Эксперимент по внедрению в школьную программу курса основ религиозной культуры и светской этики объявлен завершенным. Учащиеся большинства регионов страны уже выбрали, какой именно модуль из этого курса: православный, исламский, буддистский, иудейский или светский – они будут изучать с 1 сентября.
Родители более 2/3 российских школьников отказались углубляться в изучение той или иной религиозной конфессии. Они захотели, чтобы их дети изучали общие курсы религии и этики, дающие представление об основах всех религиозных культур, официально признанных на территории России.
чтобы взрослые выбрали интегрированный курс,
включающий в себя все религии»
По данным РИА «Новости», которое ссылается на слова главы департамента Минобрнауки Елены Низиенко, к настоящему времени выбор модулей курса «Основы духовно-нравственной культуры России» завершен в 77 субъектах РФ.
Модуль «Основы светской этики» выбрали 47% учащихся, «Основы православной культуры» – 28,7%, «Основы мировых религиозных культур» – 20,3%, «Основы исламской культуры» – 5,6%, «Основы буддистской культуры» – 1,2%, «Основы иудейской культуры» – 0,1%», – сообщила Низиенко.
По ее словам, учебники, по которым будет вестись преподавание этого курса, уже готовы. Кроме того, половина учителей уже обучены тонкостям преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России», другая половина будет подготовлена к 1 сентября 2012 года. Именно с этого времени курс начнут читать во всех четвертых классах российских школ.
Минобрнауки считает завершенным двухлетний эксперимент по внедрению в школьную программу курса, закладывающего основы религиозного восприятия мира.
По словам Низиенко, дальнейшая судьба курса, споры о котором шли с начала 2000-х до 2009 года, будет решаться по итогам преподавания в четвертом классе в 2012–2013 учебном году.
«Вполне возможно, что этот курс будет включен в рамки мировых художественных культур, в рамки других предметов или станет отдельным. Есть разные варианты, которые обсуждаются, как по содержанию, так и по возрасту», – сказала глава департамента.
Между тем опрос газеты ВЗГЛЯД показывает, что результаты выбора большинства родителей – 67,3% («Основы светской этики» – 47% и «Основы мировых религиозных культур» – 20,3%) – говорят о том, что российские граждане нацелены на то, чтобы их дети на религиозной ниве копали не столько «вглубь», сколько «вширь». И это желание поддерживают представители иудейской и мусульманской конфессий, но не представители РПЦ.
Так, один из авторов учебника «Основы иудейской культуры», пресс-секретарь главного раввина России Берл Лазара Андрей Глоцер видит главную задачу религиозного курса в объединении учащихся на основе понимания тех основ духовной жизни, которые есть в каждой религиозной традиции.
«Мы считаем, что этой цели более соответствует не селективный подход к выбору курса, как это происходит сейчас, а преподавание единого общего предмета, который бы рассказывал обо всех существующих на территории России основных религиях», – говорит Глоцер.
По словам Глоцера, такой подход сможет не только объединить общество, но и отчасти решить кадровую проблему.
«Мы понимаем, что при нынешнем положении вещей все дети не могут быть обеспечены преподавателями, – утверждает представитель раввината. – Например, в Красноярском крае сложилась ситуация, когда 22 человека изъявили желание изучать основы иудейской культуры, но в результате из этого ничего не вышло. Школы на местах не могут предоставить несколько педагогов для ведения селективных курсов».
Андрей Глоцер отмечает, что эксперименты, проведенные в регионах, показали, что школам выгоднее выбрать один курс и назначить одного педагога.
«Нашу правоту по поводу единого курса для всех школ подтвердил выбор большинства родителей: по данным Минобрнауки, курсы «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» выбрали 67,3% учащихся», – отмечает Андрей Глоцер.
Точку зрения, аналогичную мнению иудеев, высказывают и представители мусульманства.
«Изначально Совет муфтиев России стоял на той позиции, чтобы этот предмет не был предметом, разделяющим на разные религиозные традиции, а наоборот, был бы неким объединяющим», – заявил газете ВЗГЛЯД заместитель председателя Совета муфтиев России (СМР) Рушан Хазрат Аббясов, отмечая, что СМР изначально предлагал ввести в школы общий для всех курс, который к настоящему времени преобразован в курс «Основы мировых религиозных культур».
