В Китае украинской диаспоры как
таковой нет, однако есть несколько сотен человек, работающих или
обучающихся в местных вузах. Многие из них, особенно те, кто живут в
Китае с семьей, обязательно красят яйца. По возможности выпекают куличи:
по возможности, потому что крайне мало квартир оборудованы духовыми
шкафами. Те, кто проживает в Пекине, впрочем, в последние годы могут
купить уже готовое изделие в нескольких маленьких «славянских»
магазинчиках, образовавшихся в посольских кварталах. В них же продается
творог, но тот, кто привык делать пасху, должен заранее запастись им - в
самый канун праздника этот продукт в большом дефиците. Тем, кто живет в
других городах, приходится рассчитывать только на свою
изобретательность.
Что касается богослужения, то попасть на него можно только в Пекине,
Шанхае и Гонконге (Специальном административном районе КНР). Всего один
раз, в 2010 году, праздничная Пасхальная литургия состоялась в помещении
Посольства Украины, правил ее представитель Украинской православной
церкви архимандрит Кирилл Говорун (глава Отдела внешних церковных связей
УПЦ), собралось около 100 православных соотечественников. Ни до, ни
после в наше дипломатическое представительство не приглашали священников
править службу.
Желающим отстоять всенощную и утреннюю праздничную Летургию,
причаститься, освятить свои крашенки и куличи, открыт в этот день доступ
на территорию Посольства РФ в КНР в Пекине. Там с октября 2009 года на
постоянной основе действует вновь отстроенный храм в честь Успения
Пресвятой Богородицы, ранее службы по большим праздникам проводили
приезжие священники в Красной Фанзе (в ней размещался
Свято-Иннокентьевский храм до передачи в 1956 году китайским
государством Советскому Союзу для строительства комплекса зданий
Посольства СССР территории Русской духовной миссии). Теперь в
воссозданном храме (который годами использовался советским, а позднее
российским посольством в качестве гаража) окармливает прихожан отец
Сергий Воронин. Отец Сергий отмечает, что с назначением на приход в
Пекине постоянного священника количество прихожан Успенского храма
увеличилось. И действительно, если на утренней службе было всего около
сотни человек, то ночью храм с трудом вмещал всех желающих.
Аналогичную картину можно было наблюдать и в Шанхае, где службы
прошли в Свято-Николаевском храме, где будет править службу протеирей
отец Алексей Киселевич. С 2010 года, времени проведения ЭКСПО в Шанхае,
местные власти позволяют православной славянской общине арендовать
помещение в большие праздники, если они приходятся на выходные дни.
Несколько лет назад из храма убрали модный ресторан.
В Гонконге украинцев и вовсе немного. Но и они стараются пойти на
службу в приход святых первоверховных апостолов Петра и Павла,
обустроенный в офисном здании. Настоятелем его служит протерией отец
Дионисий Поздняев.
Кстати, в Гонконге никто не ограничивает китайцев в их желании
отправить религиозный культ, так что порой люди приезжают с материка.
Зато в Пекине и Шанхае приходят в храмы граждане России, Украины, других
бывших советских республик, стран Европы, Америки, иногда даже Африки –
все, кто крещен по православному обычаю. Нет среди них только китайцев.
Несмотря на то, что в стране насчитывается, по разным данным, от 10 до
15 тыс православных христиан – граждан КНР, религия эта не входит в
пятерку официально разрешенных (список «законных» составляют буддизм,
даосизм, католицизм, протестантство и мусульманство). Посольство РФ в
КНР, ранее еще допускавшее в большие праздники на свою территорию
верующих китайцев, несколько лет назад в ответ на настоятельную просьбу
Государственного управления КНР по делам религии закрыло ворота для
отправления культа гражданам КНР.
О том, чтобы православные имели больше возможностей отправлять свои
религиозные потребности в этой стране, очевидно, пойдет речь в ходе
предстоящего визита в КНР Предстоятеля Русской Православной Церкви,
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который с 12 по 15
мая, согласно программе, побывает в Пекине, Харбине и Шанхае. Во всех
этих городах он, как ожидается, проведет службы, причем в Шанхае власти
пошли на то, чтобы представить для этого Кафедральный Собор в честь
иконы Божией Матери «Споручница грешных». В последние годы Московский
патриархат вообще пытается добиваться укрепления позиций православия в
Китае.
…История православия в Поднебесной восходит в 1685 г., когда в Пекин
силой были приведены потомки русских казаков - албазинцев, плененных при
Императоре Канси. Самой большой трудностью на пути распространения этой
веры было недостаточное количество духовенства и миссионеров. Зачастую
мешали другие, более «агрессивные» религии. На пути проповеди имени
Христова стояло и немало китайских суеверий. К 1860 г. в Китае
насчитывалось не более 200 православных. Более-менее широкое
распространение православия в Китае приходится на вторую половину 19
столетия. В это же время появились первые китайские мученики –
христиане. Произошло это в результате восстания ихэтуаней 1989-1900 гг.,
которое получило на Западе название «боксерского». Оно было направлено
против иностранцев, чье влияние на жизнь империи усилилось с
проникновением западных миссионеров. К лету 1990-го императрица Цыси
велела войскам поддержать восставших. По всему Пекину мятежники жгли
жилища европейцев и кварталы, где жили китайцы-христиане. Кульминацией
кровавых событий стало 11 июня 1900 г., когда ихэтуани зверски замучили
222 православных китайцев, прославленных РПЦ в лике местночтимых святых.
