Ростовский
митрополит Димитрий, «русский Златоуст», великий угодник и святитель
Христов, скончавшийся 303 года назад, поминаемый 10 ноября по новому
стилю, известен всему православному миру прежде всего своим сочинением
«Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней». Справедливо
говорится, что «этот духовный плод напитал жаждавший святости русский
народ высоким подвигом мучеников и праведников, возгрел веру
православных». Книгу с житиями святых теперь можно купить в любом храме
или книжном магазине. Самые полные собрания житий занимают не один
десяток томов, а самые краткие легко умещаются в дамскую сумочку. И все
эти издания объединены общим источником. О святых, которые жили до эпохи
Возрождения, православный читатель знает благодаря уроженцу Киевщины
Димитрию (Туптало), митрополиту Ростовскому.
Однако
святитель Димитрий был не только крупнейшим русским систематизатором
житий. Он вошел в историю и как ученый, богослов, полемист, проповедник,
писатель и даже как театрал — до наших дней дошли две его религиозные
пьесы, написанные в честь Рождества Христова и Успения Богородицы.
Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна, начало XVIII века
«Я,
грешный иеромонах Димитрий, родился от родителей христианских, Саввы и
Марии, законным браком сочетанных, во граде Макарове, в семи милях от
Киева. Дано мне имя Даниил и крещением святым просвещен месяца декабря.
Того (1651) году была война Радзивилова и Киев спасен» — так святитель
Димитрий сообщал о своем происхождении в дневниковых записях, которые
вел с 1668 года.
Родился
святитель 15 (25) декабря. Его отец, Савва Григорьевич Туптало
(1599—1703), происходивший из шляхетского рода, вступил в Макаровскую
казацкую сотню, вскоре стал сотником, а в 1660-х переехал с семьей в
Киев и поселился на Подоле. Даже в 80-летнем возрасте принимал участие в
защите Киева от польских войск. Скончался в возрасте 104 лет и
похоронен в Троицкой церкви киевского Кирилловского монастыря, старостой
которой был. Мать будущего святителя Мария Михайловна была моложе
своего супруга на 20 лет, отличалась религиозностью, которую привила
детям: все три ее дочери стали монахинями Иорданского монастыря,
расположенного рядом с Подолом, одна из них — игуменьей.
Обучение
грамоте, начатое в доме родителей, Даниил продолжил в Киево-Могилянской
академии, куда был определен на учебу в 1662 году во времена ректорства
Иоанникия Галятовского, известного ритора и проповедника.
В
1668 году игумен Мелетий Дзик постриг Даниила в иноческий чин. Почти 7
лет прожил теперь уже инок Димитрий в Кирилловском монастыре, помимо
иноческих трудов занимаясь науками: «в келлии писаше и сочиняше
повеленная от игумена и от других высших начальников, прилежаше к чтению
книг душеполезных».
Все
эти обстоятельства позволили молодому иноку войти в круг наиболее
образованных и передовых людей того времени, стоявших в центре
общественно-культурной, политической и религиозной жизни Украины. 25
марта 1669 года он был посвящен в иеродиакона митрополитом Киевским
Иосифом Тукальским, которого Иннокентий Гизель характеризовал, как «веры
святыя, восточныя столб непоколебимый». Посвящение совершалось в одном
из древних (ХІІ век) монастырей города Канева, находившегося под
покровительством гетмана Дорошенко.
В
1675 году в Густыньском монастыре города Прилуки архиепископ
Черниговский Лазарь Баранович посвятил Димитрия в иеромонаха и оставил
проповедником в храмах города Чернигова. По его же благословению
Димитрий составил тогда сборник сказаний о чудесах, исцелениях от иконы
Пресвятой Богородицы, явленных в Троице-Ильинском монастыре от
чудотворного образа Божией Матери, именуемого «Руно орошенное».
