№56-57, пятница, 30 марта 2012
Как начиналась Русь
Версия «Повести временных лет» Петр КРАЛЮК
6360
год от сотворения мира или, как считают, 852-й год от Рождества
Христова, является важной датой в истории украинских земель. Именно с
того времени можем говорить о существовании Руси-Украины. В «Повести
временных лет» с этой даты ведется летоисчисление и сказано, что с тех
пор наша земля стала называться землей Русьской. Звучит это в переводе
так: «В год 6360 [852], индикта 15,
когда начал Михаил царствовать, стала называться... Русьская земля. А о
сем мы узнали [из того], что к этому цесарю приходила Русь на Царьград,
как вот писал [Георгий] в летописце греческом. Тем-то и отсюда начнем, и
число положим». Далее идет широкая хронология: говорится, какие важные
события происходили от сотворения мира до Рождества Христова, а затем от
Рождества до времен императора Михаила ІІІ, дальше же идет речь о том,
какие князья правили на Руси со времен Михаила ІІІ до Ярослава Мудрого и
Святополка. При этом указывается, сколько лет миновало от одного
события к другому. Правда, приведенная хронология не является точной.
Завершается статья под 6360 годом такими словами: «Но мы к предыдущему
вернемся и расскажем, что сделалось в эти лета, как вот мы раньше начали
быть — [в] первый год [царствования] Михаила — и по порядку положим
числа [лет]». Сначала обратим внимание
на концептуальные моменты в приведенной летописной статье. В ней
выделяются такие ключевые события в хронологии — Рождество Христово (что
вполне понятно для христиан) и правление императора Михаила ІІІ,
которое трактуется как начало русьской истории и государственности. И
хотя автор этой статьи ссылается на греческое летописание, собственно,
«Хронику» Георгия Амартола, он, вероятно, придерживался
общераспространенных представлений древнерусских интеллектуалов, что
именно в этих временах стоит искать «начало Руси». ВИЗАНТИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР МИХАИЛ ІІІ И СТАНОВЛЕНИЕ РУСЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Почему
именно император Михаил ІІІ (840—867) стал ключевой фигурой русьской
истории для летописца? Конечно, здесь дали о себе знать грекофильские
симпатии. Однако времена императора Михаила ІІІ действительно были
важными как для Руси, так и в целом для славянского мира. Во
времена Михаила ІІІ закончился период иконоборческого кризиса, который
продолжался с 711-го по 843 г. В это время из-за конфликтов внутреннего
характера империя пришла в упадок. Михаилу ІІІ, точнее его соратникам,
пришлось выводить ее из этого тяжелого состояния. Важную роль сыграл
соправитель императора Варда, а также один из самых выдающихся
византийских ученых того времени Фотий, который 28 декабря 858 г. стал
константинопольским патриархом. Варда в
849 г. реформировал Магнаврскую школу в Константинополе, основанную еще
в 425 г. императором Феодосием. Эта школа была превращена в заведение
университетского типа, которое получило название Пандидактерион.
Некоторые его считают первым европейским университетом. В
Пандидактерионе преподавание велось на греческом и латинском языках,
изучались философия, в частности произведения Платона и Аристотеля,
право, медицина и риторика. Какое-то время здесь работал
Константин-философ, которого считают одним из «апостолов славян». Со
временем Пандидактерион стал школой религиозного типа, где большое
внимание уделялось теологическим вопросам. Относительно
Фотия, то он был известен не только как ученый. Известный немецкий
византолог Г. Острогорский дает ему такую характеристику: «Фотий был
самой выдающейся личностью, самым способным и самым находчивым
дипломатом среди всех, кто до сих пор находился на патриаршем престоле в
Константинополе». ПОХОДЫ РУСИЧЕЙ НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ С
Фотием связан, по нашему мнению, один момент, который присутствует в
приведенной летописной статье под 6360 г. Там, в частности, говорится,
что во времена Михаила ІІІ Русь приходила на Константинополь. В
данном случае нет точного датирования. Однако из византийских
источников известно, что в 860 или 861 году, когда император Михаил ІІІ
находился в походе на арабов, русичи окружили столицу Византии, ограбили
ее околицы, причинили много зла грекам и спокойно с добычей вернулись
домой. Этот поход продемонстрировал большую милитарную силу русичей и
вызвал довольно большой резонанс как в Византии, так и за ее пределами.