На их крови возрос храм Святых Мучеников.
Ввод в строй Китайской Восточной железной дороги привел к
значительному притоку русских переселенцев, особенно в Харбин, где были
построены, помимо прочего, более 30 православных храмов. Собственная
православная епархия появилась в Манчжурии. До 1916 г. идет интенсивное
храмостроительство, миссионерство и просвещение китайцев. К этому
времени насчитывалось около 6 тыс китайских православных, появились свои
священники и епископы.
Знаковым стал период после 1917 г., когда от Октябрьской революции в
Китай бежали сотни тысяч человек. К 1949 г. в городах и провинциях было
построено до 106 православных храмов. Приход к власти коммунистов в
Китае в 1949 г. погнал верующих дальше по миру. Хотя в стране все еще
оставалось 10 тыс православных христиан, в 1954 г. Русская Духовная
Миссия была закрыта, РПЦ объявила о предоставлении Автономии
Православной Церкви в Китае.
Год 1957 ознаменовался началом разрушения православных храмов. В
Посольстве СССР решением его руководства была уничтожена величайшая
святыня православного Китая - храм Святых Мучеников и колокольня.
Успенский храм был переделан в посольский гараж, ризница - в консульский
отдел, а Свято-Иннокентьевский храм - в зал для приемов и гостиницу
посольства. Между тем, ужесточалась внутренняя политика в КНР в
отношении религий. В 1958 г. Благовещенский храм Харбина был превращен в
цирковое училище, Покровский - в книжный склад, Успенский - в комнату
смеха... По мере ухудшения советско-китайских отношений власти КНР
предложили покинуть пределы страны всем русским, не имевшим китайского
гражданства. Церковная жизнь замерла. Не имея никакой помощи из России,
православные в Китае оказались предоставленными сами себе. В 1964 г. был
закрыт и превращен в склад последний храм в Пекине. В 1965 г. Закрылся
красивейший пятиглавый Кафедральный Собор в честь иконы Божией Матери
«Споручница грешных» в Шанхае, позднее он использовалось под склад,
фондовую биржу и ресторан, в последнее время стал местом проведения
художественных выставок.
О разрушении православных храмов в годы «культурной революции»
известно немногое. Подробно описано очевидцами и пересказано о.Дионисием
лишь разрушение кафедрального Свято-Николаевского Собора в Харбине.
Утром 23 августа 1966 г. хунвейбины с барабанным боем, криками и
плясками ворвались в Собор, поставили на куполах красные знамена. Все
иконы Собора, а также Свято-Алексеевского и Иверского храмов были
сожжены на кострах, предварительно выставленные в рабочих клубах для
всенародного поругания. В течение трех дней хунвейбины беспорядочно
звонили в колокола храмов. Православных священников наряжали в шутовские
халаты, измазывали лица сажей, увешивали плакатами с кощунственными
надписями, давали в руки кресты и в таком виде водили по улицам. После
избиений и издевательств иных казнили, других судили и приговорили к
длительным работам в шахтах и каменоломнях. За 4 дня от Собора остался
лишь фундамент, на его месте вырос памятник «Бойцам культурной
революции».
С нормализацией отношений между КНР и СССР в 1980-х ситуация начала
постепенно улучшаться. Так, в Харбине удалось восстановить деятельность
церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Последний настоятель храма,
о.Григорий Чжу, скончался в 2000 г., и с тех пор службы там не
проводятся. Вынашивается идея восстановления Свято-Никольского храма,
снесенного маоистами, и реставрации здания пятиглавой Свято-Иверской
церкви, используемой под склад и офисы китайских фирм в Харбине. Власти
дали согласие на постройку храма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе,
где живет значительное русское меньшинство.
Однако, даже в случае восстановления православных храмов и изгнания
из их стен явно небогоугодных заведений, проблема окармливания паствы
все равно не будет решена - до сего дня Православная Церковь в КНР не
имеет официального статуса, отчасти потому что не создала в свое время
«Православную патриотическую ассоциацию», которая, по требованию
властей, должна была бы быть признаваемой государством структурой, через
которую и должны были выстраиваться церковно-государственные отношения
(такие ассоциации создали в КНР католики, протестанты, мусульмане,
буддисты и даосисты). С 2003 г. с разрешения Управления по делам религий
правительства КНР полторы дюжины китайцев проходили обучение в
православных семинариях России, однако семинаристам так и не разрешили
служить в Китае. Попытки священноначалия Русской православной церкви
договориться с властями КНР о направлении в Китай священников постоянно
встречали сопротивление.
Тем не менее, отсутствие официального статуса православия в КНР
отнюдь не омрачает праздничного настроения наших соотечественников,
которые активно готовятся встретить Светлое Христово Воскресенье.