Разгадка загадки Первомая 1960 года — часть II
И ответ на вопрос, как и кем уничтожен нарушитель
Окончание. Начало читайте в предыдущем номере.
Неделю назад в газете «ВПК» увидела свет первая часть
статьи, автор которой отвергает выдвинутые ранее на страницах нашей
газеты версии о том, кто сбил американский самолет-шпион в небе над
Свердловском 52 года назад. Читателям было предложено рассмотреть два
рисунка – кальки с данными СРЦ ЗРВ и РЛС РТВ. Завершаем публикацию
материала. Впрочем, не исключаем, что точка в этой давней истории,
возможно, еще не поставлена.
Аргументы спорные и неоспоримые
В статье «Загадка Первомая 1960 года»
Б. К. Самойлов вспоминает: «Через несколько секунд операторы ручного
сопровождения поочередно доложили, что произошел срыв автоматического
сопровождения по всем трем координатам – дальности, азимуту и углу
места. При выполнении боевых стрельб это следует, как правило, за
физическим разрушением цели». Подполковник И. И. Новиков доложил на КП
бригады: «По имеющимся признакам цель поражена», так как на экранах
индикаторов цель начала быстро менять свои параметры и характеристики».
Однако и здесь Б. К. Самойлов допускает неточность. Момент встречи
ракеты с целью хорошо виден в кабине «У» на всех экранах индикаторов, а
подрыв боевой части и поражение цели отображаются в виде яркого
светового пятна неправильной формы. После этого происходит срыв
автоматического сопровождения (АС). Ничего подобного ни подполковник И.
И. Новиков, ни офицер наведения 5-го зрдн в тот момент не наблюдали. Как
уже отмечалось, срыв АС по трем координатам произошел из-за маневра
цели на большой дальности сопровождения (существовавшая в то время
следящая система могла сопровождать цель в режиме автоматического
сопровождения при условии, когда летательный аппарат двигался
практически прямолинейно и равномерно).
В отличие от Б. К. Самойлова С. Б. Селин в статье «Нарушитель уничтожен. Но как и кем?»
вначале пишет, что операторы ручного сопровождения «увидели, как вместо
контрастной и четкой отметки от самолета образовывается облако от
обломков… машины и остатков ЗУР». Правда, тут же поправляется, считая
это сомнительным, так как «U-2 еще планировал до полного разрушения 15
километров». Кроме того, автор признает, что «цель не стала падать
камнем вниз, а меняя маршрут, пошла со снижением на северо-восток от
Свердловска и потом вообще пропала».
Приведенная Селиным картина боя рождает целый ряд вопросов.
Во-первых, откуда взято описание экранов индикаторов РС, во многом
напоминающее изображение момента поражения цели на телевизионном
оптическом визире «Карат» (год принятия на вооружение 1970-й)? Кто автор
этих воспоминаний? Во-вторых, сбитая цель всегда падает в том районе,
где она поражена. Только поврежденный самолет какое-то время может
лететь со снижением и потерей скорости. В-третьих, если ракета 5-го зрдн
37-й зрбр под командованием подполковника И. И. Новикова действительно
сбила самолет Пауэрса на дальности 26 километров, то почему летчик в
протоколах допросов ничего не говорит о взрыве возле хвостовой части
Lockheed U-2 недалеко от станции Полдневая? Почему самолет не упал сразу
после подрыва БЧ ракеты, а с набором высоты и скорости, маневрируя (!),
успешно долетел до станции Косулино, где дислоцировался дивизион майора
М. Р. Воронова?
Возникает и еще один резонный вопрос. Если самолет Пауэрса был
поражен на дальности 26 километров, то тогда каким образом дивизион под
командованием капитана Н. И. Шелудько смог поразить Lockheed U-2,
находившийся на дальности не менее 70 километров?