По
мнению Аббясова, только такой курс будет способствовать тому, чтобы
представители разных религиозных конфессий могли лучше узнать друг
друга.
«Опросы показывают, что у российских граждан есть
стремление лучше узнать представителей отличных от себя культур, которых
они встречают в повседневной жизни. Например, зная, что наш сосед –
мусульманин, христианин или иудей – отмечает религиозный праздник, мы,
как правило, стремимся его поздравить, и это является важным элементом,
укрепляющим единство российского общества», – констатирует зампред СМР.
По его словам, введение какого-то одного религиозного курса в школе может быть причиной раскола в обществе.
«Мы отмечали случаи, когда в школах преподавался курс «Основы
православной культуры» и к детям, его не посещавшим, относились как к
белым воронам. Более того, между детьми иногда даже возникали споры
теологического характера. Например, мусульмане чтят Пророка Иссу (Иисуса
Христа) как Посланника и Пророка Всевышнего, а в христианстве он
является Божьим сыном», – говорит Рушан Аббясов, подчеркивая, что право
выбора курса остается за родителями или опекунами детей.
Представители педагогического сообщества в целом солидарны с высказанными мнениями. По мнению директора Центра образования № 548 «Царицыно» города Москвы Ефима Рачевского, родителей лучше убедить в необходимости выбрать именно общий курс, дающий представление обо всех религиях.
«Выбирать курс будут родители, а чтобы они сделали правильный выбор, им об этом тоже нужно рассказать. И лучше рассказать так, чтобы взрослые отдали предпочтение интегрированному курсу, включающему в себя все религии. Преподавать эту дисциплину в нашей школе будет один учитель. А вот звать для этого православного священника, муфтия или раввина не вижу смысла. Лучше их потом собрать всех вместе для открытого урока», – считает Рачевский.
По его словам, преподавание религии в школе приблизит российских школьников к европейским сверстникам.
«Вражда и нелюбовь к чему-то всегда идут от незнания. Чем больше будем друг о друге знать, тем меньше будем бояться», – отметил Рачевский.
Впрочем, РПЦ имеет свой взгляд на курс об основах религиозного воспитания.
«Преподавание этого курса не является желанием Церкви. Это есть ответ Церкви на те запросы, которые были в обществе. Еще в 1990-е годы родители просили ввести такой курс в школе. Дело в том, что в нем говорится о фундаменте русской культуры. Кроме того, курс включает в себя основы этики. По словам родителей, в учебном заведении не было ни одного предмета, объясняющего, что хорошо, а что плохо», – пояснил газете ВЗГЛЯД представитель Московского патриархата Владимир Вигилянский.
Священнослужитель отметил, что делать единый курс по религиям нет никакого смысла.
«Все аргументы за введение подобного курса были высказаны. Считаю, что это плохая идея. Зачем нужен брахманизм или индуизм православному мальчику или девочке, когда он не знает, в чем коллизия романа «Преступление и наказание» или какие претензии предъявляет Лев Толстой в «Воскресении». Не нужно детям морочить голову, когда 70% населения считают себя православными. Обязательно должен быть выбор», – отметил Вигилянский.
Кроме того, он заметил, что возраст четвероклассников больше всего подходит для восприятия материала. «Это самый замечательный возраст. Они прекрасно впитывают и понимают все основы и культуры, и этики. Чем раньше это в детях будет, тем лучше», – заключил Вигилянский.
Между тем заведующая кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Московского гуманитарного педагогического института Татьяна Казарова заявила газете ВЗГЛЯД, что четвероклассники еще малы для осознанного восприятия такого предмета.
«Если детям будут рассказывать о религиях в общепросветительском плане, то это еще допустимо. Более глубоко преподавать суть учений лучше в девятом классе. Ведь во всех религиях есть философский подтекст, который трудно воспринимается маленькими детьми», – отметила Казарова.