Грузия и Православие, или Об опасности исламизации и тюркизации
Арчил ЧКOИДЗЕ | 23.09.2012 | 00:00
Через несколько дней состоятся выборы в парламент Грузии. Избирательная кампания уже обросла массой скандальных подробностей,
и на этом фоне особенно ощущается потребность размышлять не только об
интересах, но и о ценностях, не только о сиюминутном, но и о вечном. Наш
собеседник — известный грузинский общественный деятель, руководитель
православной организации «Общество Ираклия Второго» Арчил Чкоидзе. Мы
попросили его ответить на ряд вопросов о Православии в современном
грузинском обществе, о политике Саакашвили в отношении Грузинской
Православной Церкви, об угрозе исламизации и тюркизации христианской
Грузии. И разумеется, о возможностях восстановления дружеского,
братского общения двух православных народов – грузин и русских, двух
стран – Грузии и России…
- Уважаемый Арчил Константинович, в каких точках соприкасаются и
по каким проблемам расходятся позиции Грузинской Православной Церкви и
государственной власти в вопросах национальной и религиозной политики?
- В Грузии чрезвычайно высок авторитет Православной Церкви. Несколько
лет назад социологи выясняли, кому более всего доверяет народ и какой из
институтов является в стране наиболее авторитетным. Оказалось, что
первое место в Грузии однозначно занимает Церковь. Тогда это серьезно
обеспокоило власть, которая предприняла довольно действенные шаги,
направленные на снижение авторитета Церкви. Естественно, удар был
нанесен по Католикосу-Патриарху всея Грузии Илие Второму, который
пользуется большой любовью и уважением народа. В прессе, на телевидении
появились грязные пасквили. Впрочем, власть знает, что она не может
напрямую противостоять Церкви, поскольку ей, как воздух, необходима ее
поддержка в критических ситуациях. Внешне между Церковью и властью
противостояние не заметно. Всё, что нужно, власти делают руками
неправительственных организаций или отдельных активистов.
- Какие силы и в чьих интересах пытаются использовать авторитет ГПЦ и Святейшего Патриарха Илии II?
- Сегодня все в Грузии пытаются использовать Церковь в своих интересах,
поскольку она обладает влиянием практически на все сферы жизни. Это
особенно заметно перед выборами или во время политических
противостояний. В таких случаях Патриаршество часто играет решающую
роль. И народ поддерживает тех, в чью сторону склоняются симпатии
Церкви. Увы, это имеет и оборотную сторону: сегодня даже законченные
атеисты пытаются порой «примазаться» к Церкви, поскольку это в
существенной мере предопределяет их успех и, как бы странно это ни
звучало, создает им определенный иммунитет. Сегодня даже на этикетках
некоторых продуктов питания можно прочесть, что они выпускаются с
благословения Патриаршества. Думаю, комментарии тут излишни. Горько
сознавать, что в годы после распада Советского Союза, когда гонения на
Церковь прекратились, в её лоне укрылись многие нечистые на руку люди.
Они служат не Богу, мамоне. Впрочем, подобное происходило во все
времена, во всех церквях, и сегодняшняя Грузинская Православная Церковь
не исключение. В то же время надо сказать, что усилиями многих достойных
священников в Грузии укрепляются основы церковной жизни, строятся много
новых храмов и монастырей, что, в первую очередь, является заслугой
Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго.
- Какова роль нетрадиционных конфессий, в частности неопротестанских сект в современной Грузии?
- Здесь особенно сильна секта «Свидетелей Иеговы». Она
щедро финансируется, и ей удалось привлечь на свою сторону какую-то
часть населения. Денег секта не жалеет, посылает своих активистов за
границу, в основном в Соединенные Штаты Америки, откуда некоторые не
возвращаются, а некоторые, вернувшись домой, сами становятся
«миссионерами». Впрочем, надо сказать и то, что в целом среди населения
эта секта не пользуется симпатией. «Свидетели Иеговы» и другие подобные
секты не приобрели в Грузии общенационального значения и какого-либо
серьезного влияния в стране у них нет.
- Каковы последствия закона о придании религиозным организациям статуса юридического лица?
- Придание юридического статуса – это довольно туманный вопрос.
Известно, что у каждого закона есть свои «щели». Мы пока не знаем, какие
«щели» заложила власть в этот закон, кто и как сможет использовать его.
