Слово «новая» в названии этого анализа связано с существенными
изменениями во внешней ориентации политики Индии, произошедшими за
последние годы. В то время как понятие «неприсоединение» продолжает
оживлять внутренний и международный дискурс о внешней политике Индии,
вовлечение Дели в международные дела значительно эволюционировали за
последние два десятилетия. Восприятие Индии самой себя и своей роли в
мире резко трансформировались.
Если изменения, в действительности, были центральной темой
внешней политики Индии в последние годы, нигде это более не очевидно,
чем в отношениях с великими державами. Во время холодной войны Индия
неуклонно дрейфовала к Советскому Союзу, а ее связи со всеми другими
основными центрами силы - США, Западной Европой, Китаем и Японией
остались недоразвитыми. Тем не менее, от состояния «отчужденных
демократий», которое было еще несколько лет назад, Индия и США перешли к
беспрецедентному участию, одновременно интенсивному и широкому. После
длительного охлаждения в двусторонних отношениях Индии и Китая с 1960 по
1980 гг. Пекин стал крупнейшим торговым партнером Индии, и в то же
время, когда Индия выстраивает стратегическое партнерство с ЕС и
Японией, ей удалось сохранить свои особые отношения с постсоветской
Россией.
Тем не менее, в то время как изменения стали веянием времени,
внешняя политика больших стран, таких как Индия, всегда связана с
набором базовых ценностей. Они не меняются со стандартной сменой
правительств и лидеров, и они сильно не изменятся в течение длительного
времени. Приверженность Индии интернационализму, независимости суждений в
выборе внешних связей, поддержке демократизации мира и вкладу в
поддержание международного мира и безопасности переживают наследие
национального движения в Индии и пользуется большой поддержкой обеих
партий.
Внешняя политика Индии в XXI веке cохранит в своих основах эти
базовые ценности, но в Дели обязательно должны адаптироваться к
меняющимся внешним обстоятельствам и их влиянию на внутренние
потребности. Основная цель, однако, остается прежней: создание
благоприятных внешних условий для стремительного улучшения жизни
индийского народа.
Несмотря на значительные изменения в индийской внешней политике
за последние годы среди друзей Индии на Западе замечено много
нетерпения, и они считают, что в Дели должны сделать гораздо больше на
мировой арене, и сделать это быстро. В отличие от автократических и
авторитарных обществ, где сильный правитель может быстро устроить
перевоплощение основ внешней политики страны, адаптация демократий к
внешним и внутренним изменениям является медленной. В то время как
изменения протекают поступательно, Индия компенсирует это тем, что из-за
того, что ее демократия большая и разнообразная, ее внешняя политика
является как надежной, так и предсказуемой. Несмотря на большие
многопартийные коалиции, которые правили в Индии в последние два
десятилетия, Дели удалось перенаправить свою внутреннюю и внешнюю
ориентацию на постоянную основу.
Забегая вперед, можно очертить пять главных задач, которые стоят
перед внешней политикой Индии в начале XXI века: (1) создание зоны мира и
процветания на Юго-азиатском субконтиненте; (2) строительство
стабильной архитектуры мира и сотрудничества в Азии; (3) мирное
урегулирование морского достояния Азии; (4) новый интернационализм,
который будет зависеть от углубления интеграции в мировую экономику и
эффективного вклада в управление глобальными проблемами, и (5 ) четкая
грань между своими собственными демократическими ценностями и
навязывании их другим.
Субконтинент в качестве зоны мира
Первая и самая важная задача для Индии состоит в создании зоны
мира и процветания на Юго-азиатском субконтиненте. С конца 1970-х гг. в
северо-западной части субконтинента происходили беспорядки и
насильственные конфликты, которые влияли не только на Индию, но и на
весь мир. Способность Индии справиться с этой турбулентностью была
подорвана ее напряженными отношениями с Пакистаном. Индия намерена
сотрудничать со своими соседями в регионе, а также с крупнейшими
мировыми державами, чтобы победить чуму насильственного экстремизма,
которая пустила корни в этой части континента на северо-западе.
Индия потратила много энергии, как дипломатической, так и
политической за последнее десятилетие в преобразовании своих отношений с
Пакистаном. Три премьер-министра, представляющие три различные
политических тренда - Индер Кумар Гуджрал, Атал Бихари Ваджпаи и Манмохан Сингх
настойчиво пытались нормализовать отношения с Пакистаном. Усилия начали
приносить плоды. Индия и Пакистан в настоящее время осуществляют
дорожную карту для комплексной нормализации двусторонних торговых
отношений. Они также подписали соглашение в сентябре 2012 года по
либерализации давности ограничительного визового режима сорокалетней
давности.
