Министру регионального развития Игорю Слюняеву нужен 1 трлн руб.
Фото: В. Смирнов/ИТАР-ТАСС
Минрегион внес в правительство проект госпрограммы «Региональная
политика и федеративные отношения», сообщил представитель ведомства.
Чтобы ее выполнить, в ближайшие восемь лет необходимо потратить более
1 трлн руб., следует из проекта (копия есть у «Ведомостей»). Но в бюджете на реализацию госпрограммы заложено только 117,3 млрд руб. (лимиты до 2020 г.).
Программа
нужна, чтобы сократить разницу в социально-экономическом развитии
регионов, говорится в проекте: сейчас среднедушевой валовой региональный
продукт (ВРП) может отличаться в 67 раз. В Ненецком автономном округе —
3,5 млн руб. в 2010 г., в Ингушетии — 52000 руб. Средняя зарплата
в Ямало-Ненецком АО в 2011 г. — почти 60000 руб., а в Дагестане — только
11000 руб. Совокупный ВРП десяти лидеров (Татарстан, Башкирия, Краснодарский и Красноярский края, Московская, Свердловская области, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) составляет 52% ВРП всех регионов. Десяти наиболее бедных (Чеченская, Карачаево-Черкесская республики, Адыгея, Тува, Калмыкия, Алтай, Ингушетия, Магаданская область, Чукотка, Еврейская автономная область) — только 1%.
Новая
политика должна обеспечить конкуренцию регионов, им нужны рычаги для
самостоятельного влияния на ситуацию, говорится в проекте госпрограммы.
Минрегион провозглашает «новый федерализм», который обеспечивает «реальную самостоятельность регионов в собственной финансовой, налоговой, инвестиционной политике» вместе с «инструментами
ответственности» перед населением и государством. Правда,
в госпрограмме не говорится, как именно Минрегион собирается строить
новый федерализм и обеспечивать самостоятельность субъектов Федерации.
Есть
10 рисков реализации госпрограммы, подсчитал Минрегион, но почти все
их ведомство считает низкими или средними. Единственный серьезный риск —
опасность, что не будут реализованы проекты в Арктической зоне,
помешать могут, в частности, притязания других стран — США, Канады,
Норвегии, Дании, а также Китая — на часть акватории Северного Ледовитого
океана.
Ведомства плодят региональные госпрограммы, замечает гендиректор Центра фискальной политики Галина Курляндская: «Много пересекающихся программ — плохо, размываются цели». Например, Минфин подготовил свою региональную госпрограмму «Создание
условий для эффективного и ответственного управления региональными
и муниципальными финансами и повышение устойчивости субъектов».
Несколько лет назад Минрегион пытался разработать концепцию политики
межбюджетных отношений, но так и не смог, напоминает Курляндская,
госпрограмма не проясняет ситуацию, очень неконкретна.
Можно
написать еще десять программ, регионам от этого лучше не будет,
вздыхает один из вице-губернаторов Дальневосточного региона: «Просто
передали бы нам доходные источники и расслабились. Минрегион мог бы
только мониторить достижение целей. А то слов много — толку мало».
По его мнению, сейчас главная линия федерального правительства
по отношению к регионам — «сгружать обязательства без денег».
Решения федерального правительства оказывают давление на текущие расходы регионов, подтверждает замдиректора группы «Госфинансы» S&P Карен Вартапетов,
в 2012 г. они увеличились более чем на 9%, в ближайшие два года
продолжат расти примерно на 10% в год. В основном нагрузка на регионы
растет из-за предвыборных требований центра повысить зарплату
бюджетникам. По расчетам S&P, дополнительные расходы регионов
на оплату труда не компенсируются передачей дополнительных доходов.
Например, повышение зарплат
одним только учителям может увеличить расходы регионов
и муниципалитетов на 3-4%, а дополнительное финансирование из центра
в 2013-2015 гг. не превысит 1% (около 60 млрд руб.).