Икона «Руно орошенное»
В
конце 1670-х святитель Димитрий за несколько лет побывал во многих
уголках Речи Посполитой, видел трудное положение православных
земляков-малороссов: польские короли Ян Казимир, Михаил Вишневецкий, Ян
Собесский были покорными исполнителями воли магнатов и католического
духовенства и жестко проводили политику окатоличивания. У православных
отнимались храмы, монастыри, имущество; духовенство, не исключая
иерархов, подвергалось насилиям и притеснениям.
В
1681 году архиепископ Лазарь Баранович произвел иеромонаха Димитрия во
игумена Максаковского монастыря, а через пять месяцев перевел
настоятелем Батуринского Николаевского монастыря. Однако имея от природы
склонность к жизни созерцательной и богомыслию, святитель в 1684 году,
оставив игуменство, с согласия нового Печерского архимандрита Варлаама
Ясинского переселился в Киево-Печерскую лавру. Тут и принял на себя
новое послушание, на все времена прославившее его: составление в
качестве главного редактора Четьих-Миней. Труд этот был начат еще Петром
Могилой, выписавшим с Афона греческие рукописные Жития Святых Симеона
Метафраста, но не успевшим совершить задуманное.
Святитель Димитрий с интересом занялся составлением житий: часто он ложился отдыхать, не раздеваясь, за час до заутрени.
Первая
четверть Миней была напечатана в 1688 году иждивением Печерской
обители. Изданная книга была передана на рассмотрение собора старцев и
митрополита, а затем отослана на одобрение патриарху.
Чтобы
выразить преданность царевне Софье и князю Голицыну, новый гетман Иван
Мазепа отправился в Москву. 10 августа 1689 года представители этого
посольства, вместе с духовными лицами, в числе которых был и Димитрий,
прибыли в Москву и уже 11 августа представились царевне Софье, а затем и
патриарху Иоакиму. В Троице-Сергиевой лавре, по свидетельству святителя
Димитрия, патриарх благословил его продолжать начатое дело составления
житий праведников и подарил образ Пресвятой Богородицы в окладе.
В
1695 году святитель писал в своем диарии: «На самом початку месяца
януария совершися книга Житий святых другая», т.е. на декабрь, январь,
февраль. Одновременно с изданием этих книг в 1696 году печатается первый
сборник святителя «Руно орошенное».
В
1697 году Димитрий был назначен игуменом Кирилловского монастыря,
вскоре — архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, а затем —
главным в Новгород-Северской архимандрии.
По
соизволению императора Петра архимандрит Димитрий назначался в
Сибирские митрополиты, однако из-за длительной болезни так туда и не
отправился. О его здоровье справлялся сам государь и лично навещал его.
Удивительное дело: царь Петр отменил свой приказ.
Исполняя
возложенные на него обязанности, святитель не оставлял и первого
послушания: «Року 1700 в месяце январе третия книга Житий святых трудами
богодухновенного мужа иеромонаха Дмитрия Савича Тупталенка
составленная, на свет вышла и любопытствующих человеков книжных духовною
радостью сердца наполнила».
Вскоре
в жизни Димитрия начался новый период на поприще святительского
служения - ростовский. 1 марта 1702 года святитель прибыл в Ростов
Великий, на место почившего Иоасафа Лазаревича. Его встречала паства с
иконой Божией Матери Боголюбской с предстоящими Ей чудотворцами
Ростовскими. Вступив в Спасо-Яковлевский монастырь, под сенью храма
святой Анны, он пророчески предрек и указал на место своего погребения:
«Се покой мой, зде вселюся в век века».
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь сегодня
После
совершения Литургии в кафедральном Успенском соборе святитель произнес
приветственное слово, в котором определил цель и характер своей
дальнейшей жизни и пастырской деятельности: «Аз приидох не да послужите
ми, но да послужу вам… не себе угождати, но вразумляти безчинныя,
утешати малодушныя, заступати немощныя… добрыя любити, злыя с милованием
наказывати, о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о
всех молитися».
Святитель
не расставался с пером: днем писал у тусклого слюдяного окна, ночью —
при мерцании свечи. В одном из своих писем он писал: «Страх смерти
нападе на мя, и страх сугубый убо, яко не вем дне и часа… а дело
книгописное как останет, будет ли кто охотник приняться за то и вершить,
а еще много надобно в том числе трудиться».
