На строительство трассы Седанка — Патрокл, именуемой также дорогой к
АТЭС, было потрачено 29 миллиардов рублей. За последние три месяца эта
дорога приходила в негодность уже дважды — в июне один ее участок размыл
ливень, в сентябре — новые неприятности: еще один участок трассы
разрушил оползень.
На прошлой неделе пришла другая весть: сломался вышедший в июне в свое
первое плавание тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», и
пришлось серьезно пересматривать договоренности и сдвигать сроки
передачи авианосца индийским военным, чье правительство должно выплатить
за корабль 2,3 миллиарда долларов.
С техникой вообще не задалось. В мае на премьерном показе в Индонезии
разбился наш многообещавший Sukhoi Superjet 100. Как позже выяснилось,
эта машина была выставлена на замену другого самолета этой марки,
снятого с показа из-за технических неисправностей.
Дальше в небо — больше проблем. За последние полтора года шесть
запусков наших спутников закончились неудачей — последняя случилась в
августе этого года. И это несмотря на то, что с 2007 года бюджетное
финансирование космоса было увеличено почти в три раза.
Переносом сроков начала производства на несколько лет закончилась
широко разрекламированная Михаилом Прохоровым история с народным
«ё-мобилем».
Забуксовал технический прогресс и в сфере народного хай-тека. Компания
Plastic Logic, которая должна была получить от «РОСНАНО»
многомиллионные инвестиции на производство «планшета Чубайса» на заводе в
Зеленограде в 2012 году, отказалась от идеи в принципе.
Фактически приказало долго жить «электронное правительство». Мы без
иностранной технологической помощи не можем освоить нефтегазовые запасы
собственного арктического шельфа.
Грубо говоря, все, что сложнее газопровода, у нас пока что выходит
плохо. Как мы видим, даже обильное финансирование вовсе не обращается в
технологические прорывы. Можно сколько угодно грешить на китайские
комплектующие — но тут недавно не кто иной, как министерство обороны США
озаботилось тем, что до 60 процентов комплектации к используемому
армией США высокотехнологичному оружию производится в Китае. Однако
ракеты и самолеты у них худо-бедно летают.
Возможно, вопрос в том, что и китайское качество бывает разным, но это опять же вопрос к представителям заказчика.
И отсюда вырастает другая проблема: когда технический специалист
видит, что изначально закуплены комплектующие недолжного качества (как
он прекрасно понимает, по цене качественных, а может, и в разы выше), он
не видит смысла в качественном собственном труде и работает спустя
рукава.
Это еще не касаясь вопроса заработной платы. Как, например, вскрылось
после катастрофы «Фобос-Грунта», высококвалифицированных специалистов
базовое предприятие-производитель пыталось в Москве нанимать на зарплату
значительно ниже не то что среднемосковской, а средней по стране.
Энтузиасты, готовые заниматься любимым делом за небольшие деньги,
найдутся, конечно, всегда, но система не должна на них замыкаться.
Если переходить к частностям, то можно сказать, что проект «ё-мобиля» был предвыборным и логично умер после окончания выборов.
Стоит также отметить, что за прошедшие годы произошло глобальное
вымывание квалифицированных кадров в промышленности и отраслевой науке,
почти два десятилетия сидевших на голодном пайке. Фактически случился
разрыв между поколениями: не одно сменило другое, в ходе совместной
работы переняв опыт и навыки, а более молодое пришло едва ли не на
пустое место — спецов выкосили деиндустриализация 90-х и отсутствие
сколько-нибудь собственного гособоронзаказа в первой половине 2000-х.
Давайте добавим личной ответственности руководителей за результат.
Причем не только руководителей предприятий, но и отраслевых министерств.
И вроде бы кое-какие сдвиги в этом направлении уже пошли. Заново
отстроим производственные цепочки, постепенно выкинув из них
предприятия, производящие некачественную продукцию. Отладим вопросы
финансирования.
И в принципе со временем все более или менее должно наладиться:
десятилетие нормального финансирования гособоронзаказа и космоса
вырастит новые квалифицированные кадры (как это произошло в период
индустриализации 1930-х), и спутники будут выходить на орбиту, и
самолеты летать, и авианосцы плавать. Полетела же наконец после целого
ряда неудачных запусков «Булава».
Не знаю только, что будет с отечественными планшетниками и автомобилями.
А с другой стороны, Советский Союз ведь тоже прекрасно умел
производить оружие, а вот с «товарами народного потребления», тем более
высокотехнологичными, у него всегда было не очень. И с дорогами, кстати,
тоже...