Индия намерена поддерживать усилия афганского народа по
восстановлению своей разрушенной войной экономики. Ее интересы в области
безопасности афганского государства находят свое отражение в соглашении
о стратегическом партнерстве, подписанном год назад.
Стремление к нормализации отношений Индии с Пакистаном и углублению
стратегического партнерства с Афганистаном являются частью единого
видения, которое направлено на достижение политической стабильности,
экономической модернизации и региональной интеграции на северо-западе
континента.
Индия стремится работать с другими крупными державами в развитии
региональных связей, что отражается в понятии "нового шелкового пути".
Мир и процветание на северо-западе субконтинента будет зависеть от
успеха Индии в рекультивации роли региона в качестве моста между
различными частями Азии. Кроме того, Индия в одностороннем порядке
открывает свои рынки для своих других соседей на субконтиненте, что
способствует внутренней стабильности и процветанию Бангладеш, Непала,
Шри-Ланки, Бутана и Мальдивских островов.
Дели продемонстрировало политическую волю Индии вести
субконтинент в позитивном направлении. Тем не менее, это будет длинный
путь, прежде чем он сможет превратить Южную Азию в мирный и процветающий
регион.
Стабильная архитектура для мира и сотрудничества в Азии
Вторая проблема для Индии заключается во внесении эффективного
вклада в строительство стабильной архитектуры мира и сотрудничества в
Азии. Идея азиатского единства и солидарности глубоко повлияла на
индийское национальное движение в первые десятилетия ХХ века, а
содействие политической солидарности и экономическому сотрудничеству в
рамках недавно освобожденной Азии было одной из дипломатических
инициатив независимой Индии. Эти идеи шагнули далеко вперед со времен
1940-х и 1950-х гг.
Более шести десятилетий спустя многие из этих идей стали
реальностью. Азия никогда не была так интегрирована, как изнутри, так и с
внешним миром, как это происходит сейчас. Это привело к
беспрецедентному уровеню благосостояния и континент вновь становится
важной движущей силой мировой экономики. Внеочередные достижения Азии за
последние несколько десятилетий, однако, могут быть легко свернуты,
если регион станет жертвой соперничества между большими державами,
национал-шовинизма и необузданной гонки вооружений. Индии нужно помочь
предотвратить такой исход, ускорив ее экономическую интеграцию в
регионе, углубив двустороннее и многостороннее партнерство в области
безопасности, содействуя всеобъемлющему политическому порядку в Азии и
найдя баланс между интересами крупных держав. Прежде всего, Индия должна
помочь Азии заново открыть "универсализм" Рабиндраната Тагора и других
пионеров, которые помогли региону осознать свою общую культурную
идентичность, но отказались выставлять ее в оппозиции к Западу.
Обеспечение безопасности морского достояния
Возникающие негативные тенденции в Азии наиболее ярко проявляются
в морской сфере. Усиление территориальных споров на небольших островах
начали угрожать азиатским водам. Растущая уверенность Китая и "поворот к
Азии" США, скорее всего, предвещают напряженный период в международных
отношениях в регионе. В то же время, когда Азии необходимо строго
придерживаться принципов морского права, правовая основа для поддержания
порядка на море, по-видимому, выходит из строя. Конкурирующие
интерпретации принципа свободы судоходства угрожают жизненно важным
коммуникациям, соединяющим различные части Азии и связывающие ее с
остальным миром.
Между тем, если роль морской торговли в экономической жизни Азии
растет, все крупные державы в регионе, в том числе Китай и Индия,
укрепляют свой морской потенциал. Появление новых морских держав в Азии
связано с неизбежными трениями с США, которые уже давно были
доминирующей морской державой в Индийском и Тихом океанах. Индия не
согласна с утверждением, что морская политика Азии представляет собой
игру с нулевой суммой. Она также не считает, что неизбежно произойдет
противостояние между Китаем и США в Индо-Тихоокеанском регионе.
Индия уже сотрудничает с США по вопросам морской безопасности.
Она также планирует приступить к морскому диалогу с Китаем и приступить к
первым шагам в скоординированной борьбе с пиратством в Аденском заливе.
