Метро: третья линия учтет все нюансы
Если
несколько месяцев назад все обсуждали долгожданное открытие станций
метро "Грушевка", "Михалово" и "Петровщина", то сейчас минчане в
ожидании "Малиновки", которая к концу года должна распахнуть двери для
пассажиров. И жаркие споры разгораются уже вокруг третьей ветки. До
начала строительства рукой подать, а вопросов немало. Какие здания
пойдут под снос? Где ожидать очередные транспортные пробки? Да и вообще,
что нам даст это пополнение в метрополитене?
Север встретится с югом
Новая
линия "подземки" пройдет под рекой Свислочь и свяжет южную и северную
части города с центром. Всего здесь будет 14 станций. Сейчас готовятся к
строительству первых семи в южном направлении. Павел Царун, начальник
КУП "Дирекция по строительству Минского метрополитена", делится
ближайшими планами: в середине апреля должны заработать две строительные
площадки, задачей которых будет организовать проходческие работы.
Рассчитывают, что в 2017 году первых пассажиров примут "Юбилейная
площадь", "Площадь Франтишка Богушевича", "Вокзальная" и "Ковальская
Слобода" (на пересечении улиц Жуковского и Воронянского). Чтобы
разгрузить пересадочный узел "Купаловская" - "Октябрьская", третья линия
создаст так называемый транспортный треугольник, введя дополнительные
узлы "Фрунзенская" - "Юбилейная площадь" и "Площадь Ленина" -
"Вокзальная".
А к 2020 году на третьей линии откроются еще три
станции - "Аэродромная" на территории бывшего аэропорта "Минск-1",
"Неморшанский сад" на пересечении улиц Кижеватова и Осиповичской, а
также "Слуцкий гостинец" в районе Кижеватова - Корженевского. Позже -
еще 7 станций, но уже в северо-восточном направлении построят от центра
до микрорайона Зеленый Луг. Они пройдут через проспекты Победителей и
Машерова, улицу Веры Хоружей, площадь Бангалор, улицы Мележа и Кольцова.
Любопытно, что в первых схемах Минского метрополитена 70-х годов у этой
части третьей линии было другое направление: ветка шла чуть западнее,
но, отмечают специалисты, чтобы меньше строений попадали под снос, уже в
80-х годах схему подкорректировали. Снос неизбежен
Впрочем,
некоторым минчанам все равно придется сменить место жительства. Павел
Царун называет такие цифры: "В зону строительства попадают 66
административных зданий и сооружений и 29 жилых домов (всего 66
квартир), из которых 27 - частных. В основном это ветхое жилье. Восемь
жилых домов уже отселены, еще 10 вот-вот передадут в городскую
собственность". Что будет с административными зданиями? Валерий Чеканов,
директор "Минскметропроекта", не исключает, что часть из них
просто-напросто укрепят. Но вот если строение попадает на котлован,
тогда уже ничего не поделаешь: снос - и точка.
При
работе над проектом были тщательно предусмотрены все зоны влияния
"подземки". Зоя Забаровская, главный архитектор проектов УП
"Минскградо", рассказывает: "Часть третьей линии в южном направлении
пройдет по улице Жуковского, на которой сносить ничего не нужно. Другое
дело - частный сектор вблизи Аэродромной, скажем, ветхие постройки на
улице Сенницкой. Еще с 2003 года на генплане такие участки отмечены
красными линиями, то есть на них не идет застройка. Схожая ситуация и со
второй веткой, которая в перспективе пройдет на северо-восток по улице
Богдановича. Тут уже учтены и трасса, и техническая зона метрополитена. А
снос домов здесь заложен в планах еще более 30 лет назад". И
все же в памяти невольно всплывает картинка: протестующие против
строительства второй линии метро жильцы частного сектора вдоль проспекта
Дзержинского вывешивают плакаты. А если и здесь найдутся несогласные? В
таком случае, говорят в метрострое, вопрос решается через суд. Свое
мнение и у архитекторов: да, можно понять людей, которые хотят остаться в
усадебных застройках едва ли не в центре города, но возле метро очень
дорогая земля и использовать ее нужно более рационально.
Ставка на экономию
Конечно
же, строительство метро - дело недешевое. Еще перед открытием
"Грушевки", "Михалово", "Петровщины" назывались такие цифры: километр
обходится в среднем от 40 до 60 миллионов долларов. Поэтому при
проектировании третьей линии особое внимание уделили подходам по
удешевлению. Например, станцию "Площадь Франтишка Богушевича" решено
поднять на 15 метров, уйти с территории исторической застройки по
переулку Северному, где был предусмотрен снос трех домов, а также
оптимизировать перекладку инженерных сетей. А вот на "Вокзальной",
отмечает Павел Царун, нашли еще один бюджетный вариант: станцию также
приподнимут, при этом по аналогии с Московским метрополитеном оборудуют
наземным вестибюлем. Смена маршрутов
Наверное,
главная ассоциация для минчан со строительством метро - дорожное
столпотворение. Учтут ли печальный опыт проспекта Дзержинского? Валерий
Чеканов считает: "Большинство возмущенных отзывов - не более чем эгоизм,
ведь когда строили первую линию, даже проспект Независимости
перекрывали. А в результате открылось метро - и пассажиры нам спасибо
сказали". Вот только в то время и движение в городе было не таким
интенсивным. Павел Царун подчеркивает, что тоннели третьей
линии будут по максимуму строить закрытым способом, что уменьшит
неудобства для горожан, ведь перекрывать дороги тогда не нужно. А вот
станции - открытым, в котлованах, и здесь без ограничения движения
никак. Например, улицу Мельникайте планируют перекрыть как минимум на
два года. Надолго закроют и Сухую, освободят от транспорта Романовскую
Слободу. Как изменятся городские маршруты на время стройки?
Представители ГУ "Столичный транспорт и связь" пока ознакомились лишь с
участком возле диспетчерской станции "Дружная": здесь появится переход
на другую линию метро, а значит, развернется масштабная стройка и
движение некоторых автобусов и троллейбусов действительно придется
подкорректировать.
Автор публикации: Ольга ПАСИЯК
Дата публикации: 05.04.2013
Источник:
|