Изборский клуб призвал «красных» и «белых» к историческому согласию
В Изборске когда-то правил сын Гостомысла Словен, а потом он
достался во владение его племяннику Трувору – брату Рюрика. Уроженцем
Ульяновска (тогда – Симбирска) был воспевший Российскую империю и
Российское государство Карамзин, выходцем из него – последний министр
внутренних дел империи Протопопов, безуспешно пытавшийся подавить
Февральскую революцию, а кроме того – Керенский и Ленин.
Сходство этих двух городов в том, что оба они являются своеобразными
символами перехода, то есть окончания старой эпохи и наступления новой.
Изборский клуб
учредился в первом городе, а призвал к согласию «красных» и «белых», а
также к признанию ценности СССР как символа высшего успеха России и
единству истории – во втором. Есть логика.
Намерение мириться «красных» и «белых» болезненно восприняли
«черные» – то есть националисты, которые больше любят себя, объявляя
себя «русскими», чем собственно Россию, которую они готовы разделить на
части с теми, кого русскими не признают. Но в самом клубе таких не было.
Не все «белые» оказались готовы к такому разговору. Не все готовые к
примирению и к обсуждению темы видели, как можно помириться. Но при
этом все понимали, что на сегодня объединяющего в политике больше, чем
разделяющего в истории. Кто-то из них соглашался мириться и даже
простить «красных», если те покаются в своей вине и примут православие, и
даже готовы были принять в качестве культовой фигуры Сталина. Но при
этом пытались обвинять в преступлениях Ленина, хотя, строго говоря,
именно он освободил церковь от государственного подчинения и
гарантировал обладание объектами, необходимыми для осуществления служб.
Кто-то все-таки пытался осуществить синтез и признать большевизм в
варианте «национал-большевизма», при отречении «красных» от Маркса,
марксизма и интернационализма, но согласившись на признание роли Ленина.
Третья позиция все же оказалась наиболее конструктивной. «Платформа
Трех» (Черняховский, Шевченко, Дугин) заключалась в том, что вообще
лучше говорить не о синтезе идеологических постулатов, а о политическом
союзе вокруг актуальных задач и целей. Каждый сохраняет при этом свои
идеологические и ценностные пристрастия, но при этом все признают:
- что рыночная идеология и рыночная организация экономики исчерпали себя;
- что для возрождения экономики России нужно активное участие
государства в экономике и необходимо само сильное государство,
выражающее интересы большинства граждан и социально ответственное перед
ними;
- что России необходим технологический производственный прорыв,
создание производства новой, информационной эпохи, в котором наука
превращается в непосредственную производительную силу, а человек
освобождается от роли придатка организационной и производственной машины
и становится над ней как организатор и контролер;
- что такой прорыв невозможно осуществить на рыночных началах:
принятие их в современных условиях неизбежно будет ставить Россию в
полуколониальное подчиненное положение по отношению к остальному миру.
Россия должна восстановить свою территориальную целостность в
границах как минимум 1985 года, то есть должны быть выполнены решения
Заключительного акта Хельсинкского совещания о неприкосновенности
границ. России должны быть также возвращены зоны ее ответственности,
определенные Потсдамской конференцией 1945 года. Мировое сообщество
должно компенсировать России потери, понесенные ею за время после
осуществленных ей в конце 1980-х годов односторонних экономических и
политических уступок. Принцип национального суверенитета провозглашается
первичным по отношению к любым международным актам международных
организаций.
Соответственно, утверждается принцип, гласящий, что в первую очередь
согласие нужно искать в целях и в будущем, а не в прошлом. Говорить
нужно не о том, что разделяет, а о том, что объединяет.
Это означает, что необходимо:
- взаимно отказаться от мести за прошлое;
- отказаться от преследований и осуждений;
- отказаться от попыток разжигать противостояние и создавать нетерпимую обстановку друг для друга;
- признать за каждым из пошедших на согласие право на свою ничем не
стесненную деятельность и на открытое изложение своих взглядов, но без
попытки разжигать нетерпимость к враждебной стороне.
