ФОТО: ИТАР-ТАСС
|
В понедельник в Москве прошла пресс-конференция, посвященная будущему
российского автопрома. С ним, как выяснилось, все в полном порядке – в
прошлом году Россия по производству легковых автомобилей "вышла на
исторический максимум".
В этом году уже выпущен миллион автомобилей. И это при
том, что в Европе производство, наоборот, упало в среднем на 7%. Дальше,
как заверил один из участников встречи – замминистра промышленности и
торговли РФ Алексей Рахманов, тенденция сохранится. Дело в том, что
Россия отличается высокой автомобилеемкостью: в стране на тысячу жителей
приходится всего лишь 253 авто. В Восточной Европе этот показатель выше
в два раза, при том, что "по уровню доходов Россия и Восточная Европа
сопоставимы", отметил замминистра.
Далее он перешел от радужных перспектив автопрома к жизни
простых россиян. Здесь радостного оказалось мало. Ждать связанного со
вступлением России в ВТО и снижением пошлин удешевления иномарок не
приходится. Дело в том, сообщил Алексей Рахманов, что "со вступлением в
ВТО Россия теряет большой кусок денежных поступлений".
Понятное дело, что этот потерянный кусок надо как-то
компенсировать. Один из механизмов компенсации – введение утилизационных
сборов. При неизбежном уменьшении таможенных платежей они покроют
образовавшуюся разницу и в результате общая сумма выплат и сборов для
каждого автомобилиста не изменится, успокоил Алексей Рахманов.
На вопросы журналистов, почему утилизационные сборы
вводят уже этой осенью, а таможенные пошлины планируется понижать только
с 2013 г., Рахманов ответил, что "такого рода диссонансы могут быть, но
в целом мы не ставим задачу увеличить нагрузку на физлиц". Почему
утилизационный сбор в России будет значительно выше, чем в странах
Европы, он тоже объяснил – по его словам, размер налога должен
определяться состоянием инфраструктуры. А она у нас "на нуле" – "в
Европе даже баки раздельные для мусора, а у нас вообще ничего нет",
заметил замминистра.
Поэтому утилизацию в России придется начинать с нуля –
вначале для этого понадобятся миллиарды, зато потом сумма сбора начнет
ежегодно пересматриваться и снижаться. "Все говорят, что в Европе это
прибыльный бизнес, но прибыльным он стал через 15 лет", – сообщил
Рахманов.
Так что и у нас утилизационный сбор за 15 лет должен
значительно снизиться. Что сейчас серьезно мешает утилизации, так это
громадные российские расстояния. В отделенных регионах строить
суперсовременные пункты по утилизации авто просто невыгодно – может не
хватить, что называется, объема работ. К тому же расставаться со старой
техникой россияне не торопятся.
По словам Алексея Рахманова, ежегодно из парка выбывают
всего лишь 3-4% автомобилей: "это, конечно же, мало". Общее количество
выбывающих авто – в среднем около миллиона ежегодно, из которых 150
тысяч оседают где-то на дорогах, даже не доехав до свалки.