Как евро убил экономику Словении
Администратор | 6.07.2012 12:20
Европа
определилась с кандидатурой следующего просителя финансовой помощи. Им
станет Словения. Пока официально об этом еще не объявлено, но с
экономикой этой страны творятся все более неприятные вещи, поэтому
ждать, судя по всему, осталось недолго.
Впервые за европейской помощью обратится не старая капиталистическая
страна, десятилетиями копившая долги и неподъемные соцобязательства, а
молодая постсоветская экономика, которая вроде бы должна хорошо
представлять, что такое настоящие трудности и не пугаться непопулярных
реформ. Если уж нация справилась с крахом социализма в начале 90-х гг.,
то нынешний кризис тем более должна преодолеть. Но у Словении почему-то
не получается.
Хотя раньше получалось, и даже очень успешно. Почти два десятилетия
между распадом соцлагеря и кризисом 2008 г. Словения была образцовой
историей успеха для всей Восточной Европы. Страна плавно перешла от
плана к рынку без серьезного падения ВВП и уровня жизни, успешно
переориентировала экспорт с бывшей Югославии на Западную Европу,
стабильно развивалась без войн, революций и дефолтов и должна была стать
первой страной Восточной Европы, доросшей до среднего по ЕС подушевого
ВВП. В 1995–2008 гг. разрыв сократился с 74% до 91%.
Но осенью 2008 г. словенское процветание резко закончилось. Остальная
Восточная Европа с тех пор давно вернулась к экономическому росту, а
Словения так и зависла между стагнацией и рецессией. По размеру ВВП
страна вернулась назад к уровню 2006 г., а по итогам 2012 г. ей обещают
еще одно 1–2%-ное падение.
Бесславному концу словенского экономического чуда можно найти кучу
объяснений: коррумпированная приватизация, безответственность и популизм
политиков, неэффективный полусоветский менеджмент, высокая зависимость
от рынков Западной Европы. Но такого добра в остальных странах Восточной
Европы ничуть не меньше, а чаще гораздо больше, чем в Словении. И тем
не менее, они хоть как-то растут, а Словения готовится просить
финансового спасения у Европы.
Принципиальное отличие Словении от остальных стран Восточной Европы в
том, что она не просто вступила в еврозону, как Словакия или Эстония,
но успела сделать это почти за два года до начала кризиса. То есть у
словенцев было достаточно времени, чтобы утопить конкурентоспособность
своей экономики в обрушившемся на них потоке дешевых западноевропейских
денег.
Греческих политиков зря обвиняют в какой-то особенной
безответственности за то, что в сытые годы они предпочитали вместо
неприятных реформ заливать проблемы дешевыми кредитами. Такое поведение
естественно для политика любой национальности. Позитивные последствия от
реформ еще когда оценят, а переизбираться надо уже через год–два. Да и
не сможет ни одно правительство запретить подведомственной экономике
влезать в долги, когда почти бесплатные деньги сами льются в страну.
Словения тоже не устояла. Само правительство еще как-то сдерживалось:
двукратный рост словенского госдолга с 22% до почти 50% ВВП произошел
уже после начала кризиса. Но за всеми же не уследишь. За два сытых
еврогода госкомпании и частный сектор Словении успели назанимать чуть ли
не столько же, сколько за всю остальную историю словенской
независимости.
Сейчас суммарный внешний долг Словении колеблется в районе 40 млрд
евро (около 115% ВВП). 40% от этого объема было занято в 2007–2008 гг.
За кредиты, взятые частными компаниями, можно не переживать: пусть
банкротятся, государство за них не отвечает. Но словенские госкомпании,
чьи долги в случае чего придется оплачивать правительству, занимали не
менее активно.
Если прибавить к официальному внешнему госдолгу Словении все те
иностранные кредиты, под которые предоставлены государственные гарантии,
то опять получится, что словенцы активнее всего занимали за рубежом в
2007–2008 гг. За скромный, без евро, 2006 г. внешний
окологосударственный долг вырос всего на 15% (каких-то 550 млн евро), а
за первый евровый 2007 г. – сразу 86% роста. 2 миллиона словенцев
назанимали на 3,7 млрд евро.
Эти халявные деньги растекались по словенской экономике, уничтожая ее
способность к дальнейшему развитию. Выгодами от вступления в еврозону
наслаждались не только банки, а все жители страны. В 2007–2008 гг.
средний месячный доход в Словении вырос на 15,2%, а производительность
труда – всего на 4,2%.
В результате, Словения утратила главное конкурентное преимущество
Восточной Европы – относительно недорогую рабочую силу. Кто станет
открывать производство в Словении, если зарплаты там выше словацких на
63%, а производительность труда – только на 7%? Аналогичные сравнения с
другими странами региона для словенцев выходят тоже не сильно
выигрышнее.
Неоправданный рост зарплат породил не менее неоправданный рост
импорта. За два счастливых еврогода отрицательный внешнеторговый баланс
Словении утроился до 7% ВВП. До кризиса рост импорта перекрывался
притоком иностранного капитала. Осенью 2008 г. приток закончился, и
оплачивать раздутый импорт стало нечем.
Хотя и с такими проблемами можно было бы справиться. С раздутыми
долгами, зарплатами и импортом в конце 2008 г. столкнулась вся Восточная
Европа. Перед кризисом в их экономики тоже выплескивались дешевые
западноевропейские деньги. Но они смогли смягчить возникшие перекосы,
девальвировав свои национальные валюты на 15–20%. Эта мера сразу
упростила им проблему дефицита внешней торговли, вернула былую
привлекательность в глазах иностранных инвесторов и восстановила
конкурентоспособность национальных компаний.
Словении заменить такое простое лечение, как девальвация, нечем –
альтернативы слишком болезненны. Одно дело – снизить расходы компаний на
оплату труда на 20% с помощью девальвации. И совсем другое – уговорить
работника получать не 1000 евро, а 800. То же самое – с социальными
обязательствами государства и долгами в национальной валюте. Но,
несмотря на все радости самостоятельной монетарной политики, Словения
выходить из еврозоны не собирается. А значит, теперь бывшей
экономической звезде Восточной Европы остается только потихоньку резать
бюджет и вспоминать два коротких года европроцветания.
Источник:
|