© РИА Новости, Александр Викулов
28/09/2012
Периодически
возникает проблема преподавания религии в государственных школах.
Приводились всевозможные доводы, которые привели к скромным результатам,
хотя была предоставлена возможность не посещать урок религии. До
некоторых пор проблема заключалась в основном в соблюдении принципа
светского государственного образования. Требования были четко
сформулированы и варьировались от предложения просто отменить урок
религии до предложения заменить его уроком этики или ввести такой
предмет как история религий. Все эти предложения всегда оспаривались и
отвергались влиятельными представителями католического мира.
Тем
временем добавились другие проблемы: стали подчеркиваться «христианские
корни» нашей культуры (впоследствии этот довод был постыдно
политизирован), увеличилось число учеников, исповедующих другие религии,
в основном ислам, все чаще начали раздаваться речи о возвращении
«общественной роли религий».
Читайте также: Брак для всех - как интерпретировать протесты церкви
Все
это сопровождалось растущей уступчивостью общества по отношению к
церкви, чья доктрина постепенно приобрела суррогатную функцию
«гражданской религии». Возникло двусмысленная ситуация, при которой
критерии общественной этики стали соотносить с предписаниями церковной
доктрины, не учитывая того, что поведение граждан, которые считают себя
верующими, фактически ими определяется. Уровень нарушений церковных
предписаний итальянскими гражданами в общем совсем не ниже уровня,
наблюдаемого в странах, считающихся более светскими.
В этом
контексте монополия церкви на преподавание религии в школе — это только
одно звено цепи, от которого она совершенно не намерена отказываться. С
другой стороны, ни государственные институты, ни так называемое
гражданское общество не в состоянии предложить никакой альтернативы.
Можно
ли выйти из этого порочного круга? Конечно, цель не в том, чтобы
выступить против церкви, в чем нас тут же обвинят, а в том, чтобы просто
придать конкретность понятию религиозной свободы.