В центральном офисе "Газпрома". Фото из архива ИТАР-ТАСС
|
Сырьевой и финансовый сектор российской экономики выглядят наиболее
привлекательными в глазах не только инвесторов и бизнесменов, но и
рядовых граждан, мечтающих устроиться на работу в крупные компании.
Самым желанным работодателем для россиян остается "Газпром": за
последние три года его популярность возросла многократно. Таковы данные
исследования, проведенного ВЦИОМ. Респондентов спросили, какую компанию
среди крупнейших российских фирм они бы предпочли, если бы получили
предложение работать в любой из них. И если в 2009 г. "Газпром" выбрали
33% ответивших, то сейчас за него проголосовали уже 44%.
Заметно увеличилась привлекательность таких
работодателей, как "Роснефть" (с 23 до 29%), "Сбербанк" (с 19 до 25%),
"Норильский никель" (с 6 до 10%), "ЛУКОЙЛ" (с 14 до 16%) и
энергетических компаний (ФСК ЕЭС, РусГидро и пр. – с 9 до 12%). Набрал
дополнительные очки "Аэрофлот" (с 6 до 9%). В пятерке лидеров удержались
РЖД, хотя число желающих там работать немного снизилось (с 14 до 13%).
Теряют привлекательность и смещаются в конец рейтинга
компании, работающие в сфере сотовой связи (МТС – с 3 до 2%, "Билайн" – с
4 до 1%). Также менее перспективной стала казаться россиянам работа в
сфере страхования: "Росгосстрах" за отчетный период потерял два процента
(с 4 до 2%).
В целом россияне стали выше оценивать преимущества работы
в крупных компаниях. Если в 2009 г. 20% участников опроса затруднились
выбрать работодателя мечты из предложенного им списка, то в этот раз
сомневающихся стало гораздо меньше (12%).
С одной стороны, привлекательность крупных компаний
отчасти объясняется их известностью, которой способствует как прямая
реклама, так и постоянные упоминания в прессе. С дугой стороны,
операторы сотовой связи тоже рекламируются весьма активно, но
привлекательность в качестве работодателей все равно теряют. Правда, тут
свою роль может играть фактор накопившихся претензий к качеству их
услуг и негативный информационный фон, в частности, нашумевшие истории о
многотысячных счетах за международный роуминг и упорное нежелание
отказаться от взимания денег за внутренний. Но, скорее, это
свидетельствует о спаде интереса к высокотехнологичному бизнесу, тем
более частному.
Очевидно, что в первую очередь на выбор гипотетической
компании мечты влияет экономическая ситуация. Лидируют компании, которые
так или иначе связаны с добычей и распределением природных ресурсов
либо принадлежат государству (частично или полностью). А на пике
популярности – те, где сочетаются оба фактора: в условиях затянувшегося
кризиса они выглядят более стабильными и надежными. Но еще более важной
причиной их успеха является высокий уровень зарплат. Зачастую в глазах
россиян эти компании выглядят райскими уголками, где можно получать
большие деньги, при этом не сильно напрягаясь. И факт кардинального
увеличения числа граждан, которым такое положение кажется весьма
привлекательными, удручает. Деградация трудовых ресурсов продолжается;
частная инициатива, и без того весьма чахлая, вообще выходит из моды. В
таких условиях перспектива диверсификации российской экономики
становится еще более туманной.