Гетман Войска Запорожского Иван Золотаренко, заподозренный поляками в
характерничестве, был убит в 1655 году в городе Старый Быхов выстрелом
из ружья с колокольни католическим органистом Томашем. Убийца признался,
что был подготовлен к этому злодейству католическими ксёндзами, которые
дали ему «пулю из священной чаши, освящённую и укреплённую специальными
заговорами».
Вынутая из тела гетмана пуля действительно была
необычной: середина в ней была серебряная с латинскими буквами. Тело
Золотаренко отвезли на родину в город Корсунь, чтобы похоронить в
деревянной церкви, за его счёт построенной. Когда в присутствии многих
жителей и духовенства началась церемония погребения, то неожиданно от
удара молнии церковь загорелась и «тело убитого вместе с церковью сгорело в пепел».
По мнению В. Пилата, «после
крещения Руси преследуемые князьями и греками волхвы, жрецы и
воины-охранники храмов объединялись в тайные общества и в отдалённых от
крупных городов местах начали создавать Сечи. На островах Днепра,
побережьях Буга и Днестра, в Карпатах и многочисленных лесах Украины
(Руси) волхвы основали школы боевого закаливания и подготовки, в которых
путь воина к вершинам совершенства опирался на родную веру, извечные
обычаи и обряды. Здесь мы можем вспомнить предшественников казачества
XVI века – таинственных степных бродников, вигонцив галицких и другие
военные общины. Недаром и Запорожская Сечь возникла на острове Хортица».
Казакам-характерникам
молва приписывала способность творить иррациональное, например,
«наводить манну» на противников, заставлять их видеть нереальные образы.
Утверждается, что в истории противостояния запорожцев и поляков были
зафиксированы такие случаи: гонятся ляхи за запорожцами и тем негде
спрятаться, тогда казаки-характерники ставят среди поля копья по кругу и
входят в особое психоэнергетическое состояние. Ляхи видят среди поля
дубовую рощу… И проходят мимо.
Казаки поступали так и при
необходимости защитить себя на отдыхе. Лагерь окружался характерником
копьями, и противник при приближении принимал их за заросли камыша.
Характерники
якобы умели изготовлять «крики»: брали камыши, окунали их в воду и
воск, затем кричали на них. Воск каким-то «волшебным способом»
запечатлевал крик. Такие заговорённые камыши разбрасывали по степи.
Наступит на них в сумерках или рано утром вражеский конь, и раздастся
крик – казак на сторожевом посту предупреждён о приближении неприятеля.
Рассказывали ещё, что казак-характерник Иван Богун провёл ночью своё
войско через польский лагерь так, что ни одна вражеская собака не
залаяла...
В 1775 году, когда посланные Екатериной II войска подошли
к Запорожской Сечи для её разрушения и захвата архива, часть казаков,
возглавляемая характерниками, убежала за Дунай в Турцию, где основала
Задунайскую Сечь (на территории современной Румынии).
Интересующиеся
отечественной историей могут найти на эту тему много интересных фактов в
интернет-пространстве, мы же ограничимся статьёй украинского
исследователя Романа Мискина на сайте «Казачий стан» (http://cossackstan.ru).
* * *
– Да что ж это за характерник, дедушка?
–
Характерник бывал человек очень разумный и знал всякую всячину; его и
пуля не брала, и сабля не рубила; у него на всё было средствие и способ,
на всё хорошее слово и польза. Характерники знали все броды, все плавы
по Днепру и другим речкам; характерник из воды выводил сухого и из огня
мокрого, у них была лыцарская совесть и добродушие... Вот что были
характерники.
Писатель Евгений Гребёнка.
Роман «Чайковский», 1843 г.
Удивителен и загадочен мир народных преданий и легенд, донесших до
нас образы событий времён стародревних. Отгремели звенящие битвы,
отшумели людные походы, ушли на веки вечные герои тех лет, сгинули
бесследно в толще столетий. Но память народная бережно хранит деяния их,
порою причудливо приукрашенные сказочным вымыслом, и предания эти,
переходя от отца к сыну, из уст в уста, и образуют ту непрерывную живую
нить, что зовётся наследием духовным. Прерви эту нить – и отсечёшь ствол
от корней, и зачахнет, истает даже самое сильное древо. Возобнови её – и
вновь полнокровной могучей кроной зашумит оно, гордо вздымаясь ввысь.
