Россия изменила свою позицию по вопросу
создания консорциума для управления украинской газотранспортной системой
(ГТС). "Газпром" больше не против привлечения к участию в нем
европейских компаний. Но пойти на это российская сторона готова лишь при
условии, что ГТС передадут в собственность консорциума. Существенными
являются и разногласия сторон по вопросу оценки ГТС, добавляют в
украинском Минэнерго. И все же создание консорциума вполне реально, хотя
и рискованно с политической точки зрения, отмечают эксперты.
Как заявил вчера первый заместитель
председателя комитета российской госдумы по экономической политике,
президент Российского газового общества Валерий Язев, Россия согласна
создать консорциум с участием Украины и Евросоюза. "Мы уже
заинтересованы в появлении трехстороннего консорциума. Наличие только
двух участников — России и Украины — несет потенциальные конфликты.
Нужен арбитр",— сказал господин Язев. Вместе с тем он отметил, что
создавать нужно консорциум, который будет не просто управлять, а владеть
украинской ГТС: "Надо сделать так, чтобы труба зависела не от Украины, а
от консорциума". Источник в "Газпроме" пояснил "Ъ", что комментарий
Валерия Язева отражает сегодняшнюю позицию монополии. "Нас вполне
устроит, если третьим участником консорциума станет европейская
компания. Мы сможем найти общий язык с третьим участником консорциума,
если он будет руководствоваться экономическими интересами, а не
попытается политически насолить России",— сказал собеседник "Ъ" в
компании.
Напомним, ранее в "Газпроме" настаивали на
создании двустороннего консорциума. О том, что позиция может измениться,
стало известно после встречи президентов двух государств в рамках
неформального саммита стран СНГ 15 мая. После разговора с российским
президентом Владимиром Путиным президент Виктор Янукович заявил, что
стороны стремятся к созданию консорциума с тремя участниками, но Украина
пока ожидает аудита ГТС, который должен завершиться в августе этого
года.
Решение вопроса на политическом уровне не
означает, что процесс пойдет гладко. "Господин Язев не договаривает.
Главный предмет споров на сегодня — это российская оценка нашей ГТС,
которая в разы ниже нашей, а также имплементация положений европейской
энергохартии, к которой присоединилась Украина, и которая обязывает
предоставить равный доступ к ГТС всем участникам рынка",— отмечает
источник "Ъ" в Минэнерго. Напомним, украинская ГТС уже дважды
оценивалась: в 2007 году — в $24,8 млрд, в 2009 году — в $9,9 млрд (см.
номер от 13 февраля). А источник "Ъ" в администрации президента сообщал,
что российская монополия предлагала выкупить украинскую ГТС за $4 млрд,
однако украинская сторона отказалась вести переговоры о продаже. Чтобы
поставить точку в этом вопросе, "Нафтогаз" выбрал аудиторскую компанию
Baker Tilly Ukraine для оценки ГТС. В апреле НКРЭ своим постановлением
предоставила доступ к украинской ГТС и подземным хранилищам газа
частному бизнесу — добытчикам и импортерам топлива. Такое решение крайне
невыгодно российскому "Газпрому" и фактически делает бессмысленными
переговоры о создании двустороннего консорциума по управлению ГТС (см.
номер от 20 апреля).
Директор Института энергетических
исследований Дмитрий Марунич считает, что в ближайшее время переговоры с
Россией вряд ли завершатся реальными договоренностями. "Процессы по
реструктуризации "Нафтогаза" активно тормозились все последние годы, и
потому нужно проделать значительную работу, принять немало новых
законов, которые, по сути, позволят продать газотранспортную систему",—
говорит господин Марунич. Директор Института глобальных стратегий Вадим
Карасев полагает, что если будет принято политическое решение о продаже
ГТС, то провести его через Верховную раду для нынешней власти вполне
реально: "У них есть большинство и рычаги влияния". Но принять такие
законы накануне парламентских выборов было бы самоубийственно для
рейтинга нынешней власти, говорит эксперт. "Поэтому в ближайшее время
принять нужные законы и достичь компромисса между странами будет крайне
сложно",— полагает политолог.
Олег Гавриш; Дмитрий Беликов, Москва