Готов ли Берлин поддержать демократизацию Украины?
Андреас Умланд, кафедра политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» 2013 02 20
Немецкая восточная политика должна учитывать новую геополитическую ситуацию на постсоветском пространстве
В результате мутаций структуры российской власти во
внутриполитически авторитарный и внешнеполитически реваншистский режим в
течение последнего десятилетия возникла новая геополитическая ситуация в
Восточной Европе. Москва оказывает все большую поддержку
антидемократическим тенденциям на постсоветском пространстве. Формулой
«Евразийского Союза», провозглашенной Путиным в конце 2011 года, Кремль
ясно озвучил свои будущие амбиции на территории бывшего СССР. Уже
сегодня существует взаимообусловленность между требуемым Кремлём
вступлением Украины в существующий российско-беларусско-казахстанский
Таможенный союз и пересмотром завышенной российской цены на газ для
Украины.
Ввиду этих фактов должно измениться видение Германией
Восточной Европы, а также удельный вес интереса немецкой общественности
к разным посткоммунистическим странам. В свете своего геополитического,
военного и энергетического значения Российская Федерация в любом случае
останется в фокусе внимания. Однако, в меру активизации Германии на
востоке Европы, основанной на чувстве ответственности за бывшие
преступления и на цели демократической объединенной Европы, до сих пор
царящая немецкая зацикленность на России становится исторически и
политически сомнительной. Чем больше различные жертвы бывшей немецкой
агрессии в Восточной Европе будут ссориться друг с другом, тем меньше
сфокусированность Берлина на Москву можно будет исторически или
политически обосновывать.
В свете сегодняшнего расклада сил и интересов в
Восточной Европе необходима своеобразная «новая восточная политика» со
стороны Берлина. Новый немецкий подход мог бы сочетать в себе высокий
уровень внимания к России с постоянной заботой о т.н. «промежуточной
Европе» – в первую очередь – об Украине. Такие мысли, правда, уже давно
курсируют в Берлине. Они обрели актуальность уже несколько лет назад
ввиду постепенного политического отката после прихода к власти Владимира
Путина в России и нашли свое выражение в целом ряде политических и
аналитических публикаций. Частично призывы к соответствующей
переориентации даже озвучиваются в выступлениях самих вовлеченных в этот
процесс действующих лиц.
Так, в феврале 2012 года межпартийная группа
политиков, интересующихся Восточной Европой, в здании Немецкого общества
внешней политики в Берлине представила совместный документ о своей
позиции относительно активности Германии в рамках Восточного Партнерства
ЕС. В нем подчеркивается геостратегическое значение этой инициативы
Брюсселя для интересов Германии. В межпартийном меморандуме предлагается
назначение немецкого уполномоченного по вопросам Восточного Партнерства
и выдвигается требование предоставления странам Партнерства перспективы
членства в ЕС в качестве инструмента, дополняющего политику соседства
Брюсселя, а также заключения договоров об ассоциации ЕС с такими
странами, как Украина, Молдова и Грузия.[1]
Однако лишь спустя некоторое время можно будет
сказать, насколько растущая солидарность разных элитных групп и
специализированных организаций ФРГ с «промежуточной Европой», прежде
всего с Украиной, реально повлияет на процесс принятия решений в
немецком руководстве. Невзирая на все политические регрессии последних
лет в России и их громкое осуждение в СМИ ФРГ, при практической
реализации восточной политики Германии, как и ранее, действовал принцип
«Россия прежде всего». Это несложно проследить по графику визитов и
приемов различных федеральных правительств, а также многих близких к ним
немецких организаций, последнего десятилетия. Повышенное внимание к
Украине в более ранние периоды, в частности, во время «оранжевой
революции» в конце 2004 года, никогда даже приблизительно не достигало
уровня интереса к России и имело, если это вообще происходило, лишь
ограниченное или запоздалое влияние на внешнюю политику Германии.
Например, влиятельный немецкий политик Вольфганг
Шойбле, в то время заместитель председателя фракции партии ХДС/ХСС в
Бундестаге и сегодняшний министр финансов ФРГ, в статье, вышедшей в
январе 2005 года, непосредственно после украинского электорального
восстания, жаловался на то, что «ЕС до сих пор в своих высказываниях о
европейской перспективе Украины ограничивался соблюдением принципа
равноудаленности». Шойбле требовал: «Теперь ЕС не имеет права бросить
эту страну наедине с собой, а должен быть готов к тому, чтобы однажды,
при условии установления демократии, правогого государства и рыночной
экономики, вовлечь ее в структуры ЕС»[2].
Однако эти и подобные идеи произнесены разными политиками стран ЕС в
протяжении и последствий «оранжевой революции» не имели сколь-нибудь
существенных эффектов ни для берлинской, ни для брюссельской политики в
отношении Украины того времени.