Не выдерживает критики и аргумент Б. К. Самойлова и С. Б. Селина о
пассивных помехах. Согласно имеющимся документам боевой расчет под
командованием майора М. Р. Воронова сопровождал самолет Пауэрса в
обычных условиях. Доклад о том, что цель поставила пассивные помехи,
поступил лишь после того, как запущенная дивизионом ракета подорвалась
возле хвостовой части Lockheed U-2. Офицеру наведения старшему
лейтенанту Э. Э. Фельдблюму и операторам ручного сопровождения, не
имевшим опыта боевой стрельбы на полигоне, достаточно сложно было
отличить на экранах индикаторов подрыв боевой части и поражение цели от
внезапно появившегося облака пассивных помех. Несмотря на допущенную
ошибку в определении результатов пуска ЗУР, содержание докладов старшего
лейтенанта Э. Э. Фельдблюма и майора М. Р. Воронова совпадает с
описанием того, как выглядит на экранах индикаторов реальное поражение
цели.
В качестве еще одного доказательства уничтожения Lockheed U-2 5-м
зрдн 57-й зрбр Б. К. Самойлов и С. Б. Селин приводят места падения
обломков самолета-шпиона и место приземления самого Пауэрса. По
официальной версии, высотный разведчик был поражен в хвостовое оперение
ракетой дивизиона майора М. Р. Воронова на дальности 27 километров.
Из-за потери хвоста машину развернуло на 180 градусов и она стала
падать. По Lockheed U-2 открыл огонь зенитный ракетный дивизион капитана
Н. И. Шелудько, что привело к еще более непредсказуемой траектории
движения самолета в воздухе. Обломки разведчика падали с севера на юг.
Это зафиксировано в докладе начальника штаба 4-й ОА ПВО генерал-майора
А. Сюхина главкому Войск ПВО страны Маршалу Советского Союза С. С.
Бирюзову. На кальке с данными от СРЦ ЗРВ («ВПК», № 17, рис. 1) в
границах зоны поражения 1 и 2-го зрдн 57-й зрбр пунктиром показана
траектория падения разваливающейся машины. Хорошо видно, почему обломки
Lockheed U-2, как пишет С. Б. Селин в одной из своих публикаций,
действительно сыпались чуть ли не на позицию дивизиона майора М. Р.
Воронова.
По воспоминаниям сына Пауэрса, который посетил Москву два года назад и
представил документальный фильм о полете Lockheed U-2, его отец покинул
самолет не сразу, а лишь достигнув высоты, на которой летчик смог
дышать нормальным, а не разреженным воздухом (примерно 4 км). На схемах
Б. К. Самойлова («ВПК», №№ 4, 5) и С. Б. Селина («ВПК», №№ 11, 13)
нарисован порядок падения обломков разведчика, который полностью
совпадает с материалами расследования комиссии Министерства обороны
СССР. Разница заключается лишь в том, что, по версии обоих авторов,
машина была сбита ракетой не 2-го зрдн майора М. Р. Воронова, а 5-го
зрдн 37-й зрбр подполковника И. И. Новикова (причины, по которым 5-й
зрдн 37-й зрбр не мог сбить самолет Пауэрса, подробно рассматривались
выше).
Ветераны 4-й отдельной армии ПВО вспоминают, что уже после
уничтожения Lockheed U-2 командование объединения по своей инициативе
многократно разбирало действия командиров полков, бригад и дивизионов,
над которыми пролетал Пауэрс, и каждый раз убеждалось, что высотный
самолет-разведчик был сбит 2-м зрдн, которым в тот момент командовал
майор М. Р. Воронов.
Две взаимоисключающие версии
Еще один важный вопрос, требующий детального рассмотрения, касается
маршрута полета Lockheed U-2. Согласно версиям авторов «Загадки Первомая
1960 года» и «Нарушитель уничтожен. Но как и кем?» он кардинально
отличался от того, который указан во всех официальных документах. Б. К.
Самойлов в своей статье вспоминает, что на кальке с информацией,
перенесенной им с планшета дальней воздушной обстановки, трасса
перемещения машины Пауэрса в небе над Уралом «…была более прямолинейная,
чем на Карте боевых действий ЗРВ 4-й ОА ПВО 1 мая 1960 года… и никаких
«разворотов на 180 градусов» или «резкого поворота вправо» самолет не
совершал». Более того, Б. К. Самойлов утверждает, что согласно этой
кальке Lockheed U-2 пролетал как раз над зоной поражения 5-го зрдн 37-й
зрбр.
В отличие от Б. К. Самойлова С. Б. Селин предлагает другую схему
уничтожения американского воздушного шпиона ракетой дивизиона
подполковника И. И. Новикова. Как уже говорилось, на ней, в частности,
отмечено, что Lockheed U-2 был подбит «вдогон» на дальности 26
километров, а не примерно 50 километров, как у Б. К. Самойлова. С. Б.
Селин утверждает, что после поражения ракетой дивизиона И. И. Новикова
«U-2 еще планировал до полного разрушения порядка 15 километров».
Предположим, что это действительно так. Прибавляем к расстоянию 26
километров (дальность, на которой по схеме С. Б. Селина был сбит
Lockheed U-2) еще 15 километров. Получаем 41 километр. До места падения
хвостовой части, двигателя самолета Пауэрса и обломков ракеты не хватает
порядка 35–40 километров.
При изучении схемы С. Б. Селина возникают и другие вопросы. Ранее он
опубликовал в Интернете копию кальки, составленную по данным от РЛС РТВ.
На ней темно-коричневым пунктиром он нанес трассу полета самолета
Пауэрса, совпадающую с версией Б. К. Самойлова. Несмотря на то, что
сделанная С. Б. Селиным пояснительная запись затушевана, при желании
можно прочесть следующее: «Маршрут, которым на самом деле, по информации
Самойлова, участника стрельбы 5-го зрдн Новикова, летел Пауэрс». Однако
в статье «Нарушитель уничтожен. Но как и кем?» С. Б. Селин вновь
вернулся к варианту поражения Lockheed U-2 ракетой дивизиона И. И.
Новикова на дальности 26 километров. Таким образом, на сегодня Б. К.
Самойловым и С. Б. Селиным предложены две взаимоисключающие версии
уничтожения американского разведчика в районе 5-го зрдн 37-й зрбр.
Кроме предположений Б. К. Самойлова и С. Б. Селина существует ряд
официальных документов. Среди них две стрелковые карточки боевой
стрельбы (5-го зрдн подполковника И. И. Новикова и 2-го зрдн майора М.
Р. Воронова), калька с данными от РЛС РТВ и калька с данными от СРЦ ЗРВ,
а также схема, нарисованная генерал-лейтенантом Г. С. Легасовым.
На схеме заместителя председателя комиссии главнокомандующего
Войсками ПВО страны генерал-лейтенанта Г. С. Легасова («ВПК», № 20,
2010) хорошо видно, что машина Пауэрса совершила плавный поворот вправо
на 90 градусов примерно на дальней границе зоны поражения 5-го зрдн 37-й
зрбр. Это же подтверждает и калька, сделанная на основе данных от СРЦ
ЗРВ («ВПК», № 17, рис. 1). На ней бросается в глаза маневр Lockheed U-2.
Самолет шел прямо на дивизион И. И. Новикова, затем подлетел к дальней
границе поражения, слегка коснулся ее и повернул вправо, обойдя дальнюю
границу зоны поражения соседнего 6-го зрдн, а затем снова повернул влево
на 90 градусов и двинулся в сторону 2-го зрдн под командованием майора
М. Р. Воронова. Как видим, вопреки утверждению Б. К. Самойлова и С. Б.
Селина разведчик не летел почти прямолинейно, а периодически совершал
различные плавные маневры (иногда и с разворотом) для повторного
проведения фотосъемок военных объектов и оборонных предприятий, что
подтверждают изъятые у Пауэрса фотопленки.
Согласно кальке с данными от РЛС РТВ («ВПК», № 17, рис. 2), которые
осуществляли проводку нарушителя воздушного пространства СССР на всем
протяжении его полета, американский самолет-шпион вообще не залетал в
зону поражения дивизиона Новикова, а прошел правее ее. Некоторые
несовпадения в маршруте Lockheed U-2 на двух кальках (от РЛС РТВ и СРЦ
ЗРВ) связаны с планшетным способом отображения информации, об
особенностях которого уже шла речь.
Был ли заговор?