Так
и казачество – нет уж больше ни грозных днепровских порогов, ни буйной
волелюбной Сечи, а над славным Великим Лугом плещутся нынче волны
Каховского моря. Но не умерла, не пропала память о Запорожье, сохранила
для нас волшебные старинные сказания про загадочных характерников, этих
умудрённых ратной жизнью чудесников и лукавых лыцарей-чародеев, коих ни
пуля не брала, ни сабля не рубила. Говаривали старые сечевые деды, будто
эти бессмертники могут на людей туман насылать и сон навевать, в хортов
(борзых. – Ред.) оборачиваться, в речки переливаться,
на двенадцати языках сердито разговаривать, из воды сухими, а из огня
мокрыми выходить и заранее ведать тайные вражьи замыслы. А потому и
стояли веками на страже мира православного эти воины-знахари, защищали
грудью своей от всякой напасти чужедальней и нечисти басурманской святые
днепровские берега.
Большинство преданий и легенд про характерников
были записаны на Украине только в XIX веке, однако первые упоминания о
них уже встречаются в летописях, относящихся ко второй половине XVI
века. Польский историк Папроцкий, описывая неудачный поход гетмана
Самуила Зборовского в Молдавию в 1583 году, приводит следующие сведения.
Возле турецкой крепости Аслам-города в понизовье Днепра во время
переговоров с высланной делегацией один из казаков не удержался и
выстрелил в татарина. Зборовский так был возмущен этим, что хотел было
казнить виновного, но этому воспротивилось всё войско, защищая своего
товарища, который дорог ему был тем, что считался «характерником»,
умевшим заговаривать вражеские пули и делать их безвредными как для себя
лично, так и для отряда, в котором он находился.
Однако ещё раньше
Мартин Бельский, описывая в своей «Хронике» битву Ивана Подковы с
молдавским господарем Петром под Яссами в 1577 году, упоминает, что
будто бы среди запорожцев был казак, который заговаривал ружейные пули.
Остаётся лишь гадать, был ли это один и тот же человек, или же
исторические сообщения относятся к разным лицам, но достоверно известно
одно – традиция характерничества проявляет себя уже на самом раннем этапе запорожской истории и корнями своими уходит в седую древность.
Само
это слово «характерник» (от греческого character – отличительная черта)
обозначает человека, наделённого необычными, сверхъестественными
способностями и в силу этого уже резко выделяющегося в казачьей среде.
Хотя часто бывало и наоборот – народная молва считала характерником
личность сильную, неординарную и приписывала ей чудесные качества. Так
произошло со знаменитым кошевым Иваном Сирком, полковником Семёном
Палием, сотником, а позднее наказным атаманом черноморцев Захарием
Чепигой.
В то же время предания донесли до нас имена характерников,
совсем не упоминавшихся в исторических документах, но имевших, видимо,
вполне реальных живых прототипов. Таких казаков-чародеев нередко
именовали также галдовниками (от украинского галдовать – колдовать) и
заморочниками, потому как умели они напускать морок (туман, сон), а
иногда просто называли знахарями и колдунами.
Самой яркой и необычной
чертой характерников была их неуязвимость для пуль и сабель – именно
благодаря этому волшебному свойству запорожские чародеи и попали в поле
зрения упоминавшихся уже польских историков. Верования эти были
настолько крепки, что даже спустя три столетия всё ещё ходили среди
украинских поселян и были записаны многими исследователями, например
Д.И. Яворницким в его сборнике «Запорожье в остатках старины и преданиях
народа» (1888 г.).
В народном воображении издревле бытовала вера в
то, что заговорным молитвенным словом можно отвадить любую беду, в том
числе и ратную. К сожалению, текстов исконно запорожских «характерств»,
или «замолвлений», до нас не дошло, но представление о них можно
получить из книги И. Сахарова «Сказания русского народа» (1849 г.).
