Фото из архива ИТАР-ТАСС
|
Каждый год предновогодняя торговая лихорадка начинается все раньше, но в
этом году, кажется, ритейлеры превзошли сами себя: не припомню, чтобы
елочные гирлянды начинали развешивать сразу после праздника Божоле Нуво.
Понять логику торговцев нетрудно: чем дольше продлится предпразничный
ажиотаж, тем лучше будут их показатели работы. Однако, похоже, на одном
ажиотаже розничной торговле в России больше не выжить.
Этот год торговые компании заканчивают на минорной ноте.
По свидетельству Росстата и Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ)
Высшей школы экономики, в четвертом квартале, несмотря на раннее начало
предновогодних продаж, наблюдается падение всех основных показателей:
количества заказов, товарооборота, объема продаж. Соответственно,
оптимизм, излучаемый руководителями торговых компаний в начале года,
сменился на некоторую обеспокоенность наметившейся тенденцией: индекс
предпринимательской уверенности снизился, хотя и не ушел в область
отрицательных значений. То есть, тех, кто уверен в ближайшем будущем
отрасли, пока больше тех, кто уже увольняет персонал – а количество
сокращаемых работников в четвертом квартале выросло, хотя обычно перед
Новым годом стараются не увольнять людей.
Причина проста – топливо, исправно питавшее двигатель
торговли, иссякает. Это топливо – потребительские кредиты, щедро
выдаваемые банками последние два года. Именно они, свидетельствуют
данные ЦКИ, и двигали все это время посткризисный спрос. Теперь пришла
пора расплачиваться по счетам.
Во-первых, после выборов рост зарплат, прежде всего, в
бюджетном секторе, опять замедлился. Не растут зарплаты и в самом
"потребительскоемком" сырьевом секторе. Когда не растут доходы,
имеющиеся долги становятся фактором, как минимум, раздражающим. Поэтому
многие домохозяйства приняли разумное решение: "Пока не расплатимся за
уже купленное, занимать не будем". Да и Центробанк, напуганный валом
потребительских кредитов, начал завинчивать гайки, поднимая планку
резервирования и заставляя банки ограничивать кредитные лимиты, которые,
кстати, к концу года и так имеют свойство исчерпываться.
Во-вторых, нужно отметить, что среди уже купленного
населением много такого, что требует длительного периода выплат.
Статистика свидетельствует: российские граждане грамотно подошли к
открывшимся после кризиса возможностям. Многие купили или поменяли
машину, телевизор или планшет. Однако настоящий ренессанс переживала
торговля недвижимостью и землей.
В Подмосковье земельные участки без подряда в
организованных поселках в 2010 – 2011 гг. вообще были бестселлерами: они
обеспечивали более половины продаж. Но и банки, выдающие ипотеку,
фонтанировали хвастливыми релизами: темпы роста ипотечных кредитов были в
последние годы одними из самых высоких. Удивительно ли, что, по данным
того же ЦКИ, строительная отрасль, в отличие от торговли, заканчивает
год в наилучшем расположении духа.
Однако за все нужно платить. В данном случае – в прямом
смысле слова. Тот, кто взял в 2011 – 2012 гг. ипотеку, сегодня вряд ли
будет щедр в новогодних тратах. Тот, кто купил в 2010 – 2011-х земельный
участок, сейчас как раз возводит дом. Эти люди, безусловно, тратят
деньги и в розничной торговле: покупают стройматериалы, мебель и бытовую
технику. Однако большая часть из них еще не приступила к этим тратам –
так что их деньги торговля получит только через год - другой.
Есть и еще одна причина падения темпов роста торговли.
Именно сейчас в почтовых отделениях ажиотаж: люди стоят в очередях за
посылками из зарубежных онлайн-магазинов. Причина проста: слишком уж
большая разница в ценах у нас и за рубежом. И это, кстати, дает нашим
ритейлерам прекрасный шанс на возрождение роста: достаточно перестать
работать "от маржи" и перейти на цивилизованную торговлю – "от оборота".
И повод для праздника щедрости более чем достойный: традиционные
распродажи после Нового года. Иначе отрасль ждут тяжелые времена.