«Воскрешение Малороссии»: Имперский проект возник в Киеве
«Воскрешение Малороссии»: Имперский проект возник в Киеве
Авторская колонка «НР» 13.03.12 14:06
Киев, Март 13 (Новый Регион, Олесь Бузина) – Результатом победы Петра
Первого под Полтавой стало возникновение Российской империи. Но идея
этого геополитического проекта родилась на поколение раньше... в Киеве.
Об этом читайте в главе из новой книги «Воскрешение Малороссии» писателя Олеся Бузины. Материал предоставлен автором специально для читателей РИА «Новый Регион».
Новая книга Олеся Бузины
...Вместо того, чтобы изучать, историю у нас насилуют. И в советские
времена, и сейчас школьникам давали только набор дат и сиюминутные
политизированные трактовки событий. Победившие в Гражданской войне
коммунисты объясняли прошлое со своих партийных позиций, абсолютизируя
классовую борьбу. Для них в истории самым важным были забастовки,
восстания рабов и бунты Разиных и Пугачевых. Отход от этого взгляда
наметился только накануне Второй мировой войны, когда в учебники вместе с
классовостью стал проникать советский патриотизм.
После развала СССР украинские историки в авральном порядке из
провинциальной обслуги советского государства стали перековываться в
«национально-сознательных» исследователей. Те же люди, которые
прославляли индустриализацию и ведущую роль КПСС во всем от руководства
культурой до производства эмалированных кастрюль, стали
концентрироваться исключительно на изучении Голодомора и
петлюровско-бандеровских «подвигов».
Можно по пальцам перечислить исследователей, которые пытаются выйти
за этот тесный круг конъюнктурных тем, обеспечивающих официальную
карьеру. Но даже они обычно боятся писать для удовольствия и публики,
поднимаясь к широким обобщениям.
Проблема усугубляется еще и тем, что украинской исторической науке
упорно навязывают не национальный, а провинциальный «галицкий» взгляд.
Галичина долгое время была задворками Австро-Венгерской империи. Тут
сложился миф про «доброго цісаря» и набор русофобских штампов, в основе
которых лежит обычная солдатская муштра старой австрийской казармы.
Поэтому все, что было плохо для почившей в Бозе старушки Австро-Венгрии,
объявляется плохим и для нынешней Украины.
К чему, например, свелось не так давно обсуждение последствий
Полтавской битвы в средствах массовой информации в год ее 300-летнего
юбилея? К тому, что на телевидении и радио упорно пытались доказать, что
Мазепа – «хороший», а Петр Первый – «плохой». Все это напоминало не
спор историков, а детское обсуждение какого-то боевика.
Между тем на земле Украины (и мы можем этим гордиться больше, чем
гордятся бельгийцы «своим» Ватерлоо и чехи – Аустерлицем) произошло
эпохальное событие, понять которое можно только в контексте геополитики.
По факту, именно на Полтавском поле в 1709 году родилась Российская
империя, в создании которой малороссы – предки нынешних восточных
украинцев – принимали активнейшее участие. И не только как рабочие на
строительстве Петербурга, о чем нам не забывают напоминать официальные
пропагандисты, но и как идеологи, менеджеры и военные специалисты. Это
было наше ОБЩЕЕ государство, наследие которого мы ПРОЖИВАЕМ до
сегодняшнего дня.
Но из чего возник набор великодержавных идей Петра Великого? В 1654
году Богдан Хмельницкий принял русское подданство. Впервые со времен
Киевской Руси почти все восточные славяне оказались в составе одного
государства. Можно было пестовать региональные различия, тряся друг
перед другом бородами и оселедцами, портками и шароварами. Но наличие
общих врагов отодвинуло эти фольклорные забавы в далекое будущее. Вместо
этого здесь, на Украине, в стенах Киево-Печерской Лавры возникла
концепция общерусского единства.
Мало кто ныне помнит, что царствовавший во времена Хмельницкого в
Москве Алексей Михайлович Романов до Переясловской Рады был не
самодержцем, а конституционным монархом. Он правил совместно с Боярской
думой (пожизненным сенатом) и Земским собором – тогдашним российским
парламентом. На таких условиях после Смутного времени избрали на царство
в 1613 г. его отца Михаила Федоровича – первого Романова на престоле.
Правда, Алексей Михайлович имел титул «государя всея Руси». Но это
было только политической претензией. В руках у него находилась не вся, а
только северо-восточная Русь – Московия. Остальные земли Руси были
захвачены Литвой и Польшей. Только после решения Земского собора о
принятии в подданство Украины и Переяславской Рады, на которой Богдан
Хмельницкий и Войско Запорожское присягнули царю, отец Петра I принял
титул «Царя, Государя, Великого Князя и всея Великия, Малыя и Белыя
России САМОДЕРЖЦА». Это случилось 1 июля 1654 года.