Таким образом, все известные на сегодня официальные документы
сходятся в одном – 5-й зрдн 37-й зрбр не мог сбить машину Пауэрса, так
как максимальная дальность поражения ракеты 13Д при Нц=20 километрам
составляет 28 километров. Пуск ЗУР был произведен в тот момент, когда
цель уже находилась за пределами зоны поражения (Д=32 км) и уходила от
дивизиона. Кроме того, есть материалы расследования трех комиссий –
Министерства обороны СССР, КГБ СССР и Главной военной прокуратуры,
отчеты командира дивизиона майора М. Р. Воронова и офицера наведения
старшего лейтенанта Э. Э. Фельдблюма, которые подтверждают, что
американский самолет-шпион был сбит 2-м зрдн под командованием майора М.
Р. Воронова.
Если честно говорить, то в «теорию заговора» Министерства обороны
СССР, КГБ СССР и Главной военной прокуратуры, предложенную Б. К.
Самойловым и С. Б. Селиным, несмотря на некоторые нестыковки в докладах
членов комиссии МО, связанные со сжатыми сроками расследования, поверить
сложно. Не могли, повторяю, представители сразу трех крупнейших
государственных ведомств дать команду подделать стрелковые карточки
боевой стрельбы, кальки с маршрутом полета Пауэрса, а также множество
других документов лишь ради того, чтобы «украсть» победу у подполковника
И. И. Новикова и командования 37-й зрбр, отдав лавры триумфатора майору
М. Р. Воронову и командованию 57-й зрбр во главе с полковником С. В.
Гайдеровым.
Да и с какой стати? Чтобы в пределах одной и той же 4-й отдельной
армии ПВО спасти погоны одних офицеров и генералов, сбивших МиГ-19 со
старшим лейтенантом С. И. Сафроновым, и «подставить» под удар других
офицеров и генералов? Тем более что пользы от такой аферы немного. Любая
информация, связанная с полетом Пауэрса, наверняка тщательно собиралась
в частях ПВО офицерами военной контрразведки и тут же передавалась в
КГБ СССР в Москву.
Маршрут полета Lockheed U-2 одновременно видели на своих экранах индикаторов операторы целого ряда РЛС радиотехнических войск.
В зоне ответственности 4-й ОА ПВО самолет-шпион первым обнаружила
радиолокационная рота 37-го радиотехнического полка (город Орск),
расположенная в Карабутаке. При подлете машины Пауэрса к Свердловску ее
проводку устойчиво осуществляла входившая в состав 82-го
радиотехнического полка (город Серов) отдельная радиолокационная рота,
дислоцировавшаяся в Арамиле.
Цель устойчиво сопровождали и выдавали ее координаты на вышестоящий
КП станции разведки и целеуказания (РЛС П-12) сразу нескольких зенитных
ракетных дивизионов. В частности, СРЦ во 2-м зрдн майора М. Р. Воронова
на предельной дальности обнаружила высотный разведчик и выдала его
координаты на КП бригады и на КП дивизиона. Согласно кальке с данными от
СРЦ ЗРВ («ВПК», № 17, рис. 1) Lockheed U-2, якобы пролетавший через
зону поражения 5-го зрдн 37-й зрбр подполковника И. И. Новикова, как
минимум должны были видеть и сопровождать операторы радиолокационных
станций 6-го зрдн 37-й зрбр, 2-го зрдн и 3-го зрдн 57-й зрбр. Однако нет
ни одной кальки из этих подразделений, на которых самолет-шпион летел
бы через зону поражения 5-го зрдн.
Но допустим, что подделка документов членами трех государственных
комиссий все-таки имела место. Тогда число задействованных в
изготовлении «липы» лиц должно быть не менее полутора десятков. После
распада СССР в 1991 году наверняка кто-то из этих людей поведал бы СМИ о
том, как его заставили исказить истину, связанную с полетом и
уничтожением самолета Пауэрса. Однако за 20 с лишним лет ни одного
такого человека не нашлось.
Еще один важный момент. По итогам стрельбы по Lockheed U-2 понесли
наказание как раз те офицеры и генералы, которых, по версии Б. К.
Самойлова и С. Б. Селина, должна была спасти фальсификация материалов
расследования. Лишился своего поста командующий авиацией округа.
Несмотря на то, что дивизионы майора М. Р. Воронова и капитана Н. И.
