Газета "Коммерсантъ", №21 (5052),
06.02.2013
Качество не SuperJet
Всего десять новейших самолетов обеспечили 40% отказов авиатехники "Аэрофлота" в 2012 году
У "Аэрофлота" есть претензии к
уровню надежности флагмана российского авиапрома Sukhoi SuperJet 100
(SSJ-100). Как стало известно "Ъ", в 2012 году на десять воздушных судов
этого типа (8% самолетного парка "Аэрофлота") пришлось 40% всех
инцидентов, связанных с отказами авиационной техники. Наиболее серьезные
связаны с надежностью системы управления шасси SSJ-100. Это первая
серьезная попытка анализа статистики летных происшествий с участием
лайнеров SSJ-100, эксплуатацию которых "Аэрофлот" начал летом 2011 года.
При этом в самой авиакомпании считают, что недостатки SSJ-100 "не носят
системного характера".
То, что "Аэрофлот" недоволен качеством
SSJ-100, следует из презентации "О безопасности полетов ОАО "Аэрофлот" в
2012 году" для совета директоров, датированной концом января (есть в
распоряжении "Ъ"). Согласно документу, в прошлом году статистика
инцидентов с участием воздушных судов "Аэрофлота" серьезно ухудшилась.
Так, в 2012 году количество таких происшествий выросло с 60 до 95, при
этом число инцидентов, оцененных как "сложная ситуация", возросло до
девяти (четыре — годом ранее). В результате значение коэффициента
безопасности полетов SAFA выросло до 0,75 (против 0,61 годом ранее).
Больше всего инцидентов с участием воздушных
судов "Аэрофлота" в 2012 году произошло по причине отказа авиационной
техники (63% от их общего числа), подсчитали в авиакомпании. На втором
месте (25%) — внешние активные воздействия, связанные, например, с
попаданием птиц в авиадвигатель. Причиной еще 11% летных происшествий
стали нарушения, допущенные персоналом "Аэрофлота" при выполнении
технологических операций на воздушных судах. И наконец, 1% инцидентов
стал следствием нарушения технологии проведения работ на авиаремонтных
заводах.
"Основное количество инцидентов, связанных с
отказами авиационной техники, было зафиксировано на воздушных судах типа
RRJ-95B (так проект SSJ-100 назывался до 2006 года.— "Ъ") — 24 события, что составило 40% от их общего количества",— говорится в презентации.
Отметим, что это первая серьезная попытка
анализа надежности SSJ-100, эксплуатацию которых "Аэрофлот" начал летом
2011 года. Сейчас самолетный парк авиаперевозчика насчитывает десять
машин Sukhoi Superjet 100-95B, указано на его сайте. Всего же по
состоянию на 29 декабря 2012 года "Аэрофлот" эксплуатировал 125
пассажирских самолетов, из них самой многочисленной является линейка
Airbus (А-319, А-321, А320 и А-330) — 102 машины. Получается, что
лайнеры SSJ-100 составляют всего 8% авиапарка "Аэрофлота".
Региональный пассажирский самолет SSJ-100-95В
рассчитан в базовой версии на перевозку 95 пассажиров на расстояние до
3,048 тыс. км (для версии с увеличенной дальностью — до 4,578 тыс. км) 3
февраля 2011 года лайнер получил сертификат типа авиарегистра МАК.
Первыми заказчиками SSJ-100 стали "Аэрофлот" и "Армавиа". Сейчас в
портфеле заказов ГСС контракты на поставку 174 самолетов.
По данным "Аэрофлота", в 2012 году больше
всего случаев неисправностей на SSJ-100 пришлось на системы
кондиционирования (девять случаев) и управления воздушным судном (семь).
Напомним, что прошлым летом сообщалось о ложных срабатываниях
сигнализации в системе обнаружения утечек из сети кондиционирования. Еще
шесть инцидентов вызваны сбоями в системе уборки/выпуска шасси, один —
неполадками противопожарного оборудования и еще один — конструкционными
особенностями двигателя SSJ-100. При этом наиболее серьезными стали
инциденты, связанные с надежностью системы управления шасси SSJ-100,
указано в презентации "Аэрофлота".
В документе нет перечня летных происшествий с
участием SSJ-100, но ряд из них получил публичную огласку. Так, 10
сентября 2012 года "Аэрофлот" отменил дневной рейс Астрахань—Москва в
связи с возможной технической неисправностью SSJ-100 после срабатывания
сигнализации открытия дверей, которые в тот момент были закрыты. А в
октябре в аэропорту Бегишево совершил аварийную посадку SSJ-100,
выполнявший рейс "Аэрофлота" по маршруту Москва—Набережные Челны.
Предполагаемой причиной стало обмерзание предкрылков.
"Аэрофлот" планирует перевести все самолеты
SSJ-100 "на баланс обособленного подразделения в городе Пермь",
говорится в материалах авиакомпании. Этот вопрос обсуждается в связи с
планами по открытию пермского филиала "Аэрофлота" (сейчас там есть его
представительство), подтвердил "Ъ" один из членов совета. Планы по
переводу лайнеров SSJ-100 в Пермь связаны с перегруженностью аэропорта
Шереметьево и имеют целью снижение операционных затрат "Аэрофлота",
поскольку "создание авиаэскадрильи в Перми имеет налоговые
преимущества", указано в пояснительной записке к документу.
Насколько такое решение может улучшить
статистику летных происшествий "Аэрофлота", в самой авиакомпании вчера
пояснить не смогли. Там "Ъ" сообщили, что окончательного решения на этот
счет нет, поскольку тема SSJ-100 на последнем заседании совета
директоров 31 января не обсуждалась. "Претензии к SSJ-100 есть, как к
любому другому самолету на этапе запуска в эксплуатацию, есть они и к
Boeing 787 Dreamliner. Но недостатки SSJ-100 не носят системного
характера, они устранимы",— заявили "Ъ" в "Аэрофлоте". Отметим, это не
первый случай критики SSJ-100 со стороны авиаперевозчика. Так, прошлой
весной на коллегии Росавиации представитель "Аэрофлота" заявил, что
уровень исправности SSJ оказался на 17-45% ниже, чем в среднем по парку
авиакомпании (см. "Ъ" от 13 марта 2012 года).
В свою очередь, в компании-производителе
лайнеров "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) "Ъ" заверили, что все
проблемы SSJ-100, возникшие у "Аэрофлота" в ходе его эксплуатации, уже
устранены. "Дело в том, что "Аэрофлот" предъявлял повышенные требования к
SSJ с учетом того, что это новый проект. Проблемы были, но совместными
усилиями с представителями авиакомпании они были устранены, в частности,
внедрен технический бюллетень с рекомендациями по техническому
обслуживанию и эксплуатации "Суперджетов". Мы рассчитываем, что в
ближайшее время 99% наших лайнеров будут задействованы "Аэрофлотом"",—
заявил "Ъ" официальный представитель ГСС Андрей Муравьев.
Источник: http://kommersant.ru/doc/2121247
|