За семь недель до Пасхи начался Великий пост, важнейший из
многодневных постов православной церкви, который готовит христиан к
достойной встрече главного праздника — Воскресения Христова. В связи с
тем, что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост
также каждый год начинается в разные дни. В 2013 году Великий пост
начинается 18 марта и продолжится до 4 мая, пишет издание "Православие и мир".
Из четырех многодневных постов Великий пост является основным, самым
продолжительным и строгим. Он включает шесть седмиц, или 40 дней,
поэтому называется также св. Четыредесятницей. Считается, что
длительность Святой Четыредесятницы — 40 дней — восходит еще к Ветхому
завету, когда Моисей постился на горе Синай сорок дней. Апостолы
установили пост в память о сорокадневном посте Иисуса Христа, когда
после своего крещения он удалился в пустыню, где был искушаем дьяволом.
О том, что Великий пост — установление святых апостолов,
свидетельствует и 69-е Апостольское правило, повелевающее поститься в
св. Четыредесятницу. В Древней Церкви сорокадневный Великий пост
соблюдался не в одно и то же время, что зависело от неодинакового
исчисления дней поста, в которые он назначался, но уже в IV веке в
восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения
Великого поста: с понедельника (после Недели сыропустной) до Великой
Субботы.
Таким образом, Великий пост состоит из 40 дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы
— в память о последних днях земной жизни Иисуса Христа и его
страданиях. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной
седмицей — 48 дней. Пост, или говение — это время покаяния, раздумий и
усердных молитв, отказа не только от определенной пищи, но от всех
вредных привычек и увеселений.
Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и
удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка
состоит из воздержания от скоромной (не постной) пищи. В течение всего
Великого поста православная церковь призывает верующих воздерживаться от
употребления в пищу мяса, молока, яиц и рыбы, в том числе и в составе
различных блюд. Рыба разрешается лишь в праздники Благовещения Пресвятой
Богородицы и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). А в
Лазареву субботу постящимся можно есть икру.
С особой строгостью принято соблюдать первую и Страстную седмицы
Великого поста. От поста освобождались тяжело больные люди, беременные
женщины, кормящие матери, воины, рабочие, занимавшиеся тяжелым
физическим трудом, а также люди, находившиеся в пути.
В первую неделю Великого поста, с понедельника по четверг в храмах на
вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного
Андрея Критского (VII-VIII века). Этот канон содержит глубокие покаянные
молитвы и проводит аналогии между кающимся грешником и библейскими
героями, которые тоже грешили и каялись.
В пятницу первой седмицы Великого поста после Литургии происходит
освящение "колива" т. е. отваренной пшеницы с медом, в память св.
Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам
для сохранения поста. В 362 году он явился епископу Антиохийскому
Евдоксию и повелел ему сообщить христианам, чтобы они не покупали пищу,
оскверненную идоложертвенной кровью императором Юлианом Отступником, но
употребляли бы коливо.
В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое "Торжество православия",
установленное при царице Феодоре в 842 г. в память восстановления
почитания святых икон. Во время этого праздника в середине храма
полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) выставляются храмовые
иконы. В конце Литургии священнослужители совершают молебное пение на
середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу
об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный
всех отступивших от церкви.
Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в XIV веке и раскрывшего учение о силе поста и молитвы.
В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой
Крест. Все верующие поклоняются Кресту, в это время поется: "Кресту
Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Церковь
выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы
напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к
продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение
недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица
Великого поста называются "крестопоклонными".
В четвертое воскресенье вспоминается великий подвижник VI века — святой Иоанн Лествичник,
который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении
"Лествица Рая" изобразил путь постепенного восхождение человека к
духовному совершенствованию, как по лестнице. В четверг на пятой неделе
совершается так называемое "стояние св. Марии Египетской".
Жизнь святой Марии — великой грешницы, которая смогла искренне
покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в
покаянии должна убеждать всех в неизреченном милосердии Божьем.
В субботу на пятой неделе совершается Похвала Пресвятой Богородице:
читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в
благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от
врагов.
В пятое воскресенье Великого поста совершается последование преподобной Марии Египетской.
В субботу на шестой неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.
Шестое воскресенье Великого поста — великий двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем,
Неделей Вай или Цветоносной. На Всенощном бдении освящаются окроплением
святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений.
Освященные ветви раздаются молящимся, которые стоят с зажженными свечами
до конца службы, что знаменует победу жизни над смертью (воскресение).
Освящение вербы накануне праздника Входа Господня в Иерусалим
Вербным Воскресеньем заканчивается Четыредесятница и наступает
Страстная Седмица. Три субботы — второй, третьей и четвертой недель
Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы. Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной неделей.
Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя:
Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию омовения Иисусом Христом
ног ученикам, Тайной вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и
предания Его Иудой.
Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"
Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий
Спасителя, Его смерти и погребения. На утрене (которая служится вечером в
Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангелий, избранных
из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя,
начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной вечере и кончая Его
погребением.
Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами. В
Великую Пятницу литургии не бывает, а совершаются царские часы. На
вечерне священнослужители поднимают плащаницу (т.е. изображение Христа,
лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря
на середину храма. Плащаница полагается на особо приготовленном столе
(гробнице).
Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и
прикладываются к ней. Плащаница находится на середине храма в
продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение
Иисуса Христа во гробе.
Вечерня с выносом Плащаницы в Великую Пятницу Страстной Седмицы
Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса
Христа "во гробе плотски… и на престоле со Отцем и Духом" и, наконец,
воскресения Спасителя из гроба. На утрене Великой Субботы, после
великого славословия, плащаница поднимается над главами, выносится
священнослужителями из храма на главе при участии народа и обносится
вокруг храма.
Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым
Царским вратам и кладется на место посредине храма. Черные одежды
престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом
храме черные облачения заменяются светлыми. Диакон в светлом облачении
выходит на середину храма и перед плащаницею чтением Евангелия возвещает
людям о Воскресении Христовом.
По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина. После этого
начинается чтение книги Деяний апостольских, которое продолжается до
начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на
которой поется канон Великой Субботы.
В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с
середины храма в алтарь перед Царскими вратами и кладут ее на престол,
где она и остается до праздника Вознесения Господня.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников