Березинская водная система
Главной исторической достопримечательностью заповедника является Березинская водная система, построенная в 1797 - 1805 гг.
на месте древнего торгового пути "из варяг в греки". Сооружение системы
позволило установить сквозное водное сообщение между реками бассейнов
Черного и Балтийского морей. Однако подобные попытки соединения рек
предпринимались в еще более раннее время.
Но идея создания сквозного водного пути была реализована лишь во времена правления императора Павла I. Указом от 25 февраля 1797
года он поручил действительному тайному советнику графу Сиверсу,
директору водных коммуникаций края, «наладить водное сообщение между
Западной Двиной и Днепром посредством Березины». На производство всех
работ была утверждена смета в размере 329 387 рублей.
Белорусский историк И.Д. Довгялло описал хронологию
строительства Березинской водной системы, отдельные этапы которой
приведены ниже. Так, в 1799 г. была выполнена первая на водной системе
работа – выкопан отводной, или осушительный канал между шлюзами 5 и 6 по
левую сторону Соединительного канала; в 1802 построен Соединительный
канал от оз. Плавно до оз. Береза, сданы шлюзы 1,4,5,7; в 1804 г.
завершены работы на 1-м Лепельском и Веребском каналах, готовы к
эксплуатации шлюзы 2, 3, 8, 9, 10, 11, в 1805 – построен 2-1 Лепельский
канал и шлюзы 12, 13, 14.
Создание Березинской водной системы - огромная по тем временам
работа, потребовавшая расширения и спрямления берегов рек, прокладки 6 каналов,
возведения 14 шлюзов и 6 плотин. Строительство велось в тяжелых
условиях, среди лесов, топей и болот, с помощью примитивных орудий труда
- лопат, топоров и тачек. Начиналась водная система устьем Сергучского
канала и заканчивалась устьем реки Уллы.
Для прокладки трасс каналов специально подобраны участки местности с
чередованием болот, песчаных гряд и холмов, что было экономически
выгодно использовано при строительстве – в низких заболоченных местах
русло каналов шириной по дну 10-15 м, по верху 25-30 м проходило в
полунасыпях, предохранявших прилегающую местность от затопления и
существенно увеличивавших глубину каналов.
Основной, Соединительный (или Березинский) канал длиной 8 км
был проложен по древнему волоку – кратчайшему переходу по суше через
Главный водораздел, между группами озерам бассейна Днепра – Ольшица,
Плавно, Манец и Западной Двины – Оконо, Береща. Сергучский, Веребский и
Чашникский каналы спрямляли извилистые участки рек Сергуча, Берещи и
Уллы. Первый и второй Лепельские каналы улучшали судоходство в районе
Лепельского озера.
14 шлюзов системы обеспечивали стабильные глубины в каналах,
создание запасов воды для проводки судов и сплава древесины по каналам.
Все шлюзы были однокамерными, с наклонными стенками, выложенными тесаным
камнем, нижняя их часть вертикальная, укреплена деревянными сваями.
Двустворчатые ворота шлюзов и ряжевые ящики – деревянные, засыпаны
песком с глиной и камнями.
Аккумуляция водной массы, сбрасывание ее излишков в многоводные годы,
рыбопроходные и другие функции выполнялись плотинами на реках Сергуч,
Береща, Эсса и Улла. Плотины имели по несколько пролетов со съемными
стойками для пропуска леса, габаритных грузов и судов, а также подъемные
мосты для проезда гужевого транспорта. По конструкции запирающих
устройств, различным механизмам и применявшимся строительным материалам
плотины аналогичны шлюзам.
Сергучская плотина (Ур. «Пристань») запирала нижнее течение
реки Сергуч и направляла воду в Сергучский канал, при необходимости
сбрасывала излишки воды по природному руслу реки и действовала как
рыбоход. Весной и в многоводные периоды пропускала дополнительный
молевой сплав и плоты по старому руслу р. Сергуч, минуя канал. Вместе со
шлюзом 3 обеспечивала полноводность и глубины реки Бузянки и
приводораздельных озер Ольшица, Плавно, Манец, Домжерицкое.
Берещинская плотина выполняла функции, аналогичные Сергучской, на реке Береще в Веребском канале. 1-я Эссинская
регулировала сток и питала соответствующими попусками воды входящий в
систему участок реки Эссы для создания на нем судоходных глубин. 2-я Эссинская плотина
обслуживала мельницу в г. Лепеле, направляла воду из устьевой части
реки в оз. Проша и 1-й Лепельский канал, сбрасывала излишки воды в оз.
Лепельское, минуя шлюз 11.
Улльская плотина отводила излишки воды из оз. Лепельского, так
как шлюз 12 был не в состоянии пропустить ее полный объем. Пропускала
россыпью лес вниз по р. Улле и создавала на шлюзе 12 и на 2-м Лепельском
канале требуемые глубины. Чашникская направляла воду из р. Уллы в
Чашникский канал, сбрасывала необходимый объем стока р. Уллы в
Чашникскую петлю, минуя канал, для пропуска части древесины к бумажной
фабрике в г. Чашники.
Расход воды на шлюзование в Сергучском и Соединительном каналах
осуществлялся из группы мелководных, с небольшой водосборной площадью
приводораздельных озер Ольшица-Плавно-Манец и связанного с ними р.
Сергуч оз. Теклиц. Дополнительными резервуарами водного питания в
Сергучском канале служили оз. Домжерицкое и влага, аккумулированная
торфяниками прилегающих болотных массивов.
После постройки шлюзов и плотин уклоны водной поверхности и,
соответственно, скорости течения и расходы воды значительно снизились,
что несколько упростило проводку судов и грузов в обоих направлениях.
Наиболее удобным для лесосплава и судоходства был южный отрезок водного
пути (от водораздельного оз. Плавно до р. Березины) – падение уровня
воды составляет 4 м на 25 км.
В период активной эксплуатации Березинская водная система надежно обеспечивалась государственной поддержкой.
Профилактика и ремонт водной системы круглый год проводились
вспомогательными инженерными службами. Для обслуживающего персонала при
гидротехнических сооружениях были возведены жилые дома с хозяйственными
постройками.
Высококачественный корабельный лес из Витебской и севера
Минской губерний стал доставляться в порты Черного и Балтийского морей
всего за один летний сезон. Предметами вывоза были также древесный
уголь, деготь, смола, пушнина, хлеб, лен и др. Обратно завозились
металлы, металлические изделия, необходимые продукты питания, предметы
производства.
В настоящее время некогда оживленная водная трасса полностью утратила свое лесосплавное и транспортное значение
(сплав леса по системе прекратился в 50-х годах, по Березине – в
1975-м). Деревянные гидротехнические сооружения разрушились, о них
напоминают лишь каменные откосы шлюзовых камер и плотин, полусгнившие
остатки деревянных конструкций, которые еще можно разглядеть на дне
каналов.
Сегодня - это владения бобров, выдр, уток и тысяч других представителей флоры и фауны заповедника.
© 2010 ГПУ "Березинский биосферный заповедник"
Источник: http://berezinsky.by/content/ru/bws.html
|