В среду, 29 августа, православные празднуют Хлебный или Ореховый Спас.
По православному календарю сегодня - перенесение из Эдессы в
Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа
(944).
Божественный Лик Спасителя, который отпечатался на полотне (убрусе),
является одним из самых распространенных образов в славянской
иконописной традиции. Именно эту икону вышивали на боевых стягах войска,
которые шли в поход; заходя в храм, верующие люди вместе с другими
молитвами читают тропарь Нерукотворному Образу Спасителя, что
свидетельствует об особом почитании святыни.
По евангельскому рассказу, властитель месопотамского города Эдессы
Авгарь страдал проказой. Желая избавиться от поразившей его неизлечимой
болезни и зная об исцеляющих способностях Иисуса Христа, он послал к
Спасителю живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа придти и
исцелить его. Господь обещал послать к князю одного из своих учеников, а
все попытки Анании написать образ Иисуса Христа остались безуспешными.
Тогда Господь попросил подать ему полотенце и отер свое лицо. На
полотенце отпечатался его лик. После воскресения Христа апостол Фома был
послал одного из 70 учеников Христа Фаддея, который с помощью
Нерукотворного образа Спасителя исцелил царя от тяжелого недуга и
распространил там христианство.
Образ Иисуса Христа, прикрепленный царем Авгарем над главными
воротами города, был похищен мусульманами, и лишь девять столетий спустя
был выкуплен византийским императором Михаилом III. В 944 году, в
царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в
Константинополь, тогда же и было установлено празднество в честь этого.
По народной традиции 29 августа - это уже третий Спас. Первый, он же
Медовый или Маковый, приходится на 14 августа - праздник Восхождения
(Вознесения) честных древ Животворящего Креста Господнего; вторым, или
Яблочным Спасом, называется праздник Преображения Господа Иисуса Христа.
И собственно день памяти Нерукотворного Образа Спасителя в народе
называют еще Спас "на полотне" - Хлебный или Ореховый.
"Третий Спас — хлеба припас", — говорили в народе. В этот день
крестьяне сеяли озимую рожь, причем на поля жены провожали мужей с
хлебом и солью. На телегу при этом полагались три снопа, поверх которых и
укладывалась рожь в мешках.
Как сообщал MIGnews.com.ua, изначально
спасов было больше: грибной, хлебный, ягодный. Но наиболее известными
стали три: Медовый Спас, Ореховый Спас и самый главный – Яблочный Спас.
По материалам УНИАН, e-Reading