас вызывают картины – и заставляет пересмотреть наши
ошибочные суждения. Такой эффект неизбежен, поскольку мы, разумеется, не
просим о том, чтобы нас обманывали. Поделка всегда более прямолинейна,
сильна и универсальна, чем любое оригинальное произведение искусства.
Рассмотрим работу Хана ван Меегерена (Han van Meegeren), одного из
самых известных живописцев-фальсификаторов 1930-х и 1940-х годов. Один
ведущий голландский ученый по имени Бредиус (Bredius) предположил, что
Ян Вермеер (Jan Vermeer) когда-то писал картины религиозного содержания,
тем не менее, никто никогда их не видел. Поэтому ван Меегерен решил
написать те картины, о которых говорил Бредиус. И тот факт, что эти
картины были совершенно непохожи на картины, принадлежащие кисти
Вермеера, заставлял людей еще больше верить в их подлинность. Ван
Меегерену удалось найти одну из тех петель обратной реакции, которые
создают ничем не подкрепленную веру. Нам всем стоит проявлять
осторожность.
Но разве фальсификация произведений искусства это не плагиаторство?
В техническом смысле, это как раз полная противоположность
плагиаторства. (Плагиаторы приписывают себе заслуги других людей, а
фальсификаторы, напротив, приписывают свои работы другим.) В любом
случае, к этому можно относиться двояко, поэтому я считаю, что плагиатор
может быть великим писателей в том же смысле, в каком фальсификатор
может быть великим художником.
Более того, основное значение имеет вовсе не списанная плагиатором
работа. Как и в случае с фальсификацией произведений искусства, основное
значение имеет сам акт плагиаторства – безрассудство обмана и то, что
он непроизвольно рассказывает о нашем обществе.
К примеру, когда Джо Байден (Joe Biden) баллотировался на пост
президента в 1988 году, он использовал в своих агитационных речах
строки, позаимствованные им у Роберта Кеннеди, Хьюберта Хамфри (Hubert
Humphrey) и особенно у лидера британской Лейбористской партии Нила
Киннока (Neil Kinnock). Материал, который Байден украл у Киннока, был
особенно обширен, поскольку он включал в себя даже автобиографические
подробности, в частности то, что Киннок родился в семье шахтера.
Занимаясь плагиаторством речей Киннока, Байден присвоил себе его жизнь.
В конце концов, Байдена разоблачили, но не пресса, а руководитель
предвыборной кампании его соперника Майкла Дукакиса (Michael Dukakis).
Самое удивительное в этой истории заключается в том, что кандидат в
президенты смог выдавать себя за другого человека настолько убедительно,
что ни журналисты, ни избиратели этого не заметили. Когда разразился
скандал, его плагиаторство наглядно продемонстрировало то, насколько
хорошими актерами являются политики, а также то, что избирательные
кампании – это всего лишь театрализованные представления.
Как будет выглядеть мир искусства, который поддерживает и ценит подделки?
Дело не в том, что мир искусства должен поддерживать авторов
подделок. Смысл заключается в том, чтобы мир искусства ценил достижения
фальсификаторов и создавал произведения на таком уровне, который им
недоступен. Цель заключается в том, чтобы сделать искусство более
решительным и доступным для большего числа людей.
Сейчас мы уже наблюдаем некоторые признаки этого сдвига, хотя их
редко можно встретить в традиционных музеях и галереях. Самым наглядным
примером могут служить художники, работающие в стиле граффити, такие как
Бэнкси (Banksy): они решительно ниспровергают все нормы, работая на
грани приемлемости и, таким образом, привлекая внимание широкой
общественности к тем вещам, которые люди в противном случае не заметили
бы. Политические картины Бэнкси на стене, разделяющей Израиль и
Палестину, являются отличным примером этой тенденции еще и потому, что
ему пришлось нарушить израильский режим безопасности, чтобы их создать.
Его незаконно написанные картины доказывают, что возведение барьеров не
только антигуманно, но и бесполезно.
Тем не менее, самой яркой областью творческой диверсии, вероятно,
являются новые медиа – жанр, который всегда было довольно трудно
вместить в рамки музеев. Пара художников по имени Джулиан Оливер (Julian
Oliver) и Даня Васильев показали, насколько потрясающе травмирующим
может быть произведение искусства, посредством своей новой работы под
названием «Newsweek». Идея очаровательно проста: они создали устройство,
которое может подавлять сигнал wi-fi в библиотеке или кафе, позволяя им
удаленно вносить изменения в страницы, на которые люди заходят. К
примеру, они могут переписывать заголовки и тексты статей на сайтах
информационных агентств. Если вы читаете эти строчки, сидя где-нибудь в
общественном месте, то, вполне возможно, их написал не я.
Любое произведение искусства должно внушать беспокойство.
Джонатон Китс – писатель и художник, который попеременно живет в
Сан-Франциско и на севере Италии. Среди недавно написанных им книг
«Forged: Why Fakes Are the Great Art of Our Age» («Подделки: Почему они
стали великим искусством нашего времени») и «The Book of the Unknown:
Tales of the Thirty-Six» («Книга неизвестных: Сказания о
тридцати-шести»), получившая награду от Американской библиотечной
ассоциации.