Вместо этого, вскоре, в феврале 2005 года, Украина и
ЕС приняли т.н. План действий, содержание которого было определено ЕС
еще в предыдущем году – то есть еще до успешного совершения
«оранжевой революции» в конце 2004 года. Название этого документа -
«План действий» - стало меткой очковтирательства западных дипломатов,
вовлеченных в решение вопроса о европейской интеграции Украины. Они
после «оранжевой революции» приняли за основу документ, разработанный
еще в период полуавтократического президентства Леонида Кучмы. То, что
этот План действий в 2005 г. презентовался как реакция Брюсселя на одну
из самых массовых акций гражданского неповиновения послевоенной Европы,
иллюстрировала тогдашнюю неспособность европейской политики к адекватной
реакции на крупные исторические события.
ЕС, хоть и с большим опозданием, но все-таки
отреагировал на события ноября-декабря 2004 г., когда он в 2007 году
начал разрабатывать вместе с Украиной подробное Соглашение об
ассоциации, включающее особенно углубленную и расширенную зону свободной
торговли. Парафированный в 2012 году текст договора, предусматривающий
как политическую ассоциацию, так и далеко идущую экономическую
интеграцию Украины в европейский рынок, стал бы самым большим
соглашением, которое ЕС когда-либо заключал со страной, не являющейся
его членом.
Однако ясной перспективы возможного будущего членства
в ЕС для Украины до сих пор нет ни в тексте Соглашения 2012 г., ни в
заявлениях Европейского Совета последних лет. И Германия несет часть
ответственности за это. Такое упущение связано не только с
неподвижностью политической бюрократии ЕС, но и с, до сих пор,
скептическим отношением части европейских элит к идее вступления Украины
в ЕС. Видимо, тут играют немалую роль психологические факторы, которые
частично понятны ввиду многочисленных странностей функционирования
украинской внутренней политики и все более неуклюжего поведения
украинского руководства на международной арене.
И все же, политологические исследования международных
европейских студий за прошедшие годы убедительно доказали высокое
значение условного предложения о возможном будущем вступлении в ЕС для
проведения успешных преобразований посткоммунистических стран
переходного периода. К тому же недавно, а именно в связи обретением
Турцией статуса кандидата на вступление в ЕС с неясным будущим, был
создан прецедент отмены существовавшего доселе автоматизма между
перспективой членства (и даже статусом кандидата!) и последующим приемом
в Европейский Союз.
На этом фоне, основной причиной относительного
бездействия немецкой политики касательно европейской перспективы Украины
кажется не какое-то осознанное коллективное решение в коридорах власти
ФРГ. Скорее тут главную роль играет простое невнимание к Украине и
непонимание ее геополитического значения в политической элите Германии.
Эта наивность, в свою очередь, связана с продолжающимся доминированием
России в общем видении Восточной Европы, сложившемся в сознании
субъектов принятия политических решений в Германии. Несмотря на
процитированные заявления Шойбле, а также ряда иных, подобных ему
высказывания в других политических лагерях ФРГ, в принципиальных
приоритетах немецкой восточной политики и ее фиксации на Москве после
развала Советского Союза мало что изменилось. И это, несмотря на
совершенно иную гео- и внутриполитическую ситуацию в Восточной Европе
сегодня по сравнению с 1991 годом, и на все более скептическое немецкое
общественное мнение о России.
Известный немецкий исследователь
поздней царской, советской и постсоветской российской политики Леонид
Люкс (Католический университет г. Айхштетт, Бавария) в 2000 году в своей
книге «История России и Советского Союза» указал на то, что
процессы сближения Германии и СССР в 1920-е годы при правлении
Штреземанна и в 1970-е годы при правительстве Брандта-Шееля в чем-то
были похожи. Однако они отличались, в частности, тем, что Штреземанн в
свое время эксклюзивно сосредоточился на Москве, в то время как Брандт и
Шеель сознательно проводили одновременную политику примирения как с
Польшей, так и с СССР.[3]
Сегодня необходима похожая параллельная стратегия. В сотрудничестве со
своими европейскими партнерами Германия должна оказывать более сильную,
чем прежде, поддержку консолидации украинской государственности. Вместе с
тем, она должна стараться не чрезмерно раздражать Кремль такими
действиями, а потому обязана продолжать сотрудничать с Москвой. Такого
рода «эквилибристический» подход вряд ли всегда можно будет воплощать
гармонично, что, возможно, повлечёт за собой большую или меньшую
отчужденность между Берлином и Москвой. И об этом пришлось бы только
сожалеть.
Однако, главную вину за такие осложнения в конечном
счете несет само нынешнее руководство России. Если бы Россия отказалась
от – ввиду ее больших внутренних проблем, и, кроме того, сомнительных –
великодержавных притязаний и бессмысленного соперничества с Западом
вокруг бывших советских республик, указанной дилеммы для Германии и ЕС
не существовало бы. Ориентированная на запад Украина не была бы бельмом
на глазу для проевропейской России, а, наоборот, мостом к ее союзнику.