Только с этого момента можно говорить о восстановлении самодержавия на Руси!
А еще через двадцать лет – в 1674 году – в типографии Киево-Печерской
Лавры вышло первое издание «Киевского синопсиса» – краткого учебника,
написанного с позиций общерусского единства. Знаменательно, что никакого
приказа из Москвы для создания этого текста не было – инициатива
исходила из самого Киева, от группы интеллектуалов, сформировавшейся
вокруг ректора Киево-Могилянской академии Иннокентия Гизеля.
Исследователи считают его и редактором этого текста, главной мыслью
которого было: «Русский или паче российскии народы тыижде суть
Славяне. Единаго бо естества, отца своего Афета, и тогожде языка». Живут
же они, по словам «Синопсиса», «иныи над морем Черным, иныи над Танаис
или Доном и Волгою реками, иныи над Дунайскими, Днестровыми, Днепровыми,
Десновыми берегами, широко и различно селеньми своими россеяшася».
«Синопсис» (в переводе с греческого это слово означает «изложение»,
«обозрение») рассказывал о «российских народах» – предках нынешних
русских и украинцев. Значит, его автор видел этнографические различия
между ними. Но от его взгляда не ускользало и то ОБЩЕЕ, что объединяло
эти ветви славянства – идея ВЕЛИКОЙ РУСИ – мощного государства,
призванного сохранить свет православной веры, что стало ясно еще со
времен старца Филофея, обращавшегося в XVI веке к Великому Князю
Московскому – отцу Ивана Грозного – со словами: «Раскрой глаза,
посмотри окрест – и ты увидишь очевидное: нет больше в мире православных
стран, некогда прославленных, православной осталась одна Русь, именно
она есть православное царство, сам же ты никакой не великий князь, а
православный царь».
Это была идеологическая революция – ОЗАРЕНИЕ! Очевидное нам открылось впервые внутреннему взору псковского старца.
Но проникновенные слова Филофея все еще оставались новой истиной и
при Алексее Михайловиче, и во времена Петра I. Единственной православной
страной после захвата Малой и Белой Руси Польшей, а турками –
Византийской империи и ее сателлитов (Сербии и Болгарии) оставалась
Великая Русь – она же Московская или Россия, как звучало имя этой страны
по-книжному, на греческий манер с ударением на первый слог в грамотах
константинопольских патриархов.
«Киевский Синопсис» Иннокентия Гизеля стал не только учебником
обычных русских школьников, но и маленького царевича Петра. Слово,
рожденное киевскими монахами, вдохновило будущего императора на его
свершения. Но об этом в нынешних украинских учебниках нет ни слова.
В отличие от Мазепы, всю жизнь приспосабливавшегося, Петр Великий
умел менять действительность. Он даже вырос в подмосковном селе с
красноречивым названием Преображенское. Государство, полученное царем в
наследство, было большим, рыхлым и отрезанным от выходов к мировому
океану. В нем словно бы осуществился идеал нынешней украинской
независимости – оно ни от кого не зависело, и от него тоже ничего не
зависело. Можно было охотиться в подмосковных лесах, париться в баньке с
девками и лешими, хлестать водку хоть лаптем, хоть серебряной чаркой,
хоть ковшом и братиной из двух рук, и ничего не делать. Вражьи рати, как
это не раз бывало, все равно затеряются в бескрайних северных
пространствах вокруг банно-водочного рая, утонут в сусанинских болотах, а
самому кого-то завоевывать – накладно и хлопотно.
Но вместо того, чтобы провести жизнь обывателя на троне, царь Петр
посвятил ее беспрерывной деятельности. Страшно подумать, чем бы была
Россия, не возьмись император вытаскивать ее за волосы из болота –
каким-нибудь непросыхающим от пьянства «ельцинским царством», которое мы
недавно имели счастье лицезреть после горбачевской перестройки –
разбойнички, нищие и бояре-олигархи, ведомые за бороды всякими
Гусинскими да Березовскими. Тем не менее, молодой царь выбрал подвиг и
заставил подданных соответствовать этому выбору.
Походы Петра – и удачные, и неудачные – наметили путь развития
империи наших предков на два века вперед. В его времена Европа давала
избыток военных и технических специалистов. Это были люди из той же
породы, которые ехали осваивать Америку. Царь не боялся тащить их в
Россию, назначать на самые ответственные места и «заводить» ими, как
ключом, тяжелый на подъем славянский механизм.
