По итогам выборов 22 января 2013 года основные партии в израильском парламенте — кнессете получают:
— Блок Ликуд-НДИ Беньямина Нетаньяху и Авигдора Либермана — 31 место;
— Новая партия бывшего телеведущего Яира Лапида «Еш атид» («Есть будущее») — 19 мест;
— Объединенный список старых партий религиозных поселенцев и раввинов «МАФДАЛЬ» и «Ихуд Леуми» под новым названием «Бейт ехуди» («Еврейский дом») и под новым руководством бывшего сотрудника Беньямина Нетаньяху Нафтали Беннета — 12 мест;
— Новая партия бывшего премьер-министра Израиля Ципи Ливни «Тнуа» («Движение») — 6 мест;
— Партия «Авода» (партия Труда) — ветеран
израильской политики, во главе которой в свое время стояли Бен-Гурион
и Ицхак Рабин, а ныне возглавляемая бывшим журналистом Шели Яхимович — 15 мест;
— Партия религиозных ортодоксальных сефардов «ШАС»,
идеологически возглавляемая мракобесом и расистом раввином Овадией
Йосефом родившимся в Багдаде под именем Абдалла Юсуф — 11 мест;
— Партия МЕРЕЦ (социал-демократы) — 6 мест;
— Партия ХАДАШ (коммунисты) — 4 места;
— Арабские партии — 7 мест;
— Партия Яхадут а —Тора (ортодоксальные ашкеназы) — 7 мест;
— Партия Кадима — 2 места.
Уже сейчас можно сделать несколько предварительных выводов.
Первое. Правящая партия Ликуд-НДИ потерпела серьёзное поражение.
До объединения избирательных списков партия Ликуд Беньямина Нетаньяху
имела в прошлом составе парламента — кнессета 27 мандатов, партия НДИ
Авигдора Либермана — 15 мандатов, вместе они имели 42 мандата. Нетаньяху
и Либерман надеялись увеличить своё представительство в кнессете,
но произошло обратное — они вместе получили почти столько мандатов,
сколько ранее набрал один «Ликуд». Этому есть несколько причин.
Не все избиратели партии Ликуд, правонастроенные израильтяне
в основном восточного происхождения приняли объединение избирательных
списков с бывшей партией русскоязычных израильтян «Наш дом — Израиль» —
партией Авигдора Либермана НДИ. Эти голоса, в основном, достались более
правым — объединённому списку партий МАФДАЛ — «Ихуд леуми» — «Еврейский
дом», сделавшим сильный ребрендинг и выставившим своими лицами двух
молодых и энергичных политиков, а старые фашиствующие раввины,
составляющие руководство партий и основу их представительства
в кнессете, спрятались за их спинами.
Не все русскоязычные избиратели бывшей партии русскоязычных
репатриантов согласились с политикой этой партии, переставшей
представлять их интересы и не выполнившей своих обязательств перед
своими бывшими избирателями. В избирательном списке этой партии
из 11 человек, ставших депутатами кнессета нового созыва только четверо
говорят по-русски и имеют хоть какое-то отношение к русскоязычным
эмигрантам, называемых в Израиле репатриантами. Партия НДИ не выполнила
многих своих обещаний перед своими избирателями, в частности,
проголосовала против одного из основныхобязательств и пунктов своей
программы — против закона о гражданских браках. Также многие
русскоязычные избиратели, нуждающиеся в социальной защите и в более
социально ориентированной государственной политике, проголосовали против
партии Ликуд, проводившей всё это время политику, делавшую богатых
израильтян ещё богаче, а бедных — ещё беднее. В результате многие
русскоязычные избиратели либо остались дома, либо проголосвали
за общеизраильские партии центра и левой части политического спектра.
Часть избирателей партии Ликуд испугались её заметного поправения,
утратой этой партией демократических и либеральных начал, и в результате
проголосовали за различные партии центра.
Второе. Успех новых партий центра — партии Яира Лапида «Еш Атид»
и партии Ципи Ливни «Тнуа» объясняется достаточно просто — в прошлом
составе парламента почти все голоса избирателей в центре политического
спектра собрала партия «Кадима», обладавшая 4 года назад 28 мандатами.
Эти израильские избиратели никуда не делись, и в связи с провальной
политикой партии «Кадима» проголосовали за партии «Еш Атид» и «Тнуа».
Третье. Увеличение голосов, поданных за левые партии — «Авода»
и МЕРЕЦ можно объяснить провальной социальной политикой правительства
Беньямина Нетаньяху, затронувшей интересы не только беднейших слоёв
населения, но и среднего класса. Израильский массовый социальный протест
2011 и 2012 годов никуда не делся, социальные интересы многих граждан
Израиля были ущемлены правительством Нетаньяху, и эта часть израильских
граждан проголосовала за более левые партии, провозглашающие более
социально ориентированную социальную и экономическую политику.
