Семь реальных советов по превращению Украины в аграрную супердержаву
Евгений Савченко, губернатор Белгородской области, для "Хвилі" 14:00 7.01.2013
В Украине постоянно говорят о том, что наша страна имеет огромный
аграрный потенциал и может накормить половину мира. Однако, на
сегодняшний момент достижения наших аграриев не очень впечатляют. Что
нужно сделать, чтобы превратить Украину в аграрную супердержаву?
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко является одним из
самых успешных управленцев в России. За годы управления областью он
сумел вывести ее на ведущие позиции в России по производству мяса,
молока, яиц, зерна и т.д. В ноябре 2011 года он прислал письмо на имя
нашего министра АПК Николая Присяжнюка с конкретными предложениями о
модернизации агропромышленного комплекса Украины. Предложения Савченко
конкретны и четко очерчивают механизмы превращения сельского хозяйства в
процветающую отрасль. Увы, наш министр не нашел времени чтобы на него
ответить.
Публикуем этот документ полностью. Мы считаем, что он должен стать достоянием общественности.
Глубокоуважаемый Николай Владимирович!
В соответствии с нашей договоренностью позвольте мне поделиться с
Вами своими соображениями по ходу проведения земельной реформы в
Украине, которая, вне всякого сомнения, определит историческую судьбу
страны и украинского народа на долгую перспективу. Алгоритм земельной
реформы определяется видением Цели, Стратегии и Миссии сельского хозяйства для Украины.
Цель сельскохозяйственной
отрасли любой страны, в том числе и Украины, заключается в достижении
высокорентабельного производства, удовлетворяющего потребности населения
в основных продуктах питания.
Стратегия сельского
хозяйства Украины состоит в достижении и реализации экспортного
потенциала продовольствия в объёме не менее 100 млрд. долларов США в
год.
Миссия сельского
хозяйства Украины связана с обеспечением достойной жизни всего
украинского народа, сохранением неповторимой народной культуры,
политической и социальной стабильности.
Если ставить перед собой задачу только достижения Цели, то не нужно
ломать долго голову, а принимать решение о приватизации земли. В течение
5-10 лет, пройдя через 2-3 спекулятивных оборота, она в конце концов
окажется у эффективных собственников (в основном, иностранных), которые
на щедром украинском черноземе будут производить много
дорогостоящей, высокорентабельной продукции. Высока вероятность того, что сельское хозяйство Украины в
данном случае будет колониальным придатком другой высокоразвитой
экономики, а численность занятых в этом секторе не превысит 300 тысяч
наемных работников. Вся земельная рента при этом (а это не менее 3
миллиардов долларов США в год) будет уходить собственникам земли.
Социальные и политические последствия этого решения лучше не
комментировать.
Нет сомнения в том, что высшая власть Украины обеспокоена судьбой
страны и народа на среднесрочную и долгую перспективу и связывает её с
достижением Стратегии и исполнением Миссии сельского
хозяйства, которые невозможно реализовать иначе как за счёт политической
воли и широкого применения механизмов государственного регулирования.
В 21 веке, в условиях глобальной экономики, Украина может
позиционировать себя, прежде всего, как поставщик продовольствия на
мировой рынок. Причём продовольствия, отвечающего самым высоким
экологическим стандартам. Модель будущего сельского хозяйства Украины
уже появляется: это такие сельскохозяйственные предприятия как
«Агроэкология» Полтавской области, «Агро-Союз» Днепропетровской области и
ряд других.
Среднестатистический гектар украинской пашни способен давать товарной
продукции растениеводства и животноводства не менее 3 тыс. долларов США
ежегодно, а с учётом её переработки — 6 тыс. $ в расчёте на1 гектарили
не менее 250 млрд. долларов США по стране.
Масштаб предстоящих задач в агропромышленном комплексе Украины таков, что потребует со стороны государства максимального участия в аграрных экономических преобразованиях. И решить их успешно
можно только при одном условии — если земля сельскохозяйственного
назначения станет собственностью государства, а значит и всего
украинского народа.
Доводы оппонентов о том, что эффективно работать на селе может только
собственник земли, являются полным бредом. Пример -Белгородская
область, где 60% пашни выкуплено в областную собственность и передана на
49 лет в аренду эффективным предприятиям, которые производят в год
более 1 млн. тонн мяса, 0,5 млн. тонн молока, 1,5 млрд. яиц, 2,5 млн.
тонн зерна, свыше 4 млн. тонн сахарной свеклы, 300 тыс. тонн
подсолнечника. В агрохолдингах работающих на арендованной
государственной пашне производство товарной продукции на1
гектардостигает 100 тыс. рублей, а это более 3 тыс. долларов США.
Исходя из вышесказанного, и с учётом фактического состояния земельных
отношений в Украине видится следующий вариант решение земельного
вопроса в ближайшей перспективе.
Первое. Парламент
страны принимает решение о выкупе в гос. собственность у формальных
собственников — крестьян земельных участков (паев) по единой для Украины
и справедливой цене. Например, один земельный пай можно оценить в
сумме, эквивалентной 5 тыс. долларов США или примерно 40 тыс. гривен.
Второе. Пятая
часть от стоимости земельного пая — 8 тыс. гривен следует зачислять на
лицевой счёт продавца земли, которой он может распорядится по
своему усмотрению. А остальные 32 тыс. гривен перечисляются на его же лицевой счёт, но в специально созданном государственном Земельном фонде.
Третье. Каждый
бывший владелец земельного пая или его наследник в течение пяти лет
имеет право один раз взять кредит из данного Земельного фонда в сумме до
500 тыс гривен на срок до 30 лет под 1% годовых и использовать его
только на следующие цели:
а) строительство собственного дома в любом месте того
административного района, где находился земельный пай;
б) на развитие собственного бизнеса в том районе, где находился
земельный пай;
в) на строительство дома и развитие бизнеса одновременно. Четвертое.
Выплата процентов за обслуживание кредита первые
5-7 лет идёт за счёт средств, оставшихся на личном счёте продавца земельного пая в Земельном фонде.
В том случае, когда заемщик берет кредит для строительства
индивидуального жилого дома, на государственном уровне принимаются
следующие решения:
а) бесплатное предоставление в собственность земельного участка
под строительство жилья до0,25 га;
б) обеспечение инженерной инфраструктурой застройщика
обеспечивают за счёт энерго-газо-водоснабжающих организаций или
бюджета;
в) в том случае, если у застройщика рождаются дети, то размер
кредита уменьшается на 20% от его первичного размера с рождением
каждого ребенка;
г) на срок строительства жилья (три года, например) вводится мораторий на возврат тела кредита.
Пятое. Главный
вопрос — где взять средства на выкуп земли у крестьян и их
кредитование? Расчеты показывают, что в течение пяти лет для Земельного
фонда потребуется порядка 80 млрд. долларов США ежегодно. В бюджете
денег недостаточно, внешние займы брать опасно. Самым надежным
источником является внутренний заем у Национального банка Украины
(фактически за счет денежной эмиссии). Инфляции при этом опасаться не
стоит, так как деньги пойдут не на потребление, а на развитие.
Шестое. Став собственником сельскохозяйственных земель,
государственный уполномоченный орган (возможно, Земельный
фонд) сдает её на длительный срок в аренду
сельхозтоваропроизводителям, обеспечивающим эффективное
производство продукции растениеводства и животноводства. Одновременно
для всех сельхозтоваропроизводителей можно ввести единый
сельскохозяйственный налог (в форме арендной платы), который не должен
превышать 10% от расчетной стоимости выращенной продукции.
Седьмое. Реализация предлагаемого варианта земельной реформы даст возможность:
- войти Украине в течение ближайших десяти лет в число ведущих
аграрных держав мира с экспортным потенциалом не менее 100 млрд.
долларов США;
- поднять на качественно новый уровень всю экономику страны, а не только аграрный сектор;
- создать мощный пласт народного предпринимательства, обеспечивающий
социальную и политическую стабильность страны на многие десятилетия;
- повысить качество жизни населения, рождаемость и здоровье украинской нации;
- сохранить самобытную украинскую культуру и душу народа;
- стать интеграционным центром славянской цивилизации, как и тысячу лет назад.
|