Во
многих воинских заговорах обращаются к мужу каменному или девице
красной, что ратным делом красуются и заповедывают, чтобы пули были не в
пули, стрелы не в стрелы, и шли бы они во чисто поле, в мать-сыру
землю, и чтобы ножи булатные, сабли вострые, пищали, топоры и бердыши
были смирными и вреда бы не причиняли. Выказывались пожелания, чтобы
тело было крепче белого камня, а платье крепче панциря и кольчуги и чтоб
от каменной одежды той и пуля, и сабля отскакивали бы, как молот от
наковальни, чтоб железо и сталь вертелись бы кругом, как у мельницы
жернова, но тела не трогали. Эти и подобные тексты словесной магии были
хорошо известны именно в казачьей среде с её воинским укладом жизни и
ещё довольно часто встречались в XX веке у донских и кубанских казаков.
Характерникам
же приписывалось умение наводить морок, или «омману», на врага
колдовскими чарами. В своей книге «Народная память о Запорожье. Предания
и рассказы, собранные в Екатеринославщине в 1875–1905 гг.» Я.П.
Новицкий приводит легенду о битве турок с русским войском, на помощь
которому приходит запорожский галдовник: турки порубили друг друга.
Согласно многочисленным преданиям характерники могли навевать и различные видения.
Такие
сказочные предания о характерниках были очень популярны в народной
среде, особенно часто встречающийся мотив о том, как хитрый запорожец
отводит врагам очи и они не могут его ни связать, ни заковать в цепи.
Подобный сюжет появляется и на страницах романа «Чорна рада»
Пантелеймона Кулиша, известного писателя и этнографа.
Следующей
удивительной особенностью характерников была их способность к
оборотничеству. Вообще же «ликантропия» (превращение людей в волков) в
славянских землях имеет корни глубокие. Самые ранние сведения о ней
сохранились у Геродота (V век до н.э.) в его знаменитой «Истории», где в
книге четвёртой «Мельпомена» описываются нравы скифского народа НЕВРОВ,
могущих оборачиваться в волков.
Рассказ Геродота более чем через
два тысячелетия смыкается с многочисленными этнографическими данными о
волколаках, верования в которых были живы на Украине до самого недавнего
времени.
Вообще же культ волка у индоевропейских народов очень
древний и сложный и напрямую связан с воинскими функциями. Покровителем
волков у славян считался святой Егорий (Георгий, Григорий), заменивший
собою в божественном пантеоне Перуна. В языческие времена образ
громовержца представляли в сопровождении двух волков, считавшихся его
хортами (псами). И ведь именно о превращении в хорта свидетельствуют
легенды о кошевом Сирке.
Интересно, что от слова «хорт» происходит и
название запорожской колыбели – острова Хортицы, который ещё в более
древние времена назывался островом святого Георгия. Именно к этому
острову, по сообщению «Повести временных лет», прибило идол Перуна после
его низвержения в Киеве.
В волка умели превращаться, как говорит
«Слово о полку Игореве», и некоторые древнерусские князья – и не только
Всеслав Полоцкий, но и сам князь Игорь при бегстве из половецкого плена.
Так что совсем не случайно запорожское казачество появилось именно
на Хортице, этой дохристианской святыни, дающей нам ключ к разгадке
многих тайн характерников.
С культом волка, по всей видимости,
связано и умение галдовников с помощью особых верцадел (зеркал) видеть
за несколько вёрст вокруг себя и знать вражьи замыслы. В украинском
языке бирюка, волка-одиночку, называют ещё вовкун или «вiщун»,
приписывая ему ведовские свойства. А от ведуна до знахаря, как
говорится, один шаг.
И действительно, в образе характерников мы
найдём немало черт, роднящих их со знахарями-шептунами, и прежде всего
это касается различных «замолвлений» не только от пули и сабли, но и от
опоя коня, укушения змеи, кровотечения из раны.
И если воинские
заговоры довольно широко бытовали среди казачества, особенно в кругу
пластунов, то лечебные молитвы были уделом немногих. Такими казачьими
медиками у запорожцев и черноморцев большею частью были кашевары. Вот
что пишет о них С.Н. Сергеев-Ценский: «Это были вообще серьёзного
склада люди, дававшие обет безбрачия и строго державшие этот обет,
почитавшие свое кашеварство настолько святым занятием, что не давали
казакам даже уголька из костра запалить люльку, когда варился борщ.