В частности нескольколько лидеров социального протеста 2011 года теперь
будут депутатами нового кнессета от партии «Авода».
Четвёртое. Русскоязычные израильтяне потеряли своих основных
представителей в израильском парламенте. Они потеряли своих
представителей в партии НДИ вместе со всей этой партией,
провозгласившей, что она стала общеизраильской. Это означает отказ этой
партии от представительства интересов русскоязычной общины Израиля.
Предыдущая партия русскоязычных израильтян — партия ИБА («Исраэль
ба алия») бывшего советского диссидента Анатолия (ныне — Натана)
Щаранского также после отказа от принципа представления интересов только
своих избирателей и провозглашения превращения в общеизраильскую партию
также впала в политическое ничтожество. У израильтян есть свои
политические партии, и русскоязычные партии им не нужны, а русскоязычной
общине Израиля нужна своя и только своя партия, отстаивающая интересы
только этого многочисленного (почти 1 млн. человек) сектора израильского
общества.
Многие умные, политически активные и опытные русскоязычные депутаты
кнессета по различным причинам не были избраны в новый состав
израильского парламента. Основная причина — внутренние интриги
и пренебрежение интересами русскоязычных израильтян различными
общеизраильскими партиями. Так, депутат кнессета предыдущего созыва Роберт Тивьяев,
в партии Ципи Ливни «Тнуа» получил непроходное 14-е место, депутат
кнессета предыдущего созыва Нино Абесадзе получила непроходное место
в партии «Авода», депутат кнессета предыдущего созыва Марина Солодкина
временно прекратила политическую деятельность в связи с получением
непроходного места в партии «Кадима». Все это говорит
о пренебрежительном отношении израильскиой политической элиты
и израильских политиков к интересам русскоязычныхграждан Израиля.
Пятое. На этих выборах была сделана попытка создать новую партию
русскоязычных израильтян. Избирательный список Давида Кона «Исраэлим»
(«Израильтяне») собрал около 20 тысяч голосов, что для новой партии,
организованной незадолго до выборов и проводившей свою рекламную
компанию фактически без бюджета, без поддержки израильских русскоязычных
СМИ, привычно поддержавших проигравший тандем НДИ-Ликуд и топивших всех
их конкурентов, в общем-то неплохой результат. На следующих выборах,
которые, судя по всему, будут уже в этом году, эта русскоязычная партия
может объединить большое количество русскоязычных израильтян, остро
нуждающихся в своем отдельном политическом представительстве
в израильском парламенте — кнессете.
В ближайшее время Израиль ждут межпартийные переговоры о формировании
правительства и правительственной многопартийной коалиции. Возможны
несколько вариантов, каждый из который не является стабильным. Основной
вопрос — смогут ли договориться лидеры двух самых крупных партий —
Беньямин Нетаньяху («Ликуд») и Яир Лапид («Еш Атид»). Если они
договорятся, то они смогут взять в свою коалицию еще одну или две
небольших партии без больших финансовых и политических запросов, и тогда
будет организовано так называемое правительство национального
единства — такой формулой в Израиле описывают ситуацию, когда
в правительстве одновременно присутствуют политические партии условно
правого и условно левого лагеря. Обычно эти правительства ведут
осторожную политику, поскольку партии, в них входящие, преследуют
различные интересы. Если Беньямину Нетаньяху и Яиру Лапиду не удастся
договориться, то тогда либо Нетаньяху будет формировать правое
правительство, либо Яир Лапид — левое, причем у каждого из них будет
примерно 60 голосов, 60 мандатов из 120, и каждое голосование в кнессете
будет вотумом доверия этому правительству. Такие политические
конструкции в Израиле не являются прочными и до следующего полного срока
(4 года) не доживают. Либо, если все они совсем не договорятся друг
с другом, тогда будут назначены новые выборы. Для сравнения —
в предыдущем составе израильского парламента (кнессета) такое
соотношение было примерно 70 на 50 в пользу правого лагеря, что дало
возможность Беньямину Нетаньяху «царствовать» эти четыре года.
Эта политическая неустойчивость будет происходить на фоне ухудшения
социальной обстановки ввиду большого дефицита государственного бюджета.
Этот дефицит в размере около 50 миллиардов шекелей (около 12 миллиардов
долларов) был фактически тайком от израильского народа создан
правительством Нетаньяху в последние месяцы правления страной. На что,
на какие нужды были потрачены эти деньги, полностью до сих пор
не опубликовано, скорее всего, эти расходы связаны в основном
со строительством на оккупированных арабских территориях, незаконно
удерживаемых Израилем с 1967 года и с подготовкой нападения на Иран —
личной войной Беньямина Нетаньяху, не поддерживаемой в израильском
обществе.