Одно очевидно: принятие этого закона по времени совпало с визитом в
Грузию Католикоса всех Армян Гарегина II, и я хочу прямо сказать, что
враги христианства прекрасно использовали это. Они попытались
противопоставить друг другу братские грузинский и армянский народы,
которые на протяжении веков ценой собственной крови защищали
христианские ценности на Кавказе. Хотя с Божьей помощью Грузинская и
Армянская церкви вскоре преодолели разделения. Тут же следует отметить,
что от этого закона Армянская Церковь практически ничего не получила. А
ведь её прихожане требовали восстановления всего лишь нескольких храмов.
Наверное, этот закон все-таки оказался более выгодным для мусульман
Грузии, поскольку число мечетей в Грузии усилиями, с одной стороны,
Азербайджана, а с другой стороны, Турции исчисляется уже сотнями. Больше
стало также домов, которые служат местом собраний сектантов. Мы можем
предположить, что попытка внести раскол между грузинским и армянским
народами на церковной почве была плохо спланированной операцией внешних
сил, которая хоть и не достигла результата, но все-таки бросила тень на
отношения между этими двумя религиозными общинами.
- Существует ли опасность ослабления влияния Православия среди
грузинской молодежи из-за политики государства? В чем она проявляется?
- Сегодня во всех православных странах стоит вопрос о вере среди
молодежи. Глобализация размывает границы между культурами, между
религиями, между экономиками и в итоге – между государствами. Иногда
думаешь, что во времена СССР, в атеистической стране, было больше
истинно верующих людей, чем сегодня. Сегодня же мы, православные,
становимся свидетелями того, что наглое поведение нескольких девиц,
скажем так, свободной морали защищают антихристианские силы чуть ли не
всего мира, и такое внимание им – лишь оттого, что они публично
осквернили православный храм. Как был бы важен достойный ответ
хулиганствующим девицам из «Pussy Riot» со стороны верующей молодёжи –
однако этот ответ не прозвучал! Сегодня это – общая болезнь. Многие
молодые люди посещают церковь, но они по-настоящему не воцерковлены, не
соблюдают постов, не исповедуются и не причащаются. Тут некого винить,
кроме самих себя.
- Каким Вам видится сотрудничество между православной общественностью России и Грузии, в каких формах и с какими целями?
- Думаю, что это – наиболее интересный и жизненно важный вопрос для
грузинского и русского народов и не только для них, но и для всех
православных. Сегодня многие люди и в России, и в Грузии выдвигают в
интересах развития идеи создания различных союзов, межгосударственных
объединений. С моей точки зрения, спасением любой православной страны
является укрепление Церкви, утверждение православных традиций, которые в
наших народах никогда не умирали, а также особое, привилегированное
положение Православной Церкви по отношению ко всем инославным и
иноконфессиональным объединениям. Вспомним: Россия никогда не была такой
могущественной, как во времена, когда крепила свою государственность
православной верой народа. То же самое можно сказать и о Грузии в X-XII
веках, от царствования Давида Строителя до эпохи царицы Тамары. Важно,
чтобы и сегодня, в XXI веке, грузинский и русский народы, преодолев
соблазны глобализации, секуляризации и т.п., утвердили бы в качестве
высшей ценности православную веру и жизнь по вере. Что касается
грузино-российских связей, думаю, что для обеих наших стран жизненно
важно иметь братские и взаимно уважительные стратегические отношения.
История помнит, какими успешными были совместные достижения русских и
грузин в XIX веке. То, что происходит сегодня, - это аномалия. Нам
крайне необходимо восстановление взаимных связей, чему должны
содействовать интенсивные встречи ученых, писателей, церковных деятелей,
молодежи, представителей самых разных слоев общества. Всей историей
подтверждается, что в духовном плане русские - самый близкий грузинам
народ, поскольку наши традиции, наша культура, наши духовные ценности
неотделимы от Вселенского Православия.
- Арчил Константинович, насколько велико турецкое влияние в
современной Грузии? Проявляется ли оно только в Аджарии? Официальные
грузинские власти склонны объявлять опасения по этому поводу «происками
России» или неоправданными страхами грузинской оппозиции. А как в
действительности обстоят дела?
- Турецкое государство постепенно, но настойчиво распространяет своё
влияние на Грузию практически со дня распада Советского Союза, и этот
процесс в некотором смысле достиг апогея, после того как с изгнанием
Аслана Абашидзе из Аджарии ушли российские войска. Тогда почти все в
Грузии приветствовали это событие, хотя его долгосрочные последствия не радуют.