Индия поддержала предложение госсекретаря США Хиллари Клинтон по
трехстороннему взаимодействию между Вашингтоном, Пекином и Дели, и
надеется, что рано или поздно Китай согласится начать переговоры в таких
трехсторонних рамках. Сильное и устойчивое сотрудничество между США,
Китаем и Индией является ключом для мирного урегулирования морского
достояния Азии.
Хотя некоторые будут склонны видеть такое сотрудничество как
попытку навязать "концерт в Азии", так как не все в регионе согласны,
что концерт великих держав, подобно развитию в Европе после
наполеоновских войн, является лучшим средством для региона. Тем не
менее, трехстороннее сотрудничество между США, Китаем и Индией должно
рассматриваться как один из многих механизмов, которые, вместе взятые,
могут способствовать миру и стабильности в регионе.
Новая международная роль Индии
Существует значительный интерес в США и Европе к тому, какой
будет глобальная роль, которую Индия могла бы взять на себя в XXI веке, и
вклад, который она должна сделать, чтобы решить многие глобальные
проблемы, стоящие сейчас перед миром. В Индии также проходят интенсивные
дебаты о значении нового качества Дели как ответственной державы в XXI
веке. Новый интернационализм в Индии, вероятно, будет сформирован двумя
факторами. Во-первых, углублением интеграции Индии в мировую экономику.
Два десятилетия назад остальной мир не был настолько важным для
внутренне-ориентированной экономической стратегии Индии. После двух
десятилетий реформ более 40% ВВП Индии в настоящее время связано с
международной торговлей. Индия нуждается в огромном количестве
импортированной энергии и минеральных ресурсов для поддержания высоких
темпов роста, что являются жизненно важным для благополучия народа. Это
только один пример растущей взаимозависимости Индии с остальным миром. В
свою очередь, это делает Индию приверженной интернационализму меньше по
идейной убежденности и больше из-за жизненно важных личных интересов.
Не менее важным является второй фактор. Рост Индии - это не
просто дополнительный фактор в мировой экономике. Продвижение Индии
будет иметь системные последствия для мира в целом ряде вопросов, от
энергетической безопасности и глобального потепления до менеджмента
морским достоянием и глобального управления. Проще говоря, Индия не
может процветать без эффективного вклада в управление глобальными
проблемами что, следовательно, подталкивает Индию к развитию
многосторонних отношений.
Чтобы быть надежным и эффективным Дели утверждает, что
многосторонний процесс должен стать более представительным и учитывать
изменения в глобальном распределении власти. В настоящее время разрыв
между международными ожиданиями глобальной роли Индии и тем, что Дели
готово сделать, действительно, огромный, но для Индии в ее собственных
интересах более энергично способствовать делу построения глобальных норм
и приведения их в действие.
Демократические ценности Индии
Один из величайших политических успехов Индии после обретения
независимости состоял в ревностной защите демократических ценностей.
После окончания холодной войны и в последнее время, в связи с арабской
весной, возникло много вопросов о том, что демократические силы должны
сделать, чтобы помочь другим двигаться в направлении политического
плюрализма, верховенства права и представительного правительства. Тем не
менее, Индия проводит четкую грань между удовлетворением от своих
собственных демократических ценностей и навязывания их другим.
Демократия - это не подарок, которым один человек может осчастливить
другого. Надо остановиться и задуматься о недавнем опыте использования
внешней силы для содействия переменам внутри различных странах, а также
затратах и выгодах от международного вмешательства. Как и в оказании
медицинской помощи, так и в случае применения силы для продвижения
демократических преобразований, руководящий принцип должен быть простым:
не навреди.
Применение силы в чрезвычайных обстоятельствах было довольно
большой частью истории международных отношений. Но применение силы было
успешным только тогда, когда оно сопровождалось зрелой политической
оценкой и признанием ограниченности силы. Ни одна сила или группа стран
сегодня не имеет права успешно менять другие общества по заранее
определенной схеме. Демократические силы должны давать другим достаточно
времени и пространства, чтобы там смирились с необходимостью
политической свободы в стремлении к экономической и социальной
модернизации. Повестка дня для свободы лучше всего удается путем
углубления демократии в таких странах, как Индия. И Дели готово
поделиться своим опытом и предложить свою поддержку тем, кто ищет ее.
Выводы: Индия сегодня посягает на мир невиданными доселе
способами. В то же время она все больше зависит от остального мира в
вопросах своей собственной безопасности и процветания. Это создает
основу для все большей и широкой роли Индии на мировой арене.