09:24 23 Мая 2013
Кабмин готовит резкое подорожание бензина на 2 грн. за литр
Практически традиционным способом
украинские чиновники решили найти деньги на ремонт дорог – заставить
платить водителей еще больше. И пусть лишь небольшая часть этих денег
доберется до колдобин и ям на украинских дорогах…
Минфин вынес на рассмотрение Кабинета министров
законопроект о повышении сразу на 50% акцизного сбора на бензин и
дизтопливо, сообщает КоммерсантЪ.
В министерстве считают, что это позволит найти средства на ремонт
дорог, но в результате бензин может подорожать на 2 грн за литр, ожидают
участники рынка. Эксперты сомневаются в эффективности этой меры:
высокие налоги без усиления борьбы с фальсификатом лишь стимулируют рост
теневого рынка нефтепродуктов.
В распоряжении издания оказался проект закона «О внесении изменений в
Налоговый кодекс о некоторых ставках акцизного сбора». Документ
предполагает резкое увеличение акциза: на бензин — с 198 до 396 евро за
тонну, а на дизтопливо — с 46-98 до 92-196 евро за тонну. Вчера
законопроект был передан Минфином на рассмотрение правительства.
Ожидается, что его рассмотрят на следующей неделе и в случае одобрения
направят в Верховную раду, рассказал «Ъ» источник в Кабмине. По его
словам, инициатором создания документа является «Укравтодор», а автором —
Минфин. В пресс-службе этих ведомств вчера не стали комментировать
документ.
Средства, полученные за счет роста ставок акцизного сбора, должны
быть направлены на ремонт дорог, которые находятся в
неудовлетворительном состоянии, утверждает один из чиновников Минэнерго
на правах анонимности. В I квартале поступления в бюджет от акцизного
сбора с бензинов и дизтоплива сократились на 36%, до 1,6 млрд грн
(данные Министерства доходов и сборов). Хотя импорт нефтепродуктов в
этот период уменьшился не так значительно — на 9,1%. Правда, даже
собеседник издания в Минэнерго сомневается, что средства будут
направлены по назначению: «Боюсь, что деньги опять пойдут на латание
бюджетных дыр, и на качестве дорог это повышение не скажется».
Повышение акциза изначально лоббировалось Министерством
инфраструктуры — в апреле его глава Владимир Козак сообщил, что в Кабмин
поданы предложения относительно увеличения акцизного сбора на светлые
нефтепродукты. В министерстве говорили, что в Украине слишком низкие
ставки по сравнению со странами ЕС — 198 евро (для дизельного топлива —
46-98 евро) против 466 евро за тонну (и 375 евро за тонну дизтоплива) в
среднем по ЕС. Впрочем, уже спустя несколько дней господин Козак
сообщил, что его неправильно поняли, и резкого роста ставок акцизного
сбора не произойдет.
Увеличение ставок приведет к очень значительному подорожанию бензина,
говорит пресс-секретарь концерна «Галнафтогаз» Олесь Пограничный. По
оценкам компании, цены на бензин в среднем могут вырасти на 2 грн, а на
дизельное топливо — на 50 коп. за литр. Сейчас средняя стоимость бензина
Аи-5 составляет 10,92 грн, а дизтоплива — 9,99 грн за литр (данные
консалтинговой компании «А-95″). То есть после повышения акциза цены на
топливо в Украине будут на уровне стран Восточной Европы, отмечает член
наблюдательного совета «Укртатнафты» Константин Бородин. «А вот качество
горючего останется прежним — то есть намного хуже европейского. Кроме
того, повышение цен спровоцирует падение продаж на АЗС»,— ожидает
эксперт. Он напоминает, что концентрация АЗС на единицу автомобилей в
Украине выше, чем в странах ЕС. Из-за этого продажи одной заправочной
станции в среднем за сутки у нас и так меньше, чем в Европе — 3,5-4 тыс.
л против 15-20 тыс. л на одну станцию.
Эксперты считают, что наращивать поступления в бюджет Кабмину нужно
совершенно другими способами. Например, за счет повышения контроля за
качеством импортируемого топлива, предлагает директор Института
энергетических стратегий Дмитрий Марунич. «Нужно исключить ситуацию,
когда бензин и дизтопливо растамаживаются под видом полуфабрикатов,
которые не облагаются акцизным сбором, а потом попадают на заправки,—
отмечает господин Марунич.— Но вместо этого в правительстве избрали
самый простой и неэффективный путь — поднять акциз».
Впрочем, ведущий экономист блока «Финансовые рынки» Креди Агриколь
Банка Александр Печерицын считает, что для наполнения бюджета в Кабмине
выбрали эффективный метод. «Спрос на бензин неэластичен — отказаться от
его потребления довольно сложно. Повышение цен, конечно, ускорит темпы
потребительской инфляции. Но учитывая, что сейчас она очень низкая —
0,1% по итогам января-апреля — этой угрозой можно пренебречь»,— отмечает
эксперт.
С другой стороны, высокие налоги будут стимулировать увеличение доли
некачественного, контрафактного топлива, считает директор консалтинговой
компании «А-95″ Сергей Куюн. По оценкам Минфина, сейчас 25% рынка
нефтепродуктов находится в тени. «После принятия законопроекта доля
некачественного горючего может превысить половину рынка»,— говорит
эксперт.
Источник:
|