Да, Аслан Абашидзе превратился со временем в настоящего феодала, но при
нём в Аджарии никакое имущество не продавалось гражданам зарубежных
государств, в том числе Турции. Сегодня в Аджарии почти все крупные
гостиницы, казино, рестораны, бары, даже «забегаловки» находятся в руках
турецких бизнесменов. Появились турецкие кварталы. Происходит экспансия
турецкого населения, присвоение ему двойного гражданства. До 2003 года в
Аджарии проживало около 150 турок. Сегодня же только в Батуми их более 8
тысяч. Ведут они себя довольно бесцеремонно. Примером тому может
служить идея строительства мечети Азизие. Если бы не общественный
протест (между прочим, против строительства этой мечети больше всего
протестовал именно аджарский народ, грузинские мусульмане), сегодня в
Батуми возводилась бы мечеть Азизие. В других районах Грузии влияние
Турции пока ощущается меньше, хотя всё равно усиливается. В Восточной
Грузии турки закупили даже такие традиционные предприятия, которые
обрабатывают продукты сельского хозяйства. В турецких руках находятся
почти все транспортные компании, которые перевозят товары из Турции и
Европы через Грузию в соседние с нами страны, а оттуда – в государства
Центральной Азии. Грузинским транспортным средствам Турция установила
высокие тарифы, что вызвало их банкротство, и на грузинских дорогах
сегодня практически установилась монополия турецких компаний. То же
самое касается и пассажирских автобусов. Власть Грузии с этим не
борется. Хуже того, в руках турецких компаний находятся строительные
тендеры в Тбилиси, финансируемые из бюджета. В руках турецких инвесторов
оказался и Тбилисский аэропорт, тогда как немецкие инвесторы предлагали
государству гораздо более выгодные условия. Власть передала Тбилисский
аэропорт в управление туркам. А Батумский аэропорт объявлен… внутренним
аэропортом Турции (?!). Это ли не скандал?
- Иными словами, опасения турецкой экспансии со стороны
грузинской общественности ничуть не преувеличены. Скорее, власти
пытаются усыпить общественное внимание. А как быть с другой стороной
этой проблемы? Я имею в виду соседний Азербайджан, где всё время
слышишь, что это - «второе турецкое государство». Каковы роль и влияние
азербайджанской общины в Грузии?
- Азербайджанская диаспора в Грузии существует на протяжении веков. Еще
в армии Ираклия Второго против общих врагов Грузии воевали
азербайджанцы. Азербайджанская община не отличалась, да и сейчас не
отличается такими аппетитами, как турецкая. Азербайджанцы в Грузии
заняты в основном в сельском хозяйстве. Традиционно они не очень активны
в политической жизни. Хотя после распада СССР и ослабления российского
влияния азербайджанская диаспора, а также Азербайджанское государство
начали расширять сферы влияния в Грузии. Объявление российского эмбарго в
Грузии и закрытие газопровода принесли азербайджанской стороне большую
выгоду как с политической, так и с экономической точек зрения.
Азербайджан сегодня поставляет Грузии топливо и природный газ по
европейским ценам. Он также предложил Грузии свою дружбу, чем и
воспользуется в случае обострения проблемы Нагорного Карабаха. Что
касается азербайджанского бизнеса, то он в Грузии развивается довольно
активно. Среди азербайджанских компаний выделяется «Сокар», которая
имеет самую большую в Грузии сеть дистрибуции топлива. Эта компания не
вывозит из Грузии свою прибыль, используя огромные суммы для завоевания
монопольного положения на рынках сбыта и труда в Грузии. Здесь мы
столкнёмся и с дискриминацией по национальному признаку – на
бензозаправочных станциях компании «Сокар» работают почти исключительно
азербайджанцы, грузинам или армянам не дают возможности там работать. И
еще один факт, на который сразу же обращают внимание наши зарубежные
гости. В городах и на главных магистралях Грузии появились надписи
только на турецком языке. При советской власти такое было невозможно -
всюду на первом месте были надписи на грузинском языке, а под ними или
сбоку – на русском. Пройдитесь сегодня по Тбилиси, и вы легко поймете,
кто тут правит бал.
- Третья группа тюркского населения в современной Грузии — турки-месхетинцы. Насколько актуальна для Грузии проблема их переселения?
- Что касается турок-месхетинцев, лучше сразу же прямо назвать вещи
своими именами. Такого народа, как турки-месхетинцы, никогда не
существовало. Это – турки, которые в средние века ворвались на тогдашнюю
территорию Месхети и притесняли Самцхе-Джавахети, край, где издавна бок
о бок жили грузины и армяне, в основном под скипетром грузинских царей.
