Украине надо
прожить около шести лет до окончания невыгодного контракта с Россией на
поставку газа, который заключила в январе 2009 года тогдашний премьер
Юлия Тимошенко. По подсчетам экономистов, мы ежегодно переплачиваем
«Газпрому» около $6 млрд. Поскольку пока не удается уболтать Россию
снизить цену с политической до справедливой (для примера — Германия
находится дальше нас от РФ, а газ покупает
дешевле на $100 за 1000 куб. м, чем Украина, которая платит $420—430, и
то с учетом скидки в $100 благодаря харьковским соглашениям), то наша
страна ищет альтернативу «Газпрому».
Она есть, но стоит денег и требует
времени (см. инфографику). Правда, пока удалось добиться немногого: в
прошлом году за счет реверсных поставок из Европы получено 57 млн куб. м
газа по цене около $300 — это даже не капля в море, ведь у «Газпрома»
его куплено в 600 раз больше (то есть лишь 0,2% от общего объема
поставок). «Сегодня» разбиралась, какой вариант газовой независимости
лучше.
ГАЗ В КАПЛЯХ И СЛАНЦЫ. По мнению
независимого эксперта Валентина Землянского, варианты с туркменским и
азербайджанским газом на сегодня утопичны: пока нет трубы между
Азербайджаном и Турцией, все поставки его к нам замыкаются на
«Газпроме», а он добро не даст. «Это из области фантастики — сказать
«Газпрому»: мы купим у вас меньше газа, ибо взяли его дешевле в другом
месте, при этом просим вместо вашего газа пропустить по трубе наш», —
говорит Землянский. Поэтому наиболее реальны два способа диверсификации
путей газа: строительство LNG-терминала под Одессой (г. Южный), где
могут швартоваться танкеры со сжиженным газом, и увеличение реверсных
поставок из Европы. На первом этапе можно взять в аренду плавучий завод
(мощность 5 млрд куб. газа в год), а тем временем построить наземный
LNG-терминал для приемки газовозов. Главная проблема — как его
загрузить. Пока вопрос не решится, в строительство терминала ни один
инвестор деньги
не вложит. Дело в том, что турки неохотно пускают танкеры через свои
проливы Босфор и Дарданеллы — суда длинные (более 300 м), везут опасный
груз и требуют особой осторожности при проходе через Босфор с его семью
резкими поворотами. А значит — возможны перебои. Что касается
европоставок газа, контракт о которых подписан еще в 2012 году, то они
ограничены пропускной способностью трубопроводов — 3 млрд куб. м в год,
говорит Землянский.
Однако директор
Института энергетических исследований Дмитрий Марунич утверждает, что
уже найден способ обойти «Газпром»: «Физически газ не будет ходить
туда-сюда, только по бумагам, — объясняет Марунич. — Некая частная
структура в Украине закупает у «Газпрома» газ для поставок в Европу, а,
например, в Германии берет газ из Катара или Норвегии для продажи в
Украине. В итоге российский газ остается у нас, а такой же объем
норвежского — в Германии. Так можно транспортировать любые объемы».
Большие надежды возлагаются и на наш
сланцевый газ, разведку которого ведут американские компании Shell и
Chevron в Донбассе и на западе Украины. Но до промдобычи дело дойдет
года через два-три. Экономическая выгода от сланцевого газа есть, по
словам Землянского, его себестоимость — $180—250 за 1000 кубов. Так как
газ добывается рядом с потребителем, сэкономим на транспортировке. «Если
сравнить с нынешней ценой российского газа, которую платит конечный
потребитель, то сланцевый газ, добытый в Украине, обойдется ему на $300
дешевле нынешней российской цены», —
говорит эксперт. Учитывая, что запасы Юзовского и Олесского
месторождений оцениваются в 7—11 трлн кубов, это может стать решением
энергопроблемы страны, даже при условии, что Shell и Chevron (которые
вкладывают деньги) первые несколько лет будут брать себе 70% газа, пока
не окупят затраты. После этого доля принадлежащего Украине газа составит
50—60%. Правда, все вопросы обходных путей отпали бы сами собой, если
бы газпромовская цена на границе с Украиной снизилась бы в два раза,
став $200 за 1000 кубов.