Чтобы организовать такой поход, необходима была соответствующая
государственная организация. Не зря древнерусский летописец связывал с
этим походом начало Руси. О данном походе писал и патриарх Фотий в двух
своих беседах. Есть о нем упоминания и в других источниках. Очевидно,
этот поход заставил политическую верхушку Византии обратить внимание на
«русьский» и в целом «славянский» вопрос. Не без санкции Фотия в это
время Константин-философ оказывается с дипломатической миссией в
Северном Причерноморье. Основная его задача — обратить в христианство
хазар, которые господствовали в этом регионе. О поездке Константина к
хазарам, его диспуты с еврейскими и мусульманскими служителями культа
говорится в Паннонском житии этого славянского апостола, а также и в
других источниках. Казалось, хазарская
миссия не имела отношения к Руси. Но это не так. Хазарский каганат в то
время был не только самой крупной военно-политической потугой Северного
Причерноморья и Приазовья, он также пытался подчинить своей власти
восточнославянские племена, в частности полян. Христианизировав Хазарию,
византийцы могли сделать из нее своего союзника, введя ее в сферу
своего влияния. В таком случае они могли с помощью хазар сдерживать
русичей от нападений на Византию. Осуществил
ли Константин во время «хазарской миссии» какие-то шаги в направлении
христианизации русичей, сказать трудно. Нехватка источников не позволяет
воспроизвести эти события. Есть как сторонники, так и противники мысли,
что Константин крестил русинов. Правда, в упоминавшемся Паннонском
житии встречаем сообщение, будто он нашел в Корсуне (Херсонесе)
Евангелие, писаное русьскими письменами. Относительно «настоящего языка»
этого Евангелия существуют разные мнения, но само по себе это
упоминание является интересным. Очевидно, в Херсонесе, который был самым
крупным христианским центром в Северном Причерноморье, осуществлялись
попытки христианизировать «варварское» население и с этой целью
переводились религиозные тексты на местный говор. Еще
одним моментом, который дает определенные основания говорить о
возможности проповеди Константина среди русьского населения, является
«Речь философа», которая размещена в «Повести временных лет» и
приписывается именно этому деятелю. Правда, «Речь...» будто бы
провозглашалась перед князем Владимиром Святославичем, который жил на
сто лет позже Константина. Однако не является ли это отголоском «давней
памяти» о том, что Константин провозглашал такую проповедь перед
каким-то языческим князем, например Аскольдом, который, вероятно,
возглавил поход русичей на Константинополь в 860 или 861 году? Очевидно,
в начале 60-х гг. ІХ ст. византийцам не удалось христианизировать
русичей и усмирить их. Правда, в это время проводилась христианизация
других славянских народов. В 863 г. Константин и его брат Мефодий
оказываются в Великоморавской державе, где осуществляют христианизацию
местного населения. В то же время (863—864 гг.) происходит
христианизация болгар. Судя по всему,
примерно в 866 г. христианство принимают также русичи, по крайней мере
их военная верхушка. Некоторые исследователи считают, что принятие
русичами христианства было связано еще с одним походом (в этот раз
неудачным) на Константинополь. В «Повести временных лет» читаем
следующее: «В год 6374 отправился Аскольд и Дир на Греков, и пришел
[туда] в четырнадцатый год... Михаила-цесаря. А цесарь... был в походе
на агарян. И когда дошел он до Черной реки, епарх (правитель
Константинополя. — П.К.)... послал ему весть, что Русь идет на Царьград.
И вернулся цесарь. А эти, [русы] в середину Суда, войдя, совершили
убийство многих христиан и Царьграде двумястами кораблей окружили.
Цесарь же едва в огород вошел, и с патриархом Фотием в церкви святой
Богородицы, которая есть во Влахернах, всю ночь молитву творили. А
тогда, божественную ризу святой Богородицы с пением вынеся, в море
макнули [ее] полу. Была тишина, и море успокоилось. [А здесь] сразу
поднялась буря с ветром, и опять встали большие волны, и корабли
безбожной Руси разметало и к берегу пригнало, и прибило их [так], что
мало их выбралось из такой беды и к себе вернулось». Исходя
из датирования, если пользоваться константинопольской системой
летоисчисления, описанные выше события происходили в 866 г.
Действительно, в этом описании словно синтезировалось описание разных
походов русичей в то время. По нашему
мнению, стоит говорить о двух больших походах русичей на Византию в
60—70-х гг. ІХ ст., как это приводится в «Повести временных лет». Первый
пришелся на 860 или 861 год и, собственно, от него положено «начало
Руси». Как отмечалось, об этом походе говорили и византийские источники.
Если пользоваться не константинопольской (от сотворения мира до
Рождества Христова в 5508 г.), а александрийской системой летоисчисления
(от сотворения мира до Рождества Христова в 5500 г.), которой, похоже, и
пользовались наши летописцы, фиксируя начало нашей истории, то 6360
год, когда «стала называться Русьская земля», собственно, приходится на
860 г. Соответственно зафиксированный в 6374 г. поход приходится не на
866, а на 874 год. Тем более что из контекста «Повести...» можно понять,
что со времени первого похода Руси времен Михаила ІІІ миновало
четырнадцать лет. Можно предположить, что были и другие походы русичей
на Византию, которые не имели большой огласки. ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ В 60-х гг. ІХ в. Как
бы ни решался вопрос с походами русичей на Константинополь, можно
говорить о том, что в первой половине или в середине 60-х гг. ІХ в. они
(точнее — их часть) приняли христианство. Это удостоверяет «Окружное
послание» патриарха Фотия, написанное и разосланное в начале 867 г. Но,
прежде чем привести соответствующую цитату, стоит сказать несколько слов
о контексте, в котором появилось это послание. Патриарх Фотий проводил
активную церковную политику, которая объективно способствовала
независимости Константинопольского патриархата от Римского папского
престола и в перспективе вела к разделению христианства. Этим событиям
предшествовал акт посвящения на императорский престол римским папой
Карла Великого. Это состоялось в 800 г., когда Византия переживала
упадок, находясь в состоянии «иконоборческого кризиса». Данное освящение
вело к созданию альтернативной для Византии Священной Римской империи.
Тем самым нарушался принцип, который утвердился в последние века: одна
империя — одна христианская церковь. С созданием Священной Римской
империи, поддерживаемой Римским престолом, так или иначе должно было бы
состояться дистанционирование церкви Византии от Рима. Это и случилось
по завершении «иконоборческого кризиса». Во времена патриарха Фотия
церковный конфликт между Римом и Константинополем стал полностью
очевиден. Патриарх пытался расширить влияние Византийской церкви.
Фактически потеряв свои позиции в Восточном Средиземноморье, завоеванном
арабами, Фотий стремился распространить церковные влияния
Константинополя на Балканы, Северное Причерноморье и, в частности, на
славянские народы. С этим так или иначе связаны «хазарская миссия»
Константина, миссия Константина и Мефодия в Великую Моравию, а также
крещение Болгарии в 864 г. Это, в свою очередь, вызвало неудовлетворение
со стороны Римского престола, который также претендовал на
христианизацию этих территорий. Патриарх же Фотий, со своей стороны,
начал теологическую дискуссию с римским папой Николаем І, осудив догмат
«филиокве», самостоятельно признанный Римской церковью. С этой целью в
Византии началась подготовка к церковному собору, на котором
планировалось дискредитировать Николая І и «римлян». Именно
в таких условиях и появляется «Окружное послание» Фотия, где звучал
призыв к церковным иерархам приехать на собор в Константинополь.
Совершенно закономерно, что в этом послании речь шла об успехах в
христианизации славянских народов. В частности, в нем говорилось: «И не
только этот народ (болгары. — П.К.) сменил предыдущее нечестие на веру в
Христа, но даже известные своими жестокостями и убийствами так
называемые русичи, которые, поработив народы, что их окружают, и из-за
этого весьма загордившись, подняли руки и против Ромейского государства
(Византии. — П.К.). Однако теперь и они сменили эллинское (языческое. —
П.К.) и нечестивое учение, которого придерживались ранее, на чистую
христианскую веру и любезно поставили себя в ряд наших подданных и
друзей, прекратив нас грабить и биться против нас. И насколько
загорелось их желание и усердность веры... что они приняли епископа и
пастыря с большой усердностью и ревностно принимают христианское
учение». Не без того, что Фотий иногда
выдавал желаемое за действительное. И все же это не был просто плод
фантазии. То, что русичи в тот период приняли христианство, удостоверяет
также Константин Багрянородный, который писал в середине ІХ ст. Опираясь
на вышеизложенные факты, попробуем реконструировать «становление Руси»,
а также ее крещение в середине ІХ в. Следовательно, к тому времени
русичи освободились от хазарской зависимости и появилось относительно
сильное Русьское государство в Поднепровье. Период его становления
пришелся на подъем Византии, которая пережила «иконоборческий кризис». В
860 или в 861 году русичи осуществили удачный поход на Константинополь.
Это заставило византийскую дипломатию обратить свое внимание на Русь.
Были предприняты шаги, чтобы ввести молодое государство в сферу
византийского религиозно-идеологического влияния. В середине 60-х гг. ІХ
в. военно-политическая верхушка Руси приняла христианство и благодаря
этому установились дружеские отношения с Византией. Однако после
убийства в 867 г. императора Михаила ІІІ и устранения с патриаршего
престола Фотия они охладели, а то и были разорваны. В 874 г. Русь опять
совершила военный поход на Константинополь. Правда, в этот раз
неудачный. Византия же, очевидно, со своей стороны активизировала
дипломатию в русьском направлении и осуществила «второе крещение» Руси. БЫЛО ЛИ ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ «НАЧАЛОМ РУСИ»? Как
видим, «Повесть временных лет» приводит вполне понятную концепцию
«возникновения Руси». И эта концепция базируется не только на летописных
повествованиях, но и на иностранных, в частности византийских,
документах. Однако российская имперская историография решила выстроить
другую концепцию, которая базировалась на легенде о призвании варягов
Рюрика, Трувора и Синеуса в Новгород. Под 6370 г., то есть через 10 лет
после «появления Руси», в «Повести временных лет» рассказывается, что
Новгород, который не мог навести порядок в своем городе, решил призвать
на правление варягов. И хотя последние именуются в «Повести...» Русью,
это похоже на более позднюю тенденциозную вставку. Ведь в «Повести...»
говорится о Русьской земле еще за десять лет перед этим. Наконец,
в «Повести...» призвание варягов не трактуется как начало русьской
государственности, а лишь как начало династии Рюриковичей на русьских
землях. Правители-варяги пришли «на готовое», то есть у славян-русичей
уже существовали свои государственные структуры. Вообще
«варяжская легенда» выглядит не беспроблемно. Она практически
базируется лишь на сообщении «Повести временных лет» и не подкреплена
зарубежными источниками. Существует путаница в том, что касается первых
десятилетий правления Рюриковичей и относительно хронологии этого
события. В 1862 г. в царской России помпезно отмечалось 1000-летие
Российской государственности, а в этом году в России будут отмечать
1150-летие данного события. То есть считается, что оно произошло в 862
году от Рождества Христова. Однако в древнерусских летописях такой даты
нет. Указанное событие датируется 6370 годом от сотворения мира, который
не обязательно означает 862 год от Рождества Христова. Как уже
указывалось, первые десятилетия существования Русьского государства в
«Повести временных лет» датируются не по константинопольскому, а по
александрийскому летоисчислению. По крайней мере, сравнение приведенных
там дат с датами известных событий, которые фиксируются в «Повести...»,
дает нам основания так считать. Поэтому, наверное, призвание варягов
(если это событие не вымышлено) состоялось не в 862 г., а около 870
года, то есть в то время, когда Русьское государство не просто
существовало, а громко заявило о себе на международной арене. ВЫВОДЫ Конечно,
формирование русьской государственности — это сложный процесс. Судя по
археологическим и письменным источникам, начало этого процесса относится
к середине І тысячелетия. Он не был прямолинейным. Переселение народов,
аварское нашествие, образование Хазарского каганата не давали оседлым
славянским племенам на территориях современной Украины создать свои
стойкие государственные образования. Только около 860 г. появилась такая
возможность. Именно в это время Русь вышла на международную арену как
мощное государство. И именно тогда о ней заговорили в мире. Ведущий страницы «История и «Я» — Игорь СЮНДЮКОВ. Телефон: 303-96-13. Адрес электронной почты (e-mail): master@day.kiev.ua
Источник:
|