То есть предлагается создать своего рода «союз во имя прогресса»,
предполагающий сохранение исторической памяти и разнообразия в прошлом.
В целом эти позиции не вызвали принципиального возражения у других
участников, которые согласились взять за основу предложенные постулаты
согласия в самой системе отношений, в определенной технологии и
процедуре «окончания гражданской войны»:
- уважение взглядов сторон и мотивов действия представителей каждого из лагерей во время ее протекания;
- перенос споров об их исторической правоте из политико-публицистической в историко-академическую сферу;
- отказ от рассмотрения как досоветского, так и советского периода в качестве некой «черной дыры истории»;
- создание (что в значительной степени было сделано уже в советский период) общего героико-мифологического пантеона;
- оказание исторических почестей представителям досоветской России
не может сопутствовать умалению почестей деятелям советского периода;
- принятие в качестве общего правила толерантности уважительности в дискуссиях представителей обеих традиций;
- взаимный отказ от нагнетания уничижительности и ненависти в отношениях сторон;
- отказ от переименований географических, транспортных и культурных
объектов; в особых случаях, с объектами особого исторического значения –
равноправное использование двойного наименования;
- равная представленность идеологий и сакрализованных подходов сторон в публичных мероприятиях и учебном процессе;
- признание равноправия идеологических традиций.
И если первый день работы ульяновской сессии Изборского клуба был
днем достаточно жестких споров, а иногда и демонстративно-ритуальных
действий, то второй стал днем принятия единой позиции по вопросу о
создании Музея СССР как выраженного демонстративного действия, как
образа будущего восстановления позиций России в мире, ее экономики и
евразийской интеграции.
Империи не умирают, и сам Советский Союз, собравший территории
расколотой страны, в этом отношении был назван символом восстановления,
равно как и символом достигнутого в его период высшего могущества и
мирового влияния России.
И члены Клуба, и губернатор Ульяновской области приняли обращение к
президенту РФ с предложением о создании музейного кластера, посвященного
СССР и ряду связанных с его успехами отраслей – от музея истории
образования до музея истории авиации.
При этом особо выделялся актуализированный сегодня запрос на
позитивную историю. Если страна и народ существуют и, несмотря ни на
что, являются далеко не последними в мире страной и народом – значит, их
история все же была успешной. И через какие бы трагедии и трудности ни
проходили страна и народ, они, так или иначе, всегда их преодолевали. И
значит, у них есть основания для гордости.
То есть история должна быть предметом позитивной самоидентификации. И
история СССР должна быть признана одним из наиболее ценностно значимых и
успешных периодов отечественной истории. Это не означает, что она
должна быть сведена к официально-пропагандистскому рекламному изложению,
и нелепо было бы не обращать внимания на ошибки, сложности и трагедии
этого периода. Только говоря о них, нужно говорить правду, показывая и
удельный вес поражений на фоне веса побед, и масштаб трагического на
фоне масштаба героического. И если за период с 1921 по 1953 годы от
политических репрессий пострадали (кто-то – заслуженно, кто-то –
незаслуженно) около 4 млн человек – не нужно молчать о том, что это
было, но нужно честно говорить, что их удельный все составлял менее 2%
от численности населения страны.
Не нужно молчать о том, что были пострадавшие невинно, но не нужно
молчать и о том, что пострадавших за свою реальную вину было больше.
Правда – так правда. И музей СССР должен быть музеем Правды, которая
прежде всего состоит в том, что СССР был самым великим из государств в
истории человечества. Государством, которое не «потерпело крах», а было
разрушено. И еще предстоит сказать, кем и как.
Но главная правда, по мнению и «белых», и «красных», собравшихся на
родине создателя СССР, все-таки в том, что народу и стране нечего
стыдиться истории СССР, который является для них в первую очередь
предметом гордости. И день образования СССР, 30 декабря, должен быть
признан памятным праздничным днем современной России.
Великие государства возникают там, где на них есть запрос. И раз запрос есть – они возвращаются.
День образования СССР, 30 декабря, должен стать праздником и в современной России.
Если страна и народ, несмотря ни на что, существуют – значит, их история была успешной.