Коммуникационный холдинг "Минченко консалтинг" (позиционирует себя как
компанию, работающую в области Government Relations, то есть
лоббирования интересов бизнеса в органах власти) объявил о старте новой
президентской гонки. Во вторник холдинг опубликовал вторую часть
доклада "Политбюро 2.0" накануне перезагрузки элитных групп. В нем
говорится, что борьба за должность преемника Путина фактически начата и
на протяжении нескольких лет в нее будут вступать все новые участники.
В первой части доклада (была опубликована в августе
прошлого года) политологи диагностировали конец правящего тандема:
дуумвирата Медведев – Путин больше нет, система управления вернулась к
модели коллективного управления по образцу СССР. Страной управляет
конгломерат конкурирующих за доступ к ресурсам кланов – своего рода
политбюро ЦК КПСС которое, правда, никогда не собирается на общие
совещания. За координацию в этой системе отвечает Путин, выступающий в
роли верховного арбитра.
В продолжении доклада отмечается, что российская элита
желает и далее видеть Путина в президентском кресле – до тех пор, пока
это возможно. Но на всякий случай прорабатывает "запасные варианты".
Активно распространявшиеся минувшей осенью слухи о проблемах президента со здоровьем,
судя по всему, заставили членов "политбюро" осознать правоту классика:
плохо даже не то, что человек смертен. Проблема в том, что он иногда
внезапно смертен.
Поиском запасных вариантов на случай, если Путин не
сможет исполнять президентские полномочия, эксперты объясняют
обострившуюся войну за кресло премьера: если что-то случается, именно
глава кабинета министров становится преемником – автоматически, что
называется, по должности. И именно в этой роли Дмитрию Медведеву сейчас
очень тяжело удержаться.
Обострение подковерных войн в последние месяцы не заметил только ленивый: СМИ спекулируют на теме возврата к зимнему времени, в Сети распространяются слухи об отставке вице-премьера Аркадия Дворковича, близкий к нему бизнесмен и вице-президент ОКР Ахмед Билалов получает жесткий публичный разнос
от Путина, а государственные телеканалы снимают телесюжеты о
злоупотреблениях в энергетике (ТЭК в правительстве курирует Дворкович).
До сих пор все эти события воспринимались, прежде всего,
как отголоски борьбы между правительством Медведева и "теневым"
кабинетом в окружении Путина за контроль над ТЭК и приватизацией крупных
госактивов. Но аналитики "Минченко консалтинг" полагают, что главная
проблема Медведева заключается в другом: он пытается играть роль
альтернативного политического полюса, в то время как на самом деле не
является "точкой сборки" для новых элитных групп. По объективным
причинам: им пока вообще не понятно, под какую задачу консолидироваться.
В итоге громкие заявления главы правительства о готовности
поучаствовать в президентской гонке пока скорее вредят его сторонникам. И
чем скорее Медведев поймет, что самой выгодной для него является
позиция "технического" премьера", демонстрирующего максимальную
лояльность по отношению к патрону и отсутствие амбиций, тем выше его
шансы сохранить пост до 2018 года.
Иное поведение вызывает ревность в лагере конкурентов, и
они начинают выпускать на ринг своих кандидатов в преемники – например,
Дмитрия Рогозина. Это, конечно, не очень серьезный кандидат. Но в
процессе демонтажа системы "тандема" ресурсы Медведева постепенно
перетекают в какие-то другие точки.
Среди потенциальных конкурентов премьера эксперты
называют Алексея Кудрина, Сергея Собянина, Сергея Чемезова и Сергея
Шойгу. Кажется, Медведев уже кое-что понял: если в прошлом году он уверенно описывал Кремль как реку, в которую можно войти дважды, то в этом году в Давосе вел себя гораздо скромнее и клялся, что не намерен составлять конкуренцию Путину в 2018 году.
Но тут уже начинает работать другой фактор. Само по себе
"тестирование преемников", отмечают политологи, оказалось чрезвычайно
эффективной технологией управления элитами. Они убеждены, что начатое
Медведевым соревнование потенциальных кандидатов на этот пост будет
поощряться Путиным, и в игру будут вступать все новые игроки: пусть
лучше конкурируют между собой, чем с президентом. Впрочем, только до
того момента, пока противостояние не начнет приобретать конфронтационный
характер, угрожающий имиджу власти в целом. Эксперты выделяют в
"Политбюро 2.0" два основных полюса: Медведев, вокруг которого
группируются игроки, стремящиеся сохранить элементы тандемократии. И
коалицию, выступающую за сохранение Путиным единоличной власти (лидером
этой группы называют Сечина).
В принципе, в "Минченко консалтинг" не ждут от Путина
принципиально новых методик: он будет решать возникающие задачи
привычными способами. Одна из таких технологий – "заблаговременная
победа", которая подразумевает отсутствие в решающий момент серьезной
альтернативы. Такая стратегия, напоминают авторы доклада, неизменно
приносила Путину успех, начиная с 1999 г., когда его избрание
президентом стало делом практически решенным после назначения премьером
при Ельцине, и заканчивая рокировкой тандема в 2011 году.
Вероятность отставки Медведева в ближайшее время авторы
доклада оценивают как крайне низкую – это "тяжелая артиллерия", которая
может быть использована только в очень серьезном случае. Но такая
перспектива уже не за горами: эффективность нынешней модели управления
будет исчерпана не позднее 2014 – 2015 гг., после чего потребуется
переход к новой политике и перезагрузка элит. При этом возможны
различные варианты – от кадровых перестановок в правительстве Медведева
до полной смены кабинета министров. Эксперты также не исключают
возможности досрочных выборов в Госдуму и даже широкой конституционной
реформы с пересмотром административно-территориального деления страны и
функций правительства – видимо предполагается, что все будет зависеть от
находчивости и фантазии людей, реализующих "перезагрузку".
Это очень взвешенный и обстоятельный доклад – настолько
аккуратно написанный, что сложно вычислить потенциального заказчика (по
версии его авторов, подробный анализ состава и взаимоотношений внутри
"политбюро" просто сильно упрощает процесс лоббирования интересов тех
или иных региональных групп). Сам Минченко считает,
что самая интересная часть документа – это "описание устойчивых
поведенческих паттернов Путина" и контуры противоречий внутри элитных
групп.
На самом деле глубоко конспирологический характер
доклада, кажется, и есть его самый большой недостаток. Исследование
учитывает единственный субъект политики – президента и его ближайшее
окружение. Системная и несистемная оппозиция в принципе не берутся в
расчет, а единственный источник высшей власти в стране (по Конституции,
напомним, это ее многонациональный народ) принимается в расчет только
как фактор нестабильности.
Возможно, вся история правления Владимира Путина и
способна подвести к подобного рода выводам. Но почему-то хочется верить,
что настоящая "перезагрузка" элит, если она наконец-то произойдет,
будет продиктована далеко не только "устойчивыми паттернами" поведения
одного-единственного человека, и даже не общим вектором
разнонаправленных интересов провластных кланов. А раз в кои-то веки –
целями и задачами, гораздо более масштабными.