Практическим примером международного энергетического сотрудничества в
освоении Арктики и организации уникальных по сложности
транспортно-логистических услуг может стать проект освоения
Штокмановского газоконденсатного месторождения, разрабатываемого ОАО
«Газпром» и его зарубежными партнерами. В рамках реализации проекта
создается огромный логистический комплекс для доставки персонала в
районы проведения работ, погрузо-разгрузочных работ, транспортировки и
складирования тяжеловесного оборудования. Другой эффективный пример
такого сотрудничества – российско-норвежский нефтегазовый проект «Ru-No
Barents», в рамках которого создано специальное направление «Логистика и транспорт».
Общей задачей проекта является оценка «разрыва» между уже существующими
технологиями, и необходимыми (в том числе в области логистики и
транспорта) для добычи нефти и газа в Баренцевом, Печорском и Карском
морях экологически безопасным и надежным способом. Участники проекта
получают возможность включиться в деятельность международных рабочих
групп, проводящих оценку транспортно-логистических проблем, с которыми
сталкиваются обе страны при освоении Крайнего Севера.
Стержнем арктической транспортной системы должен стать Северный морской
путь с примыкающими к нему железнодорожными и речными маршрутами,
авиацией, автомобильными дорогами, а также береговой инфраструктурой
Крупным проектом, направленным на развитие транспортных коммуникаций в
Арктике, включающий РФ, страны Северной Европы и Балтии, является «Северное измерение».
Основная цель проекта – увеличение объема морских перевозок между
европейскими портами и портами Севера России – Мурманском и
Архангельском. Они должны стать достойной альтернативой портам Финского
залива.
Проект «Развитие логистики в Баренцевом транспортном коридоре»
нацелен на развите транспорта и региональной логистики в Мурманской
области. Он был реализован в 2006-2008 гг. на средства ЕС в рамках
программы добрососедства «Коларктик» и предусматривал разработку
маршрута из Кеми через Саллу в Мурманск, поскольку развитие Баренцева
транспортного коридора является одной из наиболее важных областей
совершенствования логистики в этом регионе. В рамках проекта была
осуществлена транспортировка пилотного контейнера по новому маршруту.
Посредством спутниковой связи при этом отслеживались параметры временных
затрат, скорости и т.д. Продолжением работы стал проект «Баренцлогистика–2»,
направленный на повышение уровня логистики, развитие логистических
«ноу-хау» и расширение цепи поставок в Баренц-регионе. Проект
финансируется программой «Коларктик ИЕСП-ПС» Евросоюза, он стартовал в
2011 г. и объединил партнеров из России, Финляндии и Швеции.
Перспективным представляется проект «Северный воздушный мост»,
предусматривающий организацию авиамаршрутов из Азии в Северную Америку
через Арктику. Связующим звеном между континентами должен стать
Красноярский край. По оценкам специалистов,
это используют, в первую очередь, страны Юго-Восточной Азии, для
которых таким образом время полета в Северную Америку сокращается на 2–5
часов в зависимости от маршрута. Эксперты считают, что для достижения
коммерческой эффективности арктических маршрутов нужна загрузка
самолетов на 85% в обе стороны. При этом 60% груза должно иметь пунктом
назначения или отправления аэропорт города (и близлежащих районов),
который входит в маршрутную сеть и желает стать коммерчески
привлекательным «хабом». Наиболее перспективными грузами специалисты
считают нефтегазовое и горнодобывающее оборудование, оборудование
тяжелого машиностроения, фармацевтические препараты, продукты и
электронику. Существующие транспортные потоки недостаточны для
гарантированного достижения указанных объемов, но ситуацию может
изменить вступление РФ в ВТО. А по мере развития средств управления
воздушным движением, сфера кроссполярных полетов может быть значительно
расширена за счет пассажирских перевозок.
Транспортные интересы России и состояние инфраструктуры в Арктике
Рисунок 1.
Тем
не менее, международное сотрудничество в этой сфере наталкивается на
неразвитость внутрироссийской инфраструктуры. Без дальних
железнодорожных подходов развитие арктических портов очевидно имеет
низкую перспективность. Максимально высокую вероятность реализации имеет
проект «Белкомур», который предусматривает строительство недостающих
участков (Карпогоры–Вендинга) железной дороги по трассе
Архангельск–Пермь для связи Архангельского морского порта с Сыктывкаром,
Кудымкаром и Пермью (Соликамском). Это обеспечит выход продукции этих
регионов на внешние рынки (см. рис. 1).
Соответственно особенно актуализируется реализация таких проектов, как
строительство технологических линий Сосногорск–Индига («Баренцкомур»),
Воркута–Усть-Кара, а также коридора «Север–Юг», предназначенного для
транспортного сообщения между государствами Персидского залива, Индией,
Пакистаном через Каспий со странами Восточной и Центральной Европы и
Скандинавии. Более того, строительство железной дороги
Полуночная–Обская, достройка линии Обская–Бованенково с последующим
выходом на порт Харасавэй, создание железнодорожного сообщения Надым –
Салехард и далее до Лабытнанги, а также линии Коротчаево–Игарка с
перспективой выхода на Дудинку и Норильск позволят связать рудные
ресурсы полярного Урала, зону нефтегазодобычи Ямала с освоенными
районами промышленного Урала.
