Газета "Коммерсантъ Украина", №2 (1705), 15.01.2013
Падение по накатанной колее
Продажи новых автомобилей в Украине сократились
В Украине вновь снизился объем продаж
автомобилей. Причиной этого стали бюджетные модели, такие как ЗАЗ Lanos,
Daewoo Matiz и Nexia. У населения попросту нет денег на такие покупки,
и, учитывая экономическую ситуацию в стране, нынешний год будет для
продавцов автомобилей не лучше предыдущего, считают эксперты.
По итогам 2012 года продажи новых автомобилей
в Украине впервые за последние три года сократились. Этот показатель
снизился на 1,38%, до 217,5 тыс., говорится в отчете
информационно-аналитической группы AUTO-Consulting. Хотя еще в начале
прошлого года участники рынка ожидали роста продаж по его итогам на 15%.
Большее падение наблюдалось только в 2009 году, когда с началом кризиса
продажи снизились более чем на 70%. В последующие годы рынок
восстанавливался невысокими темпами (см. график).
Тройка лидеров рынка осталась неизменной. На
первом месте Hyundai, продавшая более 20,6 тыс. автомобилей, на втором —
ЗАЗ (17,4 тыс.), на третьем — ВАЗ (17,3 тыс.).
Падение рынка обусловлено прежде всего
сокращением продаж бюджетных моделей. В прошлом году упали продажи таких
популярных моделей, как ЗАЗ Lanos (на 50,5%), Daewoo Matiz (на 39,8%),
Nexia (на 34%). Исключением стали Geely CK, увеличившая продажи более
чем на 71%, и ЗАЗ Sens — они остаются в числе самых дешевых моделей на
рынке. Гендиректор AUTO-Consulting Олег Омельницкий говорит, что
основное снижение произошло по устаревшим моделям, а те, которые были
запущены в продажу в течение года, напротив, показывают хороший рост.
"Например, рестайлинг модели ЗАЗ Lanos не проводился с 1998 года, и ей
достаточно сложно конкурировать с той же Geelу CK",— говорит эксперт.
Пресс-секретарь корпорации "Богдан" Сергей
Красуля считает, что падение рынка произошло из-за ухудшения общей
экономической ситуации в стране: "У людей просто не было денег на
покупку автомобиля". Согласно данным Госстата, по итогам 11 месяцев 2012
года в промышленности произошел спад на 1,5%, причем падение
наблюдалось в последние несколько месяцев. Кроме того, если в начале
2012 года прогнозировался рост ВВП на 2,4% по итогам года, то в ноябре
международное рейтинговое агентство Fitch Ratings снизило прогноз до
0,5%.
По мнению Олега Омельницкого, не
способствовало восстановлению рынка и банковское кредитование. "Если в
середине 2012 года доля кредитования в покупке автомобилей составляла
25%, то к III кварталу она снизилась до 17%",— говорит господин Красуля.
Как показывает практика, именно бюджетные автомобили больше всего берут
в кредит, поэтому повышение банковских ставок существенно повлияло на
этот сегмент, говорит директор департамента маркетинга и рекламы
концерна "Нико" Ярослав Вовк. Экономист ИК Dragon Capital Елена Белан
отмечает, что банковские ставки для населения были самыми высокими с
2009 года. "Это вызвано низкой ликвидностью гривны, которая испытывала
девальвационное давление из-за активного приобретения валюты
населением",— говорит эксперт.
Предпосылок к росту рынка в нынешнем году
нет, а его падение продолжится как минимум до начала II квартала,
говорит Олег Омельницкий. Сергей Красуля ожидает, что рынок может
вырасти по итогам года максимум на 1%. "Возможно, мы пересмотрим этот
прогноз, но многое будет зависеть от экономической ситуации в стране и
доступности банковских кредитов",— говорит он. Впрочем, по прогнозам
господина Вовка, рынок может вырасти по итогам года на 5-7%, до 230 тыс.
автомобилей. "Парк автомобилей обычно проходит массовое обновление
каждые 5-6 лет",— говорит он.
Андрей Леденев
Источник: http://kommersant.ua/doc/2104979
|