Иноземцы вызывали зависть, а это очень сильное свойство славянской
натуры. Лежать на печи более было невозможно. Местные кадры стремились
во всем обскакать «немцев» (под этим термином подразумевали не только
уроженцев Германии, но и голландцев, шотландцев и всех прочих эмигрантов
с Запада). Это был процесс, очень напоминавший тот, который положил в
IX веке начало Руси – новые «варяги» снова придали славянству жесткую
структуру Империи. Характерно, что будущие Соединенные Штаты тоже
начинают путь к восхождению примерно в это же время и тоже за счет
избытка активных людей из Европы.
Полтава стала великим триумфом вестернизированной восточно-славянской
цивилизации. Но вслед за ним последовала неудача Прутского похода.
Бежавший Карл сумел напугать турецкого султана опасностью резко
усилившейся России. Стамбул, не мешкая, объявил Петру I войну. И тут
царь повторил ту же ошибку, которую за два года до этого совершил его
шведский противник. Вместо того чтобы втянуть турецкую армию на
территорию Украины и измотать ее, а потом нанести контрудар, Петр сам
бросился в наступление на юг и попал в окружение в Молдавии неподалеку
от города Яссы на берегу речки Прут.
Однако дух русской армии в 1711 г., в отличие от шведской в 1709-м,
не был сломлен. У нее хватало воды, энтузиазма и боеприпасов.
Сопротивление петровских гренадеров было таким яростным и
организованным, а потери янычар такими ужасающими, что командующий
турецкой армии легко пошел на переговоры, опасаясь бунта собственных
солдат.
Петр отступил на север с минимальными потерями, отказавшись, по
результатам мирного договора, только от Азова в устье Дона. Но на самом
деле он потерял не Азов, а возможность освободить от турок Балканы и
вырваться к Констатинополю и теплому Средиземному морю в тот удобнейший
момент, когда в Европе, охваченной многолетней Войной за испанское
наследство, никто не мог ему помешать. Больше такая уникальная ситуация в
истории не повторится.
Неожиданное продолжение идея Петра о расширении славянской
цивилизации на юг получила в XIX веке в знаменитой работе Николая
Данилевского «Россия и Европа». Кстати, написана она была на Южном
берегу Крыма, то есть на территории нынешней Украины. Там автор купил
небольшое имение Мшатка, состоявшее из сада и развалин дома, сожженного
французами в Крымскую войну. В этой атмосфере, словно законсервировавшей
противостояние Востока и Запада, Данилевский начал писать свой
эпохальный труд о всеславянской федерации и необходимости освобождения
Константинополя.
Это очень смелое историко-публицистическое произведение, которое
напоминало о печальной судьбе Византийской империи, отвернувшейся от
православия и завоеванной османами. «Теперешнее название Стамбул, данное
ему турками, – писал Данилевский, – не имя, а позорное клеймо… Но
Босфорская столица, – не только город прошедшего, но и будущего. И
славяне, как бы предчувствуя его и свое величие, пророчески назвали его
Цареградом. Это имя, и по своему смыслу, и по тому, что оно славянское,
есть будущее название этого города».
Книга Данилевского вышла отдельным изданием в Петербурге в 1869 году.
Но она не была прямолинейной апологетикой самодержавия или призывом к
простому расширению империи. Славянофил Данилевский требовал завоевания
Царьграда не для России, а для всех славян: «Константинополь не должен
быть столицею России, не должен сосредотачивать в себе ее народной и
государственной жизни – и, следовательно, не должен и входить в
непосредственный состав Русского государства… Царьград должен быть
столицею не России, а всего Всеславянского союза».
Война 1877-78 гг. России с Турцией за освобождение Болгарии получила
свое идеологическое обоснование во многом благодаря выкладкам
Данилевского. Но когда буквально перед стенами Константинополя русская
армия остановилась по приказу Александра II, напуганного возможным
конфликтом с Европой, в обществе это было воспринято как измена царя
миссии той православной цивилизации, которую он возглавлял.
Мистика истории состоит в том, что буквально через три года император
был убит после восьмого покушения террористов, хотя до этого его словно
хранила судьба. А Россия, отказавшись от самостоятельной международной
политики, подчинила свои интересы Франции и дала втянуть себя в Первую
мировую войну, результатом которой стало падение империи и династии.
Высшие духовные силы словно отвернулись от материального орудия,
оказавшегося не на высоте возложенной задачи.
Но я верю, что спасением для Украины, погрязшей в междоусобицах и
политической немощи, стало бы место в будущем Всеславянском союзе, идея
которого родилась на ее территории.
Киеву – «второму Иерусалиму», как говорили в средние века, просто
предопределено стоять рядом с Москвой – «третьим Римом» и Царьградом –
«Римом вторым».