Шелудько успешно поразили самолет-шпион, исполнявшему обязанности
командира 57-й зрбр полковнику С. В. Гайдерову за гибель самолета МиГ-19
объявили служебное несоответствие, а затем сняли с должности. Майору А.
Шугаеву, сбившему истребитель со старшим лейтенантом С. И. Сафроновым,
объявили полное служебное несоответствие и через некоторое время уволили
из Вооруженных Сил.
Импровизация на планшете
Сейчас трудно установить, почему в 5-м зрдн 37-й зрбр калька с
отображением сообщений, поступавших по сети оповещения, оказалась
несовместима с данными целого ряда других независимых источников
радиолокационной информации. Вероятнее всего причину значительного
отклонения трассы Lockheed U-2 следует искать не в чьем-либо злом
умысле, а в тех непростых условиях несения службы, о которых в своей
статье упоминает Б. К. Самойлов: «…инженерное оборудование стартовой
позиции еще не завершилось. Не было защищенного КП зрдн, убежищ для
личного состава стартовой батареи. Жилая зона также находилась в стадии
строительства. Отсутствовали жилые помещения для офицерского состава, а
казарма для сержантского и рядового состава не достроена. Не было
постоянного электроснабжения, источника питьевой воды и прочих удобств».
Не вина подполковника И. И. Новикова, что личный состав
сформированного только в мае 1959 года 5-го зрдн 37-й зрбр в основном
занимался строительством, несением караульной и внутренней службы, а не
боевой подготовкой. Поэтому вполне возможно, что в дивизионе во время
боевой работы у планшета мог оказаться неопытный солдат, который в общей
обстановке крайней нервозности и напряжения в какой-то момент
растерялся и пропустил часть важной информации, поступавшей по сети
оповещения. Могли возникнуть и проблемы (как всегда, в самый
ответственный момент) с проводной линией связи внутри дивизиона либо с
работой наушников у планшетиста (подобное тоже случалось). В таких
случаях сразу после окончания учений командир дивизиона, чтобы «не
ударить лицом в грязь», обращался к командиру соседнего зрдн и на
основании его кальки делал свою. Однако на сей раз поступила команда
срочно представить материалы объективного контроля в штаб бригады, а
кабины опечатать. В такой ситуации, вероятно, пришлось импровизировать и
дать указание проложить на планшете дальней воздушной обстановки
возможную (а не реальную) трассу цели.
После стрельбы подполковник И. И. Новиков еще не знал, как будут
развиваться события дальше. Зато он прекрасно понимал, к каким лично для
него неприятным последствиям может привести промах по нарушителю
воздушного пространства СССР (выше уже говорилось о тех серьезных
взысканиях, которые были наложены на старших офицеров 4-й ОА ПВО).
Подполковнику И. И. Новикову нужно было как-то оправдать пуск ракеты
«вдогон» по цели, находившейся за дальней границей зоны поражения, вот и
могла появиться калька с трассой Lockheed U-2 в районе 5-го зрдн 37-й
зрбр. Многие ветераны Войск ПВО страны вспоминают, что до создания
полноценной аппаратуры объективного контроля фактов подгонки отчетов о
проделанной на учениях боевой работе, к сожалению, было немало.
В заключение хотелось бы сказать, что версий происходившего в 5-м
зрдн 37-й зрбр 1 мая 1960 года может быть не одна и не две, а множество.
Окажись лейтенант Б. К. Самойлов во время боевой стрельбы в своей
родной РЛС П-12 рядом с индикатором кругового обзора, а не в кабине «П»,
многое о событиях того дня он смог бы рассказать как очевидец, а не
поведать от третьего лица. Да и нам сегодня не пришлось бы недоумевать
по поводу, как можно сбить самолет на дальности более 50 километров
ракетой, способной в управляемом режиме пролететь порядка 28 километров,
или удивляться фантастическим возможностям американского разведчика
Lockheed U-2, у которого зенитная ракета на расстоянии 26 километров
незаметно для Пауэрса разрушила хвостовое оперение, а самолет, несмотря
на это, сумел, маневрируя, пролететь с набором высоты и скорости еще
примерно 50 километров и лишь потом начал разваливаться.
Источник:
|