"Фольксваген-жук" (Volkswagen Käfer) - самый массовый автомобиль в
истории человечества. Его неспроста называют одной из "икон" двадцатого
века: это и символ послевоенного западногерманского "экономического
чуда", и высокого немецкого качества, и моторизации человечества, и
молодых бунтарей второй половины 1960-х–начала 1970-х годов. Даже еще до
того, как было налажено производство ныне культового авто, его пытались
использовать в "третьем рейхе" в качестве инструмента пропаганды.
Забытый конструктор
Широко известно, что в 1934 году Гитлер поручил знаменитому конструктору
Фердинанду Порше (Ferdinand Porsche) наладить массовое производство
простой в обслуживании и дешевой (не дороже тысячи рейхсмарок) модели
автомобиля. Назвали проект Volkswagen ("Народный автомобиль"). Но мало
кто знает, что еще в 1931 году главный редактор немецкого автожурнала
Motor-Kritik и автоконструктор Йозеф Ганц (Josef Ganz) разработал 30
прототипов малолитражек, одна из которых называлась Maikäfer ("Майский
жук").
Йозеф Ганс
В 1933 году Ганц представил модель Superior, созданную для фирмы
Standard. Машина была снабжена расположенным сзади двухцилиндровым
двигателем, трубчатой рамой и независимой подвеской всех колес. Именно в
рекламе модели Standard Superior впервые в истории появилось слово
Volkswagen - "Народный автомобиль". В том же году машина была показана
на Международной авто- и мотовыставке в Берлине.
Superior приглянулся Гитлеру, и руководство фирмы назначило Йозефа Ганца
руководителем проекта Volkswagen. Но допустить, чтобы "народный
автомобиль" делал еврей, нацисты не могли. Конструктора отстранили от
работы, фирме Standard запретили использовать слово Volkswagen, а журнал
Motor-Kritik был объявлен "еврейской фальшивкой". После вызова на
допрос в гестапо Ганц бежал за границу. Он умер в 1967 году в Австралии,
где работал инженером-конструктором в одной из дочерних фирм General
Motors.
Реклама "народного автомобиля" Йозефа Ганса
Помимо Ганца большой вклад в создание "народного автомобиля" - еще до
прихода национал-социалистов к власти в Германии - внесли и другие не
менее талантливые разработчики, такие как венгр Бела Барени, чех Ганс
Ледвинка и немец Эдмунд Румплер (Edmund Rumpler). Справедливости ради
нужно отметить, что и Фердинанд Порше ко времени назначения его
руководителем проекта Volkswagenуспел разработать для фирм Zündapp и NSU
заднемоторные малолитражки, которые вполне можно рассматривать в
качестве прототипов будущего "жука".
Образцово-показательный завод
Так что весьма распространенное мнение о том, что идея создания
"народного автомобиля" принадлежит чуть ли не самому Гитлеру, не
соответствует действительности. Все вышеперечисленные разработки были
созданы еще до прихода нацистов к власти. Позднее, кстати, конкуренты
Volkswagen также попытались вывести на рынок сравнительно дешевые
автомобили собственной конструкции.
Так, в 1935 году Opel представил модель Р-4, которая
пользовалась неплохим спросом. Но Гитлеру не понравилось, когда на
демонстрации новой машины прозвучали слова о том, что это и есть
автомобиль для немецкого народа. Диктатор хотел видеть стопроцентно
немецкий, а не "инородный" автомобиль, созданный фирмой, которой
руководили американцы.
В 1937 году появляется организация, название которой можно перевести как
"Общество подготовки производства народного автомобиля". Проходят
испытания первых опытных моделей. 26 мая 1938 года закладывают первый
камень в основание нового завода. На гигантской по тем временам стройке
трудились около 10 тысяч человек. Город Фаллерслебен, где должен был
быть построен завод, тоже был выбран не случайно: здесь родился немецкий
поэт-классик Гофман фон Фаллерслебен, автор песни "Германия, Германия
превыше всего", ставшей позднее гимном Германии.
Впоследствии по настоянию британцев место, где расположилось
предприятие, было переименовано в Вольфсбург (по названию расположенного
неподалеку замка), По замыслу создателей завод должен был стать
образцово-показательным: здесь были просторные комнаты отдыха, душевые
кабины, спортивные площадки... Оснащение автофабрики тоже было одним из
самых передовых в Европе. Правда, нацистские пропагандисты предпочитали
умалчивать, что существенная часть производственного оборудования была
закуплена в США.
Образцово-показательный город Вольфсбург
На новеньких конвейерах предполагалось собирать модель Volkswagen-38 с
4-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, независимой подвеской
всех колес, несущей платформой и кузовом аэродинамической формы. Имел
этот автомобиль, который позднее получит прозвище Käfer ("жук"), и
другое обозначение - KdF (Kraft durch Freude) - аббревиатура названия
нацистского движения "Сила через радость". Любопытно, что сталинское
руководство в конце тридцатых годов также задумывалось над созданием
"народного автомобиля". Выпускаться он должен был на заводе под
названием КИМ - Коммунистический интернационал молодежи.
От "Фау-1" до легковушек
Для финансовой поддержки производства народного "жука" объявили подписку
на покупку новой модели и сбор предварительных взносов. Но напрасно 336
тысяч немцев начали сдавать деньги: в 1939 году нацистский режим
развязал Вторую мировую войну. Заводу пришлось срочно
перепрофилироваться. Здесь стали выпускать армейские вездеходы, колеса
для танков, а позднее и ракеты "Фау-1". А вместо немецких рабочих и
техников, которые, по первоначальному замыслу, должны были наслаждаться
благами социальной системы, в цехах день и ночь трудились военнопленные и
подневольные рабочие с оккупированных территорий. В конце войны
Volkswagenпостигла та же участь, что и большинство немецких промышленных
предприятий: бомбежки союзников сравняли с землей почти все заводские
постройки. Тем не менее, демонтажа уцелевшего оборудования удалось
избежать. Более того, уже в 1945 году британцы оккупационные силы,
нуждавшиеся в транспортных средствах, разрешили возобновить здесь выпуск
легковушек.
С конвейера сходит миллионный "Фольксваген-жук". 5 августа 1955 г.
В 1947 году стартует их массовое производство. Через несколько лет
"жуки" завоевывают репутацию надежных, практически "вечных" автомобилей.
"А он все едет, и едет, и едет..." - так звучала знаменитая реклама
середины прошлого века. А с 1950-х начинается триумфальное шествие
"Фольксвагена-жука" по планете. Он стал настоящим "гражданином мира" -
самым массовым автомобилем в мире, обогнав по числу выпущенных
экземпляров легендарную фордовскую модель Т.
5 августа 1955 был с конвейера сошел миллионный Käfer, а к 1972 году
было выпущено уже 15 миллионов автомобилей этой модели. 19 января 1978
года выпуск культового авто в Германии был прекращен, но его продолжали
производить заводы в Бразилии и Мексике. 30 июля 2003 года был выпущен
последний латиноамериканский "жук" с порядковым номером 21.529.464.
Сейчас на него можно полюбоватьтся в музее Volkswagenв Вольфсбурге.