Костру, впрочем, они придавали и лекарственное значение и неизменно
зажигали его тогда, когда оказывался среди казаков раненный черкесской
пулей или шашкой».
Процесс приготовления пищи в украинских
верованиях всегда считался занятием мистическим, сопровождаемым
заговорами – его предваряло разжигание «ватры» (живого огня) и взятие из
колодца «непочатой» воды, да и сама каша часто была пищей ритуальной,
стоит вспомнить хотя бы рождественское сочиво или поминальную кутью. Так
что знахарство и кашеварство часто переплетались между собою в народном
представлении.
Со знахарями роднит характерников и знание
всевозможного чародейного зелья – разрыв-травы для снятия цепей и
отпирания замков, нечуй-травы для нахождения кладов, чаклун-травы (т.е.
колдовской травы) для неуязвимости в бою. Галдовники, так же как и
знахари, были непримиримы в борьбе со всякой нечистью и чертовщиной и
даже изгнали всех ведьм с запорожских земель.
Эти общие волшебные
свойства в конце концов переплелись между собою и нередко на
Слобожанщине обыкновенного знахаря называли «характерником», а
бабку-шептуху «характерницей». Но при всей общности черт разница между
характерниками и знахарями-кашеварами довольно велика и не стоит эти
понятия смешивать.
Среди многочисленных преданий о галдовниках особо
выделяются сказания о кошевом Иване Сирке, личности действительно
колоссальной в истории XVII века. И друзья, и недруги одинаково
отзывались о нём как о человеке замечательных военных дарований, и
именно при нем Запорожская Сечь достигла апогея своего могущества.
Рассказывали,
будто Сирка сабля не могла взять и он бывало подставлял своему джуре
(слуге) под удар руку, но на ней оставался лишь синий след. Сказания о
магической силе Сирковой руки были очень популярны, и в одном предании
он назван даже Сирентием Праворучником.
НАША СПРАВКА. Иван Дмитриевич Сирко родился около 1610 года. Умер в 1680 году. Кошевой атаман Запорожской Сечи в течение 12 лет (с 1663 года). За период пребывания в должности атамана провёл 54 сражения, при этом ни разу не оказался побеждённым. По преданию, в 1812 году казаки три раза обнесли руку Ивана Сирко вокруг занятой французами Москвы, и судьба Великой армии была решена. Турки называли его Урус-Шайтаном.
После
смерти своего кошевого запорожцы, по преданию, отрезали правую руку его
и с ней везде ходили на войну, а в случае беды выставляли её вперед,
говоря: «Стой, душа и рука Сирка с нами!» Лишь после разрушения
Запорожья казаки схоронили руку его, но не схоронили они с ней души его:
он вовсе не умер, он жив до сих пор, он и теперь воюет где-то с врагами
казачьей вольности.
Известны в преданиях и другие исторические
личности, такие как Семен Палий, Григорий Сагайдачный, батько Харко
(Захарий Чепига), казак Кравчина – все они также считались
характерниками.
Легенды донесли до нас и весьма колоритные образы
последних запорожских галдовников, доживавших свой век уже после
разрушения Сечи на хуторах и пасеках, где они «плодили пчелу». Среди них
казак Джереливский, который сам ковал и заговаривал ружья, запорожцы
Канциберы, заколдовавшие свои деньги и спрятавшие их в земле, старые
сечевые деды Пластун, Усатый и Довгый. После смерти этих казацких
чародеев люди долго не осмеливались селиться в тех урочищах, поскольку
верили, будто нечистый там выл, кричал и хохотал на всю плавню.
Вообще
же чего только не рассказывали в народе про запорожских галдовников!
Говорили, что они могут нарисовать на стене лодку и уплыть на ней,
нырнуть в кухоль воды и вынырнуть где-нибудь в море, бросить бурку на
воду и на ней переправиться через реку, словно на плоту. Все эти
сказочные свойства в конце концов и вовсе заслонили собою настоящий
облик запорожского казака, и он в глазах обывателя приобрёл ореол
таинственности и загадочности. Однако истинной подоплёкой всех этих
разговоров были вполне реальные недюжинная казацкая смекалка и
неподдельная любовь к родной земле.