ФОТО: ИТАР-ТАСС
|
Россия еще не стала полноправным членом ВТО (это должно произойти 23
августа), но уже защитила свой автопром от грядущего снижения пошлин на
импортные автомобили. Сделано это было весьма деликатно: под видом
борьбы за чистоту окружающей среды. Если сказать проще, ввозимые
иномарки обложили новым побором, а внутренние производители авто
получили повод в очередной раз поднять цены на свою продукцию.
Двадцать восьмого июля были внесены поправки в
федеральный закон "Об отходах производства и потребления", в
соответствии с которыми с 1 сентября будет взиматься утилизационный сбор
с каждого производимого или ввозимого автомобиля. За машины,
производимые в стране, его будут уплачивать заводы-изготовители, а за
ввозимые – импортеры, в том числе физические лица (кроме дипломатов и
беженцев).
Партнеры по Таможенному союзу – Белоруссия и Казахстан –
пока не присоединились к этому новшеству. Однако ввозить автомобили
через их территорию без уплаты сбора не получится: без него у нас просто
не выдадут ПТС на импортное авто (если это не антикварный экземпляр).
В какой форме будут оплачивать утилизацию российские
автозаводы и как это отразится на ценах на их продукцию – пока не совсем
ясно, но с импортерами все просто: с них будут брать живые деньги при
растаможке автомобилей. И это совершенно точно скажется на их цене.
Правда, на прошлой неделе замглавы Минпромторга Алексей Рахманов в
беседе с журналистами подчеркнул, что введение утилизационного сбора не
увеличит финансовую нагрузку на производителей и импортеров автомобилей.
Однако он не смог заверить, что автомобили не подорожают для конечного
покупателя (на него, как водится, и перекладывают финансовое бремя всех
"новшеств").
Впрочем, если разобраться, то ситуация для автомобилистов
складывается не так уж плохо. Базовая ставка утилизационного сбора, по
предварительным подсчетам Минпромторга и МЭР, составит за новую легковую
машину 20 – 45 тыс. руб., за грузовую – в зависимости от категории – от
150 до 400 тысяч. При нынешней средней цене продаваемого в РФ нового
автомобиля в 750 тыс. руб. усредненная ставка сбора в 30 тыс. добавит
всего 4% к его цене. При этом, согласно принятым обязательствам по ВТО, с
момента вступления Россия должна снизить на 5 процентных пунктов (с 30%
до 25%) пошлину на ввоз новых автомобилей. То есть 1% все-таки
экономится!
Но это, конечно, в среднем. А в реальности – чем дороже
автомобиль, тем больше шансов, что снижение таможенной пошлины перекроет
введение утилизационного сбора. Правда, тут есть еще одна тонкость: чем
мощнее автомобиль, тем больше будет этот сбор – причем в разы. Так вот,
для машин с объемом двигателя не более 1,3 л коэффициент составит 0,5
(то есть вся величина сбора будет около 15 тыс. руб.); если двигатель от
1,5 до 1,8 л – коэффициент 1, а свыше 3,5 л – 3,5 (то есть, более 100
тыс. рублей). То есть для более мощных машин снижение ставки пошлины не
компенсирует удорожание от нового сбора. Возможно, это произойдет в
дальнейшем: ведь в течение семи лет ставка пошлины должна снизиться
вдвое – до 15%.
Хуже всего придется тем, кто все же решится ввезти
подержанную иномарку: здесь сбор может достигать и 200 тыс. рублей.
Собственно, утилизационный сбор задуман именно в целях борьбы с ввозом
подержанных иномарок: они являются главными конкурентами отечественным
автомобилям "традиционных" марок (продажи которых всегда поддерживает
правительство).
Деньги от нового сбора должны пойти на создание и
поддержку в России авторециклинговой отрасли (которая будет
перерабатывать автомобили, по возможности, с наибольшей пользой для
экономики и с наименьшим ущербом для окружающей среды). Создавать ее
придется практически с нуля, и, по оценкам PwC, это потребует в течение
ближайших лет вложений порядка $2 миллиардов. Перерабатывать ежегодно
придется миллионы машин: например, в США утилизируется порядка 12 млн
авто в год. Правда, там люди чаще меняют своих "железных коней". У нас
народ более бережливый: за пределами столиц автомобили живут
десятилетиями. По расчетам Минпромторга, в 2013 г. утилизировать
потребуется лишь около 1,5 млн машин, а в 2015-м – от 2 до 2,5
миллионов.
Однако в дальнейшем объемы утилизации могут возрасти как
снежный ком, особенно если старые автомобили обложат повышенным
транспортным налогом. По данным "Автостата", в России лишь 28% легковых
автомобилей находятся в эксплуатации меньше пяти лет, и те, в основном,
сосредоточены в столицах. А, например, на Дальнем Востоке их доля
составляет всего 2,6%. Кстати, в этом регионе, а также на северо-западе
страны значительную часть автопарка составляют подержанные иномарки,
ввозимые из сопредельных стран. И это, как правило, довольно старые
автомобили: средний возраст авто в Калининградской области составляет
18,5 лет, тогда как в целом по стране – около 12 лет. С грузовыми
машинами ситуация еще хуже: по данным Минпромторга, около половины
эксплуатируемых в стране тяжелых грузовиков имеют возраст более 15 лет, а
из числа среднетоннажных машин таковых почти 80%.
Теперь введения утилизационного сбора ждут – не дождутся
российские производители сельскохозяйственной и другой специальной
техники. Ведь обязательства России по ВТО предусматривают снижение
тарифов на импорт, скажем, сельхозтехники с 15% до 5% – 10%.
Соответствующий "утилизационный" законопроект уже находится на
рассмотрении в Госдуме и, как ожидается, будет принят и вступит в силу
до конца этого года. Потом, видимо, дойдет очередь и до всякой другой
техники, производство которой нуждается в поддержке – вплоть до
самолетов. В общем, российская промышленность нашла неплохой способ
обеспечить свое выживание в условиях ВТО.