Дорога к ответственности. Мусульманам предстоит пройти путь Европы
Виталий Портников, для «Главреда», фото EPA / UPG,
02.10.12 // 12:38
Удивительным образом история с фильмом «Невинность
мусульман» и яростной реакцией на него в исламском мире совпала с первой
в истории ООН конференцией, посвященной проблеме еврейских беженцев из
арабских стран.
Судьба этих людей хорошо известна в самом Израиле,
но о них мало говорят на Западе. До создания Государства Израиль в
арабских странах проживало более 800 тысяч евреев, сейчас с трудом
наберется несколько десятков тысяч. Уже накануне создания еврейского
государства было принято солидарное решение изгнать евреев из арабских
стран и конфисковать их имущество. Для еврейского населения были созданы
невыносимые условия существования. Выгнали почти всех – и все отобрали:
площадь отобранных земельных участков во много раз превышает саму
территорию Израиля.
В новом государстве беженцам пришлось несладко. Жить было негде, с
европейскими евреями, прибывшими в страну ранее, взаимопонимания тоже не
было – слишком уж различались континенты, из которых люди приезжали в
Израиль. Давали жилье в «караванах» - это были своеобразные лагеря
беженцев, и совсем недавно я видел такой «караван» в Кирьят-Шмоне, в
музее истории города – железная будка без окон, вообще неясно, как там
можно продохнуть в сорокоградусную жару.
Отношение израильтян к новым жителям отличалось от отношения арабских
правителей к палестинцам. Израильское правительство регистрировало их
как беженцев, но делало все возможное, чтобы исстрадавшиеся люди обрели
новую родину. Именно поэтому израильских беженцев как проблемы как бы
нет, а палестинские, законсервированные в лагерях беженцев, нередко в
богатейших странах региона, – есть. Но это не отменяет ни факта грабежа
нажитого трудом многих поколений имущества, ни фактического уничтожения
социального статуса – торговцы, юристы, преподаватели нередко
становились разнорабочими просто потому что были уже в возрасте, не
знали иврита, не могли свыкнуться с новыми реалиями, и только их дети, а
то и внуки смогли выбиться в люди.
Я сейчас вовсе не говорю о материальной компенсации людям, в одночасье
потерявшим все и оказавшимся в пустыне, которую им только предстояло
превратить в цветущий сад. Я говорю об ответственности. В арабском мире
великолепно знают, что рядом с арабами жили десятки, сотни тысяч евреев –
и их не стало в одночасье. Люди живут в домах, где жили их еврейские
соседи, владеют их земельными участками, их магазинами и адвокатскими
конторами. Они помнят, что соседство продолжалось столетиями – но
решительно не хотят этого признавать. И уж тем более задуматься о
судьбах людей, с которыми расправились их государства. Режимы,
принимавшие позорные решения, давно сметены историей, новые лидеры
говорят о демократии и законности, – но на тех, кто был изгнан, это как
бы не распространяется. Зато о палестинских беженцах знает каждый
арабский школьник.
Могут сказать, что признание одной проблемы не решит другую – даже если
арабские страны признают факт изгнания почти миллиона человек и
конфискации их собственности, это не решит палестинского вопроса. Но,
может быть, окажется ключом к его решению? Ведь тогда мы будем говорить
об обществе, выросшем из детских штанишек вечной правоты, готовом искать
решение непростых вопросов в диалоге с соседями. И понимать, что среди
этих соседей не меньше обиженных и оскорбленных, чем в твоем собственном
доме – такова история, а думать нужно о завтрашнем дне.
То же самое касается и фильма,
который, конечно же, не вызывает никакого восторга. Но не меньшее
отвращение вызывает и то, что жертвами исступленной реакции на поделку
становятся ни в чем не повинные люди. И при этом тот, кто требует
запрещения оскорбительного фильма, нередко куда спокойнее относится к
погрому в христианском квартале или антисемитской литературе, которой
буквально забиты полки книжных магазинов арабского мира – начиная, между
прочим, с израильских городов. Никто не жжет и не конфискует эти книги,
они могут вызвать только печаль, только воспоминания о том, что такие
книги уже наполняли магазины Европы, а потом был Освенцим.
Европейскому обществу, прошедшему через кошмар второй мировой, удалось
почти излечиться от безответственности – почти, потому что на наших
глазах разворачивался кошмар югославской войны. В постсоветском мире
люди с огромным трудом осознают свою причастность к ошибкам и
преступлениям собственных государств. Теперь тот же путь к
ответственности предстоит пройти мусульманскому миру – и очень хотелось
бы, чтобы для него он оказался менее болезненным и кровавым.
фото EPA / UPG, Главред
Источник:
|