За последние несколько лет многие украинцы перестали теряться,
имея дело с магазинами, существующими в сети. Тем более, что самих
онлайн-магазинов стало столько, что приобрести там можно хоть кухонный
комбайн, хоть коллекцию фарфоровых слоников. Правда, законодательство о защите прав потребителей хоть и распространяется на Интернет,
не всегда действует так, как хотелось бы. Тем не менее, в ходе тесного
общения с онлайн-торговцами сложилось несколько правил, которые помогут
снизить уровень нервотрепки до минимума.
Как выбрать магазин?
Одним
из главных плюсов покупок «из-за клавиатуры» является возможность
комфортного мониторинга цен на понравившийся товар во всех магазинах
сразу. Не отходя от монитора, можно также сравнить условия приобретения,
провести «разведку» всевозможных акций
и спецпредложений. Минус – то, что ничего нельзя увидеть воочию,
потрогать руками, примерить, если речь идет об одежде, понюхать, если
речь идет о парфюмерии. Тем не менее, выбирать сам магазин, исходя из
одного только ассортимента или низких цен, не стоит.
Одним из
основных показателей хорошей работы онлайн-торговцев являются довольные и
постоянные клиенты. Идеально, когда тот или иной магазин рекомендуют
несколько ваших знакомых, которые не заинтересованы ни в материальном
поощрении от продавца, ни в том, чтобы подложить вам небольшую «свинку».
Второй
вариант – поискать отзывы там же, где находится и сам магазин, то бишь в
Интернете. Конечно, веб-страница самих торговцев с «подчищенными до
состояния правдоподобности» отзывами вряд ли будет показательной. Но вот
на форумах и в соцсетях пользователи не стесняются говорить
«правду-матку». «Отфильтровав» вездесущих троллей и просто неадекватных
жителей всемирной паутины, можно составить хоть и субъективное, но
более-менее показательное впечатление о магазине.
Еще один момент
- наличие и условия доставки, а также способы оплаты. Если магазин
предлагает на выбор несколько способов получения товара (самовывоз,
курьерская доставка, доставка почтой) и несколько способов оплаты (
оплата карточкой, наличными при получении, через банковское отделение
или при помощи онлайнового сервиса типа WebMoney), то это очень хорошо.
Личный опыт говорит о том, что «оплата по факту» после получения и
проверки качества покупки является одним из самых надежных способов расчета.
Не
следует пренебрегать и другими советами, которыми поделился с
«Багнетом» координатор Центра потребительского контроля «ЧЕК» Игорь
Каневский. «Особенностью покупок в Интернете является то, что
отсутствует визуальный контакт покупателя с товаром. Это, кстати, было
одной из основных причин краха в Украине так называемой каталожной
торговли, существовавшей до эпохи Интернета. Тогда у покупателей
возникало много проблем с возвратом товара. С этим же сталкиваются
потребители и сейчас. Наиболее показательный пример – покупка бытовой
техники, электроники. Можно заметить, что сейчас многие
интернет-продавцы идут по тому же пути, что и их «оффлайн»-собратья. То
есть создают розничные супермаркеты в «натуральную величину». Я не
думаю, что интернет-торговля в ее канонических формах сможет в наших
реалиях выжить. Так или иначе, даже интернет-торговцы будут вынуждены
искать возможность показать человеку товар. Наиболее «хитрые»
интернет-продавцы советуют покупателю пойти в обычный магазин крупной
ритейлерской сети, найти желаемый товар, посмотреть, пощупать его, и уж потом заказать в Интернете»,- считает Игорь Каневский.
Немаловажные мелочи
Проникшись
симпатией к тому или иному магазину, не стоит терять голову в
предвкушении выгодной покупки. При оформлении заказа пообщайтесь с
представителем службы поддержки.
Вам должны подтвердить время и место получения покупки, назвать точную
стоимость с учетом дополнительных затрат или скидок, сообщить номер
заказа. Если есть какие-либо сомнения, лучше сразу уточнить информацию
до того, как заказ поступит в обработку. Впрочем, помните также то, что
закон гарантирует возможность отказа от покупки, а также обмена или
возврата непонравившегося товара в течение 14 дней.
«Первое,
на что следует обращать внимание покупателям – наличие товарного чека
с указанием даты покупки, с подписью и печатью продавца. Второе – это
заполненный гарантийный талон, если покупка предусматривает наличие
гарантии. В-третьих, если товар доставили, не поленитесь проверить, в
каком он состоянии, не поленитесь, например, включить технику. Если
позволяет время, я бы советовал заранее подъехать в офис
интернет-магазина. Ведь, если Вы все же соблазнились невысокой ценой, то
такой косвенный показатель, как более-менее приличный офис, поможет
многое сказать о фирме. Также, если Вас начинают «динамить», откладывают
сроки доставки товара, ссылаются на то, что товар «вот-вот приедет»,
подумайте, а стоит ли вообще ввязываться в эту авантюру. Может, есть
смысл сэкономить нервы и, переплатив 2-3%, купить этот же товар в
известном обычном магазине»,- подчеркнул Игорь Каневский.
Напомним также, что не так давно в Украине появился законопроект, который обяжет интернет-магазины работать не с товарными, а с кассовыми чеками. И последнее: в Интернете можно купить все, даже билеты в Рай и Ад. Убедитесь только, что Вам это действительно нужно.
Валентина Дудко