Более того, украинская элита была бы значительно менее антироссийской, а
возможно даже заинтересованной в более тесном сотрудничестве с Москвой,
если бы та более дружески относилась к Брюсселю и Вашингтону. К
политической ассоциации и расширенной свободной торговле,
предусмотренные в парафированном Соглашении об ассоциации между ЕС и
Украиной, могла бы стремится не только Украина, но и Россия. Тогда бы не
существовало ни большей части спорных вопросов в отношениях между
братскими народами, ни связанных с ними разных закладных в
немецко-российских и иных отношениях Москвы с западными государствами.
Однако Кремль в вопросе о будущей интеграционной
модели своим давлением на Киев касательно Таможенного союза ставит
Украину перед выбором «или – или». Кремль ведет в жесткой форме спор с
Украиной вокруг цен и транспортных путей природного газа. Российские
неоимперские устремления недавно нашли свое институциональное проявление
в проекте Евразийского Союза, главная цель которого, по словам ведущего
российского внешнеполитического эксперта Фёдора Лукьянова, состоит в
интеграции России с Украиной.[4]
В связи с этим, видимо, нынешние дипломатические споры с Западом будут
продолжаться, а конфронтация между Украиной и Россией углубляться.
Германии стоит более точно, чем прежде, подумать о том, какую позицию
она должна занять относительно этих продолжающихся разногласий.
За последние 20 лет различные составы украинских
правительств, по целому ряду причин, не облегчали ясное позиционирование
и активное вовлечение Германии – как и всего Запада – относительно
Украины. При Президенте Кучме практиковалась т.н. многовекторная внешняя
политика Киева, которая оставляла открытым вопрос, куда именно Украина
движется. В период с 2005 по 2010 гг. препятствием для более
эффективного украинского сотрудничества со всеми внешними партнерами
Украины, включая ФРГ, – наряду с другими факторами – стало обострение
конфронтации между администрацией президента и правительством. После
прихода к власти в феврале 2010 года президента Януковича главной
проблемой в отношениях между Украиной и Западом стал усиливающийся
подрыв и без того слабо развитых демократических институтов и правового
государства. Печальный политический регресс последнего времени в Украине
уже на протяжении нескольких месяцев парализует политические и
экономические отношения между Украиной и Западом и препятствует
подписанию парафированного Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Несмотря на эти и многие другие проблемы, Германии и
всему Западу стоило бы более доброжелательно относиться к Украине. Во
первых, глубина нынешних авторитарных тенденций в Украине все ещё
меньше, чем в большинстве других постсоветских государств. Во вторых,
история украинской политики последних 20 лет была более переменчивой по
сравнению, например, с историей России или Беларуси. В частности,
украинская политика включала несколько волн демократического подъема и
откатов. Это позволяет предположить, что маятник вскоре качнется опять в
другую сторону, т.е. в направление новой демократизации. Дестабилизация
полуавторитарного режима Януковича кажется лишь вопросом времени. Но
приведет ли это к реальному сдвигу в отношениях между Брюсселем и
Берлином, с одной стороны, и Киевом, с другой? Ввиду продолжающегося
маргинального положения Украины на ментальной карте западноевропейских –
и не в последнюю очередь, немецких – элит, этот вопрос остается
открытым.
Андреас Умланд - историк и политолог, главный
редактор книжной серии «Советская и постсоветская политика и общество»
(www.ibidem-verlag.de/spps.html) и член Института исследований
Центральной и Восточной Европы, Айхштетт, Бавария. С 2010 г. - доцент
кафедры политологии Национального университета «Киево-Могилянская
академия» и член Международного дискуссионного клуба «Валдай», Москва.
[1]
Markus Meckel, Georg Milbradt, Friedbert Pflüger, Christian
Schwarz-Schilling, Rainder Steenblock, Rita Süssmuth, Günter Verheugen,
Karsten D. Voigt: Deutsche Außenpolitik und Östliche Partnerschaft.
Positionspapier der Expertengruppe Östliche Partnerschaft / Ed. Irene
Hahn & Gereon Schuch. DGAPstandpunkt. № 1. Berlin, 2012.
[2] Wolfgang Schäuble: Die europäische Integration voranbringen // Frankfurter Allgemeine Zeitung, 27.1.2005.
[3] Leonid Luks: Geschichte Russlands und der Sowjetunion. Von Lenin zu Jelzin. Regensburg, 2000. P. 243.
[4] Fyodor Lukyanov: The Eurasian Misconception // Valdai International Discussion Club, 30.8.2012. http://valdaiclub.com/europe/48300.html.
|