Фото из архива ИТАР-ТАСС
|
Может показаться, что смысл газопроводных проектов, реализуемых
Россией, несколько глубже, чем кажется на первый взгляд. Это утверждение
в полной мере можно отнести к "Южному потоку", окончательные
инвестиционные решения по которому на днях были приняты всеми
странами-партнерами.
Сам этот газопровод тоже станет одним из самых глубоких в
мире: 900-километровый морской участок проляжет по дну Черного моря на
глубине до двух с четвертью километров – от российского до болгарского
побережья. Кстати, Болгария последней дала "добро" на реализацию
проекта: уж очень ей хотелось под это дело выторговать себе побольше
скидку на поставляемый российский газ.
Строить газопровод решили в максимально мощном варианте:
четыре нитки пропускной способностью 15,57 млрд кубометров каждая. Итого
– более 62 млрд кубов в год. Первую из них планируется запустить уже в
2015 г., а последнюю – в 2018-м. На территории ЕС основная ветка
газопровода пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению до
населенного пункта Тарвизио на севере Италии. Кроме того, планируется
построить ответвления в Грецию, Хорватию и Республику Сербскую в составе
Боснии и Герцеговины.
Разумеется, газопровод будет снабжен необходимым
количеством компрессорных станций (в одной только Болгарии их будет три)
и газохранилищами (крупнейшее из них – "Банатский двор" в Сербии – уже
строится). Стоимость всей затеи на настоящий момент оценивается в €15,5
миллиардов. Акционерами компании-оператора морского участка газопровода –
South Stream Transport AG – являются "Газпром" (50%), итальянская ENI
(20%), немецкая Wintershall и французская EdF (по 15%). Для реализации
сухопутной "европейской" части проекта с Болгарией, Сербией, Венгрией,
Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией подписаны межправительственные
соглашения.
Однако у многих экспертов возникает резонный вопрос: а
стоит ли игра свеч? Окупятся ли столь серьезные вложения в газовый рынок
ЕС? Сомнения обусловлены, прежде всего, тенденциями в европейской
экономике. В условиях долгового кризиса, переросшего в рецессию,
потребление газа в ЕС не растет, а временами даже сокращается. Конечно,
все надеются на лучшее, но даже смутные перспективы оживления
экономической конъюнктуры в Старом Свете не позволяют прогнозировать
существенного увеличения потребления газа: Европа массово переходит на
возобновляемые источники энергии. Правда, по себестоимости "зеленые"
киловатты пока сильно проигрывают "тепловым" и "атомным", так что от
традиционной энергетики в обозримом будущем никуда не деться. Но и это
не дает повода для оптимизма российскому газу: на протяжении последних
лет он оставался самым дорогим на европейском рынке. "Сланцевая
революция", вызвавшая резкий рост добычи газа в США, вынудила Катар и
других поставщиков сжиженного газа переориентироваться на поставки в ЕС,
где они серьезно сбили цены. В этом году цены на спотовом рынке газа в
ЕС составляют порядка $350 за тысячу кубометров. "Газпром", несмотря
даже на 10%-ю скидку, продает газ, в среднем, на $100 дороже.
Тем не менее уже 7 декабря должно начаться строительство
грандиозного газопровода по дну Черного моря. Кроме того, "Газпром"
прорабатывает идею прокладки еще двух ниток "Северного потока" по дну
Балтики. Если все состоится, через шесть лет Россия будет располагать
мощностями по прокачке в Европу около 360 млрд кубометров в год. При том
что сейчас мы поставляем туда всего 150 млрд и европейские партнеры
всячески стремятся снизить свою зависимость от российского газа. Общий
же объем потребления голубого топлива в Европе и Турции составляет чуть
более 500 млрд кубометров в год, увеличиваясь, в среднем, на 1% – 2% в
год.
На что же рассчитывает "Газпром"? Прежде всего, на рост
спроса со стороны крупных стабильных потребителей. Таковыми в ЕС
являются Германия и Италия. Собственно, они и будут выступать главными
"приемниками-распределителями" двух "потоков". Более того, Германия даже
предоставила России право самой продавать газ в Европе. На днях концерн
BASF в рамках обмена активами с "Газпромом" уступил российскому гиганту
(за увеличение доли в сибирских газовых месторождениях) крупнейшее в
Западной Европе подземное газохранилище в Редене, а также компанию
Wingas, продающую газ потребителям в восьми странах ЕС (до того она
находилась в совместной собственности). То есть российская сторона сама
будет заботиться о том, чтобы ее предложение на европейском рынке было
привлекательным.
А спрос на дорогой российский газ в Европе вполне может
возрасти, если увеличится предложение. К тому же период низких цен на
бирже не будет длиться вечно, да и потребители поймут, что стабильности
распространение спотовых сделок не прибавляет. Например, в зимние месяцы
цены на сжиженный газ в ЕС иной раз подпрыгивают более чем вдвое,
перекрывая газпромовские, тогда как трубопроводный газ поставляется
исправно, по фиксированной цене. Вообще, фактор стабильности поставок
топлива играет очень большую роль в энергетике. Поэтому не удивительно,
что уже сейчас законтрактовано две трети объемов, которые будут
поставляться по "Южному потоку". Оставшаяся треть, как ожидают в
руководстве "Газпрома", найдет своего потребителя за то время, пока
будет вестись строительство. Например, многие тепловые электростанции в
ЕС захотят перейти с мазута на газ: этот энергоноситель "экологичнее",
что принципиально в условиях ужесточающейся в Европе борьбы с изменением
климата.
Об этих изменениях тоже следует упомянуть. Многие ученые
(не ангажированные в рамках схемы "потепление – снижение выброса
углекислого газа – торговля квотами") не исключают, что происходящие
климатические изменения на Земле обернутся для Европы не потеплением, а
похолоданием: из-за нарушения работы Гольфстрима зимы там станут куда
холоднее. Следовательно, Евросоюзу понадобится больше топлива, в первую
очередь, газа, причем случиться это может уже в ближайшие годы. Так что
российские "потоки" подоспеют вовремя.
Ну и, конечно, российские газовики заботятся не только о
Европе. "Потоки" дадут им возможность по мере необходимости (как
экономической, так и политической) безболезненно уменьшить или вовсе
прекратить транзит через "проблемные звенья" старой газовой цепочки,
вроде Украины. Наконец, "Южный поток" пройдет не только по морю и по
Европе: 2,5 тыс. км этой трассы пролягут по территории нашей страны.
Экспортная магистраль, таким образом, станет способом обновления
газотранспортной инфраструктуры, как минимум, в восьми субъектах РФ: там
будут проложены новые и отремонтированы старые трубы, появится с
десяток новых компрессорных станций. Одним словом, дорогостоящее, но
выгодное дело.
А спешить с ним приходится, потому что вскоре – в марте
следующего года – в ЕС окончательно и бесповоротно вступят в силу новые
правила, утверждающие свободу конкуренции на энергетическом рынке и
доступ поставщиков во все трубопроводы – знаменитый "Третий
энергопакет". Кстати, Болгария осталась едва ли не единственной страной
ЕС, до сих пор не включившей нормы "Третьего энергопакета" в свое
законодательство (за что в отношении ее Брюссель даже завел "дело").
Ранее начатым проектам будут предоставлены исключения из этого режима.
"Газпрому", конечно, совсем не интересно будет пускать в "Южный поток"
конкурентов из Каспийского региона, вот он и спешит и пока обходит все
их трубопроводные проекты (Nabucco-West, TANAP, AGRI). Но исход
состязания еще не очевиден.