Нынешняя власть в Грузии с удовольствием переселила бы в
Самцхе-Джавахети турок-месхетинцев, то есть попросту турок, но, видно,
связанные с этим вопросы решаются не только в Грузии, оттого у властей и
не всё получается.
- Мы с Вами касались проблемы дехристианизации современного
общества, в частности молодежи. Упадок веры, коснулся едва ли не всех
стран и народов христианской культуры. И, напротив, мы видим
общественный, политический, демографический ренессанс ислама. Каковы
роль и влияние ислама в современной Грузии?
- Так же, как в Европе и России, ислам активизируется и в Грузии, хотя,
думаю, что такую возможность ему открывают сами страны христианской
традиции. Ведь главное в том, что в этих странах всё больше поклоняются
не Христу, а всевозможным идолам – идолам рынка, «толерантности»,
демократии и т.п. В Европе под флагом демократии христианские ценности
подвергаются атакам самых различных антихристианских сил. Например,
демократия не ограничивает пропаганду мужеложества, лесбийского разврата
и, что главное, предоставляет полную свободу проповедникам безверия.
Ничего подобного в мусульманских странах нет, там существует, если
хотите, духовная цензура, и уже по одной этой причине культура ислама
находится в выигрышном положении по сравнению с нами. Напрасно дали
подняться такому ажиотажу вокруг осквернительниц храма Христа Спасителя в
Москве, ведь они именно этого и добивались. Представьте себе, что бы
последовало, если бы они сотворили нечто подобное в мечети или в
синагоге. В усилении ислама в странах христианской традиции виноваты мы,
христиане, когда мы отступаем от предписаний нашей веры. Сегодня очень
много христиан, которые являются таковыми лишь по имени, не по существу.
Святое Евангелие может быть у человека дома в книжном шкафу, а в душе и
в сознании – далеко не всегда. Причин, вызывающих такое положение,
много, хотя, если честно, я не знаю, какая из них наиболее губительна
для нашей веры.
- С Вами трудно не согласиться. Вернемся, однако, к тому, о чём
мы говорили раньше. Каковы политические приоритеты турецкой и
азербаиджанской диаспор в Грузии?
- Приоритет турецкой и азербайджанской диаспор состоит в том, чтобы
расширить ареал своей культуры и религии и, разумеется, расширить свой
бизнес. Об экспансии Турции в Аджарии я уже сказал. Реально мы имеем
дело как с религиозной, так и с экономической экспансией.
- Какова позиция гражданского общества, государственной власти и
Грузинской Православной Церкви в отношении возможной угрозы турецкой
экспансии в Грузии (Аджарии)?
- Общество чрезвычайно озабочено турецкой экспансией. Одним из
подтверждений этого были народные выступления протеста в Батуми против
строительства мечети Азизие с участием тысяч людей. А самый большой
митинг был проведен по инициативе главы Аджарской епархии. Хотя
существуют гражданские организации, которым платят деньги именно за то,
чтобы они содействовали исчезновению в Грузии всего национального,
традиционного и ускорению глобализации, в первую очередь, «глобализации»
наших мозгов, что они часто неприкрыто называют «промыванием мозгов»
(brain washing).
- Каков уровень сотрудничества турецкой и азербайджанской общин
в Грузии в экономической, общественной, культурной и религиозной
сферах?
- У рядовых граждан нет информации ни об их совместных предприятиях, ни
об их собственности, ни каких-либо других данных. О том, что видно
невооруженным глазом, я уже говорил. Можно с уверенностью утверждать,
что исторически отношения грузин и азербайджанцев, с одной стороны, и
грузин и турок – с другой, складывались совершенно по-разному. Сегодня
предпринимаются попытки переписать историю. Это опасно, это можно
сравнить с тем, как меняют кожу некоторые виды змей, когда они
сбрасывают старую кожу прямо на дороге и ползут с новой кожей в том же
кустарнике, в котором ползали на протяжении веков. Сегодня в Грузии
модно ругать прошлое. Нынешняя элита уверена, что всё то, что было
раньше, никуда не годится. Исчезли трепет перед прошлым, уважение к
предшествующим поколениям. Это и есть наша болезнь, которая принесла
Грузии много несчастий, в том числе войну с Россией и разрушение
исторического моста, связывающего нас с русским народом. Для нас
необходимо восстановить этот мост. Чем раньше русские и грузины это
поймут, тем больше шансов будет у обоих народов сохранить свою
самобытность и нашу общую веру.
_______________ Беседовал Эдуард Попов, руководитель Черноморско-Каспийского центра Российского института стратегических исследований (г. Ростов-на-Дону)
Фото: Эхо Кавказа
Источник:
|