«Ежедневник» и деловой журнал «Бизнес-ревю» составили топ-10 компаний – «скрытых лидеров» белорусской экономики.
Эти предприятия, бренды и фамилии их владельцев, скорее всего,
ничего не скажут простому обывателю, на слуху которого обычно названия
гигантов отечественной индустрии и транснациональных корпораций из
consumer-market. Но это тоже в прямом смысле гиганты и транснациональные
бизнесы, занимающие лидирующие позиции на локальном, региональном и
даже мировом рынках. Их отличие от известных брендов и компаний только в
том, что доминируют они в узких сегментах, это так называемые в
экономической литературе скрытые лидеры.
В Беларуси за двадцатилетие сложилось несколько десятков таких
процветающих и суперконкурентоспособных компаний, выявить которые
взялись мы.
В топ в итоге вошли 10 компаний-«скрытых лидеров», но в белорусской
экономике их намного больше. Зачастую они – открытия не только для
обывателя, даже и сейчас ассоциирующего те или иные бренды «скрытых
лидеров» с качественным импортом, но и для чиновников. Около года назад
на нескольких таких производствах впервые побывал президент Александр
Лукашенко, заменив ими в графике своих визитов традиционные «Белшину»,
«Гродно Азот» и т. п. И, надо сказать, глава государства не пожалел,
остался, как сам потом признался, впечатлен увиденным – тем, как сами по
себе, ничего не прося у государства и не особо афишируя себя,
белорусские бизнесмены завоевали место под солнцем мировой экономики.
Итак, кто они, «скрытые лидеры» белорусской экономики?
«Алютех»
«Алютех» уже нельзя назвать неизвестной компанией, хотя еще пару лет
назад об одном из крупнейших в СНГ и Восточной Европе производителе
роллетных систем, алюминиевых профилей и секционных ворот знали только в
этом относительно небольшом, но динамично развивающемся сегменте.
У основателя бизнеса – бывшего инженера по самолетам и двигателям
Алексея Жукова с его нынешним бизнесом общее разве что алюминий, из
которого производятся и самолеты, и профили. Но бизнесмен как-то сумел
рассмотреть эту нишу, сумел начать в ней и добиться впечатляющих
успехов.
Именно «Алютех» стал одним из тех предприятий, на которые в конце 2010 года приехал Лукашенко.
«Беллесизделие»
В 2010 году эта компания открыла склад и шоу-рум своих изделий в
Нью-Йорке, откуда ее продукция – шпонированные межкомнатные двери –
расходятся по торговым сетям нескольких американских штатов и Канады.
Рынков СНГ и даже Европы, где «Беллесизделие» является крупнейшим
производителем в среднеценовом сегменте, – этим белорусским бизнесменам
уже мало.
Всего компания, чьи производственные мощности расположены в Минске и в
Городее, в начале 2012 года продавала двери в 21 государство мира.
На этот бизнес равняются другие белорусские производители: «Халес»,
Green Plant, «Беловежская пуща», «Исток», «Лоза», «Ока», «Стройдеталь» –
это мощнейшая индустрия по производству дверей в Европе.
«Алкопак»
Гомель благодаря группе «Алкопак», объединяющей несколько аффилированных
компаний в Беларуси, Германии и России, с середины 2000-х годов
является столицей восточноевропейского бизнеса по производству различных
укупорочных устройств и упаковочных материалов. Хватка гомельских
бизнесменов в сочетании с технологиями их партнеров из Германии создали
более чем суперэффективный бизнес.
Он постоянно расширяется. В прошлом году, например, в Гомеле начало
функционировать новое подразделение «Алкопака» – завод по производству
промышленной упаковочной пленки. Объем инвестиций в проект составил 22
миллиона евро.
«Регула»
«Регула» – это продукт высокоинтеллектуального наследия СССР, которое
досталось Беларуси после 1991 года. Инженеры белорусского Политеха на
заре белорусской независимости создали компанию, которая сейчас является
одним из трех ведущих мировых производителей приборов и программ для
верификации документов, денежных знаков и ценных бумаг.