9
февраля 1705 года был завершен великий 20-летний труд святителя,
отмеченный им молитвой святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба
Твоего, Владыко…» До этого за такой огромный труд не брался никто. В
Житиях святых Димитрий Ростовский собрал жития Вселенской Церкви — жития
пророков, апостолов, первых христианских мучеников, некоторых святых
западной церкви, русских преподобных отцов. Расположены жития по
месяцам, в пределах месяца по дням памяти святых.
Собор в честь Святителя Дмитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском Дмитриевом монастыре в Ростове Великом
Заботясь
о повышении образовательного уровня духовенства, он начал составлять
новую книгу «Летописец» как руководство по Священной истории, боролся с
раскольниками, в частности, в сочинениях «Рассуждение о образе Божии и
подобии в человеце» и проповедях, а затем в трактате «Розыск о
раскольнической брынской вере».
Наряду
с архиерейскими и писательскими трудами святитель совершал и
аскетический подвиг. Нередко, невзирая на свой сан, совершал пешие
переходы из Ростова в Ярославль и обратно.
Свидетельствуют:
белокурый с проседью, худенький, казавшийся невзрачным человек,
небольшого роста, сгорбленный, с маленькой клинообразной бородкой, в
очках, ходивший обыкновенно в шерстяной ряске любимого темно-зеленого
цвета, скрывал в себе удивительно могучий дух.
Святитель
и сам терпел с народом скудость, ограничивая себя и в малом. В одном из
писем он просил благодетелей прислать ему «чаю невеликое», потому что
«в Ростове несть где взять». Или сообщал: «Чуть ли не пешком брожу, ни
коня, ни всадника. Оскудеша овцы от пищи и лошадей нет».
Еще
в 1707 году он оставил завещание на случай смерти. В начале июля 1709
года пришло известие о победе русских войск «над супостатом, над шведами
под Полтавою». Святитель сам совершил торжественное молебствие и
отметил это событие в своем дневнике.
Осенью
пришло известие о прибытии в Ростов царицы Прасковии Федоровны для
поклонения чудотворной иконе Божией Матери в Толгском монастыре. Чтобы
не утруждать высокую гостью утомительной дорогой, было велено принести
икону в Ростов. Святитель настолько ослабел здоровьем, что и не надеялся
дожить до того времени: «Вот идут две гостьи, — говорил он казначею
Филарету, — Царица Небесная и царица земная. Только я уже видеть их не
сподоблюсь, а надлежит тебе, казначею, быть готовым принять их».
26
октября, в день своего Ангела, он изнемогал от приступов кашля, но сам
совершил литургию в соборе. Проповеди уже не произносил. Поучение за
него прочитал певчий, а святитель сидел у царских врат.
Перед
смертью он долго беседовал со своим писарем Саввой Яковлевым,
рассказывал ему о детстве, вспоминал родную Малороссию, родителей,
друзей и наставников, которые дали ему такой большой духовный опыт.
Утром 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1709 года его и нашли в
келии на полу, почившим в коленопреклоненном молитвенном положении.
Святителю
Димитрию было тогда 58 лет. Тело было погребено, согласно завещанию
святителя, в Спасо-Яковлевском монастыре. Отпевание совершил его друг
митрополит Стефан Яворский, повторявший в надгробном слове: «Свят
Димитрий, свят!»
4 октября 1752 года, спустя 43 года, во время ремонтных работ было обнаружено, что останки святого нетленны.
Рака с честными мощами святителя Димитрия Ростовского в Спасо-Яковлевском монастыре
И
уже 22 апреля 1757 года совершилось причисление его к лику святых, к
великому собору угодников Божиих, славу которых он запечатлел в своих
трудах.
