Наступления летнего автомобильного сезона российские автовладельцы, как
обычно, ожидают с легким ужасом, предвидя очередной виток повышения цен
на топливо и возможные перебои с его поставками в ряде регионов.
В свою очередь, по мнению правительственных чиновников,
опасаться автомобилистам особо нечего. Как сообщил в четверг на
пресс-конференции в РБК замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов, он не
видит причин для роста цен на бензин этим летом, равно как и угрозы
возникновения дефицита топлива.
Что касается весьма высокого, по мнению населения и
многих экспертов, уровня розничных цен на моторное топливо, в этом, по
мнению чиновника, нет ничего удивительного. Тот факт, что они
значительно превосходят цены в других крупных нефтедобывающих странах,
Молодцов объяснил наличием у последних более удобных условий добычи
нефти и иным распределением социальной нагрузки. "Нефтяная отрасль РФ,
газовая отрасль РФ в высокой степени социально ориентированы. Пропорция,
которую нефтяники и газовики занимают при формировании бюджетных
поступлений в РФ, говорит о том, что цены, которые мы имеем на
заправках, оправданны – и с точки зрения добычи и переработки, и с точки
зрения людей, которые живут в нашей стране", – заявил замминистра,
напомнив, что в странах Евросоюза и США цены на бензин выше, чем в
России.
Как минимум в отношении США замминистра несколько
покривил душой. Нынешней весной стоимость галлона (3,785 л) бензина в
большинстве американских штатов составила порядка $3,5. В пересчете на
литры рубли это составляет порядка 28,7 рублей. Напомним, что сегодня в
Московском регионе литр 95-го бензина стоит порядка 31 – 32 руб., а в
отдаленных районах за Уралом и на Дальнем Востоке доходит до 36 – 40 руб. и больше, что соответствует среднему уровню цен в ЕС.
Вдобавок с 1 июля должны быть увеличены
ставки акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо 4-го и 5-го
классов. По мнению Кирилла Молодцова, к заметному удорожанию топлива это
не приведет. "Увеличение акцизов по Евро-5 составит порядка 10%, по
Евро-4 – порядка 5%. Не думаю, что это существенно скажется на конечном
потребителе", – пояснил замминистра энергетики. Между тем верить в то,
что государство в лице Минфина оставит топливный рынок в покое, по
меньшей мере опрометчиво. В последнее время правительство столкнулось с
серьезным дефицитом доходов, а это значит, что в ближайшее время под
дополнительное обложение попадет все, что, по мнению финансовых
чиновников, обложено еще не в должной мере.
"В связи с переходом на 4-й и 5-й классы бензина общий
объем поступлений в дорожные фонды за три года может сократиться на 100
миллиардов рублей, – заявил в начале апреля министр финансов Антон
Силуанов. – Нам необходимо подумать над комплексным решением этого
вопроса не только путем повышения ставок акцизов на нефтепродукты, но и с
помощью других механизмов – модификации экспортной пошлины на
нефтепродукты. Возможно повышение и некоторых иных налогов на нефтяной
сектор". Из чего можно сделать вывод, что достанется находящимся по обе
стороны бензинового прилавка – и покупателям, и продавцам.
Кирилл Молодцов вчера дал понять, что окончательного
решения по акцизам не принято и пространство для торга еще остается. "Мы
анализируем ситуацию, смотрим, как она может повлиять на отрасль и
потребителей. Думаю, мы в ближайшее время нашу позицию также обсудим с
коллегами в Минфине и выработаем итоговые предложения", – отметил
замминистра.
Блажен, кто верует. Когда под вопросом находится
наполнение бюджета, вряд ли кто-то будет считаться с интересами
производителей и потребителей топлива. Даже невзирая на то, что его
удорожание является прямым инфляционным фактором.