Рисунок 2.
Новые
железные дороги меридионального направления, выходящие к портам Белого,
Баренцева, Карского морей и моря Лаптевых, увеличат грузовой потенциал
Северного морского пути (СМП) и откроют прямой выход в Западную Европу.
Более сложные последствия может иметь строительство железнодорожной
линии Салехард–Надым–Новый Уренгой с выходом на Игарку и Норильск,
поскольку возникает риск оттока грузов с наиболее развитого на СМП
дудинского направления. Здесь возникает конкуренция между
железнодорожным и морским транспортом по тарифам, скорости, логистике и
надежности доставки грузов.
Кроме того, возрастает целесообразность установления скоростных
маршрутов для кроссполярных сообщений, а также строительства
трансконтинентальной полимагистрали с тоннелем через Берингов пролив.
Последние связаны с возможностями эффективного использования
высокоширотного Северного транспортного коридора – российской
национальной трансарктической морской полимагистрали, органично
включающей в себя СМП с тяготеющими к нему меридиональными речными и
железнодорожными коммуникациями. Его крайние опорные точки (Мурманск и
Петропавловск-Камчатский) должны обеспечить перевалку грузов на суда
ледового класса, обслуживание ледокольного флота, поддержку транзита
фидерными маршрутами.
При всех технических сложностях арктического плавания, СМП представляет
собой кратчайший маршрут, соединяющий Европу с Дальним Востоком и
западной частью Северной Америки. Потенциальные грузы для этой
магистрали – не только транзитные. Это, к примеру, и российский экспорт,
поступающий сейчас в Юго-Восточную Азию южным морским маршрутом через
Суэц. Сегодня у России есть все шансы превратить СМП в коммерчески
жизнеспособную альтернативу Малаккскому проливу и Суэцкому каналу.
Стержнем арктической транспортной системы должен стать Северный морской
путь с примыкающими к нему железнодорожными и речными маршрутами,
авиацией, автомобильными дорогами, а также береговой инфраструктурой.
Однако для его нормальной эксплуатации необходима модернизация и
сооружение новых морских портов и отгрузочных терминалов, строительство
ледоколов и транспортных судов, создание технологического флота для
геологоразведки и обслуживания сооружений на шельфе. Крупным
транспортно-логистическим узлом для магистральных и международных
перевозок может стать морской порт Мурманск. Начало освоения шельфа
арктических морей и наращивание объемов транспортировки нефти неизбежно
приведут к тому, что Мурманск станет промышленной базой будущих проектов
по добыче нефтегазовых ресурсов Арктики. Реконструкция терминалов
Мурманского порта, строительство рейдовых нефтеперегрузочных комплексов
создают хорошие предпосылки не только для развития Мурманского
транспортного узла в традиционном направлении, но и для постепенного
превращения его в крупный порт России и севера Европы по перевалке
нефти, в том числе добываемой на шельфовых месторождениях Арктики (см. рис. 2).
О транспортном потенциале Мурманской области можно судить на основе следующих данных (см. табл. 1).
Таблица 1. Транспортный потенциал и перспективные проекты по развитию
транспорта в Мурманской области. Источник: А.М. Фадеев. Эффективное
освоение арктических территорий.
Проект
|
Планируемая деятельность
|
Развитие морского транспорта
|
-
реконструкция угольного терминала Мурманского морского торгового порта на 9,6 млн. т;
-
строительство угольного терминала на 20 млн. т на западном берегу Кольского залива;
-
строительство контейнерного терминала 1 млн. TEU на Восточном берегу Кольского залива;
-
строительство нефтяного терминала на 35 млн. т на западном берегу Кольского залива;
-
развитие акватории для судов DW = 350 тыс. т;
-
развитие портового флота;
-
строительство экологического бункеровочного комплекса
|
Развитие логистической и складской инфраструктуры
|
-
строительство дистрибуционно-логистического комплекса;
-
строительство логистического центра
|
Развитие железнодорожного транспорта
|
-
строительство новой ж/д ветки Выходной–Лавна протяженностью 28 км;
-
строительство новых ж/д станций и парков (10 шт.);
-
реконструкция путевого развития 4-х станций;
-
реконструкция подходов (от ст. Волховстрой)
|
Развитие автотранспорта
|
-
развитие улично-дорожной сети г. Мурманска;
-
реконструкция автодороги «Кола»
|
Развитие авиатранспорта
|
-
реконструкция аэропорта «Мурманск»
|
С задачей модернизации СМП тесно сопрягается задача создания эффективной системы авиационного обслуживания северных районов
на базе модернизации аэропортовой сети и развития малой авиации.
Основной задачей авиационного транспорта Арктики в предстоящие годы
должно стать полное удовлетворение платежеспособного спроса населения на
воздушные перевозки и обеспечение доступности этого вида транспорта.
Весьма важной задачей в освоении Арктики является формирование
эффективной и безопасной авиационной транспортно-логистической модели
доставки персонала на удаленные объекты.
Алексей Фадеев
По материалам статьи А.Фадеева. Эффективное освоение арктических территорий.
Подготовил к публикации Илья Воробьев
Источник: