ФОТО: ila-berlin
|
Международная авиационно-космическая выставка ILA-2012 закончила свою
работу в это воскресенье. Она впервые проходила в это время в Берлине на
территории международного аэропорта Berlin Brandenburg International в
выставочном комплексе Berlin ExpoCenter Airport. Организатором выступил
Федеральный союз аэрокосмической промышленности Германии и выставочная
организация "Мессе Берлин". На ILA-2012 свою продукцию
продемонстрировали более 1200 компании из 36 стран, включая Россию. На
салоне было также представлено около 270 летательных аппаратов.
Обычно немецкие авиасалоны проводились в мае по четным
годам. Но в 2011 г. на сессии президиума Ассоциации аэрокосмической
промышленности Германии (BDLI) было принято решение о переносе сроков
проведения салона ILA-2012 на сентябрь. Это решение было связано с тем,
что в июне в Париже по четным годам проводится салон вооружений
"Евросатори-2012", а в июле в Лондоне авиационно-космический салон
Фарнборо. Поэтому специалистам приходилось выбирать, куда ехать в первую
очередь. Но поскольку выставка ILA всегда уступала по ряду причин (и по
значимости, и по рейтингу) и Фарнборо, и Ле Бурже, и Дубаю, а по летной
программе даже МАКСу, то ответ на этот вопрос становится вполне
понятным.
Особых сенсаций ILA-2012 не принесла. Несмотря на то что
сама канцлер Германии Ангела Меркель принимала участие в открытии салона
и разрезала ленточку, большого ажиотажа это не вызвало ни у
журналистов, ни у специалистов. Больше никого из руководителей стран,
участвовавших в выставке, не наблюдалось. И даже президент России
Владимир Путин, не упускающий возможности принять личное участие в
такого вида мероприятиях, тоже не прилетел в Берлин, хотя до сих пор не
известно, приглашали ли его вообще на этот салон.
Что же интересного можно было увидеть на ILA-2012?
Наверное, это, прежде всего, полеты перспективного военно-транспортного
самолета (ВТС) A400M. Именно на этом салоне он впервые поднялся в небо,
после того как в одном из его двигателей TP400-D6 производства Europrop
International обнаружили стружку в масле. Это произошло в ходе летных
испытаний самолета незадолго до авиашоу "Фарнборо-2012". И российские
остряки сразу заявили о том, что проблемы с качеством сборки
авиадвигателей в объединенной Европе - производителе А400М такие же, как
и в России, и западным двигателистам нечего хвастаться супернадежностью
своих моторов: все бывает, тем более в испытательных полетах. При этом
программа аналогичного А400М российско-украинского военного
транспортного самолета Ан-70 по-прежнему под вопросом, хотя он взлетел
раньше европейца почти на десять лет.
Пристальное внимание и зрителей, и посетителей салона
привлекла впервые появившаяся на выставке специальная стоянка PLAZA, на
которой разместились беспилотные летательные аппараты (БЛА) в основном
зарубежные; Barracuda, Predator и Euro Hawk, Aladin), KZO и Luna.
Российские БЛА были, как всегда, представлены макетами и плакатами. В
специальной зоне аэродрома roger Airfield были представлены самолеты
авиации общего назначения, в частности, впервые демонстрируемый немецкий
электросамолет с солнечными батареями на крыле и оперении Elektra One
Solar. Этот самолет даже сделал полет по кругу в течение шести минут.
Однако эксперты утверждают, что такие летательные аппараты могут летать
сутками, лишь бы солнце светило.
Чем же удивила Россия? В салоне прияли участие 57
российских организаций, в том числе ОАО "РСК "МиГ" и ОАО "ОПК
"Оборонпром". И оба они представили достойную продукцию. Первый
продемонстрировал легкий истребитель МиГ-35. Правда, он не летал на
салоне и был представлен макетом, но своей ценности при этом не потерял.