Круг клиентов относительно небольшой компании (в ней работает около
100 человек) составляют министерства внутренних и иностранных дел,
полиция, пограничные и таможенные службы, банки, страховые компании и
прочие структуры и организации многих стран мира.
«Унифлекс»
Детище компьютерщика по образованию Валентина Буйкевича – еще один
пример того, как из малого можно создать большое. В данном случае –
одного из крупнейших в СНГ производителей самоклеящейся этикетки и
поставщика услуг по печати на гибких рулонных материалах.
Продукция «Унифлекса» постоянно на виду у всех – это этикетки на
напитках в PET-таре, бакалейных товарах, средствах гигиены, замороженных
продуктах, кетчупах, майонезах и других соусах, косметических
средствах, кофе, чае и какао, морепродуктах, товарах бытовой химии.
Недавно компания реализовала крупный инвестиционный проект – построила новую производственную площадку под Минском.
«Леан групп»
Владельцы этой компании более десяти лет делают успешный бизнес на
выпуске туб для парфюмерно-косметической, пищевой, медицинской
промышленности. За этот период они вырастили крупнейшего в СНГ
производителя этой продукции.
В конце 2000-х на бизнес Владимира Санковского и Сергея Карповича
обратил внимание один из крупнейших в мире производителей упаковки –
израильская компания «Лагин Тубопласт». Она предложила партнерство в
рамках совместного предприятия, которое с 2008 года успешно
функционирует в СЭЗ «Минск».
«СТиМ»
Производство материалов для дорожной разметки и оборудования для ее
нанесения оказалось настолько выгодным делом, что владелец брестской
компании «СТиМ» Дмитрий Черненко инвестировал часть доходов от основного бизнеса в строительство престижного коттеджного поселка под Брестом – «Стимово».
«СТиМ» является одним из лидеров в этом сегменте в СНГ и в условиях
растущего интереса к инфраструктурной отрасли имеет хорошие перспективы
для своего развития.
Брестчане развиваются и по другим направлениям. Оборудование компании
работает в странах Балтии, в Польше, партия машин для разметки дорог
была поставлена даже в США.
VDS
Этот белорусский бизнес, производственная площадка которого находится в
Минске, а дистрибуторские офисы в Смоленске и Познани, известен среди
всех владельцев автозаправок в СНГ и Восточной Европе.
Компания VDS более 15 лет специализируется на разработке и
производстве рекламного оборудования для АЗС. В круг ее клиентов также
входят владельцы автомобильных и торговых центров.
Белорусы, например, создавали фирменный стиль и производили
соответствующее оборудования для заправок «Лукойла», «Татнефти»,
«Газпрома», ТНК-BP, «Сургутнефтегаза», «Роснефти», для казахстанской
компании «КазМунайГаз» и украинского трейдера WOG.
Yukon Advanced Optics Worldwide
Этот белорусско-американский бизнес, центральный офис которого недавно
расположился в Вильнюсе, контролирует около 60 процентов мирового рынка
приборов ночного видения.
Компания выпускает также бинокли, зрительные трубы, ночные прицелы,
лазерные дальномеры, тепловизионные приборы. Ее ключевой
производственный актив – это лидский завод «Белтекс Оптик», который в
начале 1990-х годов создал Александр Ольшевский.
Также в группу Yukon Advanced Optics Worldwide входят
производственные, дистрибуционные и сервисные предприятия в США,
Великобритании, России, Украине и Китае.
«Косвик»
Прежде чем найти признание на белорусском рынке, эта компания завоевала рынки США, Канады и Европы.
«Косвик» сегодня один из трех производителей коллекционного паркета
из массива в Беларуси и один из лидеров в этой нише на рынке СНГ.
В 2010 году Лукашенко, побывав на заславльском заводе предприятия,
предложил основателю и владельцу «Косвика» Владимиру Яновскому построить
еще такие же предприятия в других местах Беларуси.