Партиям, которые будут участовать в правящей коалиции и в израильском
правительстве, придётся голосовать за непопулярные меры, которыми надо
будет наполнять бюджет. Все эти расходы лягут на работающих израильских
граждан, которые составляют всего 38 % от общего числа трудоспособного
населения — они вынуждены кормить свою семью, своего хозяина —
работодателя, израильское государство, которое всвою очередь
прикармливает военных, поселенцев и ортодоксально веерующих
и неработающих граждан государства Израиль. Прокормить вооруженную
до зубов страну, в которой на одного с сошкой приходится семеро
с ложкой, в условиях прохладных отношений с США, требующих от Израиля
в обмен на денежную помощь вменяемую внутреннюю и внешнюю политику,
в первую очередь — стремление к миру с палестинцами и реальные шаги
к созданию независимого палестинского государства на оккупированных
Израилем арабских территориях, с каждым годом становится всё труднее
и труднее. Израиль — страна, сильно зависящая от внешних факторов,
игнорирование которых правительством Нетаньяху привело страну к большой
международной изоляции. Неявные действия правительства Нетаньяху под
лозунгами, которые можно сформулировать, как «Пушки вместо масла»
и «Богатые станут ещё богаче, а бедные — еще беднее» не очень
понравились израильтянам, и они, если не отказали полностью в своём
доверии бывшей правящей партии Ликуд и бывшей партии русскоязычных
израильтян НДИ («Наш дом — Израиль»), то по крайней мере дали понять
бывшим властяи своё недовольство, проголосова за другие, более левые
и более правые партии.
Израильская демократия работает плохо и неэффективно. Государство
Израиль было создано быстро в 1948 году, но с тех пор сточки зрения
государственного строительства не было сделано почти ничего. До сих пор,
хотя с тех пор прошло уже 65 лет, в стране нет Конституции и Кодекса
законов, граждане Израиля не равны в своих гражданских правах,
израильские депутаты, представляющие народ, одновременно работают
министрами. Причем министрами они работают днем и каждый день,
а в кнессет приходят дважды в неделю по вечерам, как будто работа
в кнессет для них является дополнительной, а не основной. Поскольку эти
народные избранники при таком режиме работы обычно не перетруждаются,
в стране в сфере землеустройства действует старинное турецкое право,
и поэтому участки земли измеряются не в квадратных метрах или
в гектарах, но в дунамах — в старинной турецкой мере земли. В Израиле
в сфере уличных публичных действий действует старинное британское право
1936 года — власти Израиля и парламентарии Израиля за все эти годы
не удосужились потрудиться в этой законодательной сфере, и в 1972 году
тогдашний премьер-министр Израиля Голда Меир подписала закон, который
слово в слово перепечатывает нормы британского закона для подмандатной
территории Палестина от 1936 года. До сих пор не решены многие важные
общественные вопросы, вопросы равенства прав всех граждан Израиля,
вопросы гражданских браков.
Любое израильское правительство, если оно будет сформировано при
нынешнем политическом составе кнессета, буддет неустойчивым — либо оно
будет внутренне неустойчивым правительством национального единства, либо
оно будет иметь дело с оппозицией в половину голосов кнессета. В любом
случае, если новое израильское правительство будет формировать не Яир
Лапид, а Беньямин Нетаньяху, у него будут связаны руки соглашениями
с другими партиями или же возможными действиями оппозиции вплоть
до вотума недоверия правительству. Все это будет происходить в условиях
жёсткого финансовго кризиса, испорченных отношений с США и соседними
странами и в условиях продолжения оккупации Западного Берега реки Иордан
и блокады Сектора Газа. Шансы всеобщего урегулирования в регионе были
упущены во время Восьмидневной войны Израиля с Сектором Газа после
отзыва Лигой арабских стран своей Саудовской инициативы о всеобщем
урегулировании на Ближнем Востоке, договорённости с палестинцами
невозможны из-за продолжающегося незаконного строительства
на оккупированных Израилем территориях Западного берега реки Иордан.
Израильское общество не видит для своей страны единой модели
развития, в одной небольшой стране живёт несколько крупных групп
населения (секторов), каждая из которых живёт в своей, отдельной стране
и видит для неё своё, отдельное будущее. Премьер-министр Нетаньяху
в предыдущей каденции не был сильно ограничен межпартийными
коалиционными соглашениями и вёл свою личную войну с Ираном вопреки
общественному мнению и мнению руководителей спецслужб и свою отдельную
внешнюю политику, например, в отношении Турции. На эти цели
он расходовал вверенную ему государственную казну, растратив из неё
на свою личную политику 50 миллиардов шекелей. Израильская политика пока
не очистилась от миазмов личных разборок и восточных хитростей,
с помощью которых Нетаньяху руководил своей партией и созданной
им правой коалицией. Но голос израильского народа, два года выходящего
на улицы Тель-Авива для участия в акциях социального протеста, оказался
сильнее политических интриг и восточного коварства. Впереди
у государства Израиль период внутриполитической неустойчивости, который
может затянуться.