25 сентября 2009 года освящена новая рака святителя. Ее изготовили в дар монастырю ростовские мастера фирмы «Карат плюс»
По
мнению исследователей, творческое наследие святителя Димитрия
составляет до 20 томов сочинений и трудов, свидетельствующих о нем как о
неутомимом труженике, подвижнике науки, церковном энциклопедисте. Его
личная библиотека насчитывала свыше 300 томов, и он ее непрестанно
пополнял.
Все
сочинения святителя Димитрия можно разделить на четыре вида:
догматические («Розыск о раскольнической Брынской вере» и «Зерцало
Православного исповедания»); духовно-нравственные (поучения «Внутренний
человек в клети сердца своего уединен поучающся и молящся в тайне»,
«Апология в утешение печали», «Исповедание грехов генеральное»,
«Поклоненье Господу нашему Иисусу Христу», «Алфавит духовный», 120
дошедших до нас проповедей); исторические (12 томов Житий святых,
«Летопись», «Руно Орошенное», «Диарий»), поэтические (духовные драмы
«Рождество Христово», «Грешник кающийся», «Есфирь» и «Агасфер», стихи
(или канты) — «Иисусе мой Прелюбезный» и другие).
Труды святителя, прежде всего Жития святых, и сегодня издаются огромными тиражами по всей Руси. Библиотеки — хранят раритеты.
Первое
издание 4-томной «Книги житий святых» вышло в типографии
Киево-Печерской лавры: первая четверть (сентябрь-ноябрь) — в 1689 году;
вторая четверть (декабрь-февраль) — в 1695 году; третья четверть
(март-май) — 1700 году и четвертая четверть (июнь-август) — в 1705
году.
Второе издание выходило там же с 1711 по 1718 год.
Третье,
московское, переиздание знаменитого труда (1764 год) святителя имеется,
в частности, в Херсонской областной универсальной научной библиотеке
имени Гончара. Заведующая отделом рукописей и редких изданий Ольга Сак
рассказывает: «Книга Житий святых митрополита Димитрия Ростовского была
подарена нашей библиотеке настоятелем одного из херсонских храмов
протоиереем Виктором Анипко. Позднее она неоднократно переиздавалась в
Москве». Это издание мы видим на снимке:
Минеи Димитрия Ростовского на октябрь и июль
Свято
чтит сегодня память о святителе и «второй Ростов», южный. При въезде в
город Ростов-на-Дону через реку Дон видны купола кафедрального собора
Рождества Пресвятой Богородицы, перед собором теперь установлен памятник
небесному покровителю города Димитрию Ростовскому.
Скульптор В.Г. Беляков. Памятник Димитрию, митрополиту Ростовскому в Ростове-на-Дону
Память о святителе находим мы и на Украине.
Один,
но яркий пример: Городская Дума Одессы 20 февраля 1884 года постановила
соорудить на городские средства церковь на Новом кладбище во имя
святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Храм был построен по
проекту архитектора Ю.М. Дмитренко и освящен в 1888 году архиепископом
Никанором. Он стал одним из красивейших в Одессе и является единственным
одесским православным храмом, который никогда не закрывался, даже в
советские времена.
Церковь святителя Дмитрия Ростовского на 2-м Христианском кладбище в Одессе
Завершим
наше повествование отрывком из одного из наиболее известных обращений
святителя к пастве, произнесенных им по окончании его первой литургии в Ростовском Успенском соборе: «Молю
же и должен умолять Пастыреначальника, Владыку Христа, да соблюдет сие
Свое стадо целым и невредимым от волков видимых и невидимых, да ни одна
овца от этой Христовой и Богородичной ограды не впадет в заблуждение и
погибель, да ни одна овца не будет похищена адским зверем, да ни одна
овца не превратится в козлище, но пусть лучше из козлищ превратятся в
овцы, и все с благословенными овцами деснаго стояния да сподобятся во
время пришествия Господа... Если Дух Святый поставил меня пастырем вам,
то будьте мне истинными овцами, овцами слушающими, а не преслушающими
гласа пастыря своего... Когда увижу вас истинными овцами Христовыми,
идущими на десно, буду радоваться; когда же увижу вас уклоняющимися на
сторону козлищ, буду воздыхать...»