Он отличается от своего предшественника МиГ-29 качественно новыми
характеристиками. Этот самолет поколения "4++" спроектирован для
требовательных заказчиков, как в России, так и за рубежом, которые
нуждаются в самолетах нового технологического уровня. Они должны
превосходить и превосходят по боевым и эксплуатационным качествам
истребители четвертого поколения и успешно противостоят в воздушных боях
самолетам пятого поколения.
МиГ-35 это - многофункциональный самолет, который,
оставаясь по массово-габаритным параметрам в среднем классе, по
эффективности и универсальности приближается к уровню лучших тяжелых
истребителей. В качестве основного пути повышения боевой эффективности
МиГ-35 было избрано совершенствование бортового радиоэлектронного
оборудования. Оно носило эволюционный характер: от модели к модели доля
систем и приборов пятого поколения увеличивается. Совершенствование
аэродинамики МиГ-29, позволило при проектировании МиГ-35 примерно на 50%
увеличить внутренний запас топлива и в три раза – боевую нагрузку. На
истребителе улучшены несущие свойства крыла и повышена прочность
конструкции.
Его двигатели РД-33МК имеют повышенную на 10% тягу,
увеличенную надежность и больший ресурс, бездымную камеру сгорания. Уже
теперь никто не назовет этот самолет "курящим бандитом", как
характеризовали некоторые западные злопыхатели МиГ-29 за дымный след,
появляющийся за самолетом на некоторых режимах полета. Да, МиГ-35 не
выиграл индийский тендер, но и последнего слова он еще не сказал.
Как ни странно, порадовали своими экспозициями и
космические предприятия России. На стендах объединенной выставочной
экспозиции организаций ракетно-космической промышленности были
представлены макеты ракеты-носителя "Союз", космических аппаратов
"Глонасс-К", "Луч-5А", "Бион-М", космических кораблей "Союз-ТМ",
"Прогресс-М", приборы для демонстрации трехмерных фотографий из космоса,
макеты стартовой платформы комплекса морского базирования "Морской
старт" и стартового комплекса для РН "Союз". Правда, почти все они были
разработаны еще в СССР, а последние аварии ракет-носителей очень сильно
подорвали реноме российской космической промышленности.
Как всегда, порадовали российские вертолетостроители. На
выставке третий производитель вертолетов в мире холдинг "Вертолеты
России", входящий в "Оборонпром", представил актуальный модельный ряд
вертолетов. Одна из наиболее востребованных моделей - Ка-32А11ВС -
используется в странах Евросоюза для тушения сезонных летних пожаров.
Помимо этого, на экспозиции холдинга были показаны перспективные
многоцелевые вертолеты Ми-38 и Ка-62, а также новый средний Ми-171А2 -
многоцелевой вертолет, разработанный на основе серии Ми-8/17.
О серьезности намерений холдинга говорит и заявление
генерального директора "Вертолетов России" Дмитрия Петрова, в котором он
утверждает, что "холдинг планирует увеличить на 25% - 30% объем своей
деятельности в этом году и поставить заказчикам более 300 вертолетов" (в
2011 г. эта цифра составляла 262 вертолета). Также немаловажное
значение для выхода холдинга на международные рынки капитала стала
подготовка к размещению евробондов на сумму не меньше $300 млн к концу
2012 - началу 2013 года.
В конце хочется привести некоторые интересные факты из
истории этого салона. Стоимость билетов для деловых посетителей на один
день составляла €55, пропуска на три дня - €135. Для обычных посетителей
стоимость разового билета не превышала €22. Для инвалидов, учеников,
студентов билеты распространялись по смешной цене - €14 (если учесть,
что средняя зарплата в Германии составляет €2 тыс., стипендия €600 -
700, пособие по инвалидности €800 - 1200). Система пропуска всех
посетителей работала великолепно, как всегда: ни очередей, ни
хамов–омоновцев или полицейских. Всего же на салоне побывали чуть больше
200 тысяч посетителей и специалистов.