От «плана Козака» к стратегии Рогозина
Москва предложила Кишиневу возобновить диалог о будущем Приднестровья
16–17 апреля заместитель председателя правительства
Российской Федерации Дмитрий Рогозин нанес рабочий визит в Республику
Молдова (РМ), куда прибыл в качестве специального представителя
президента России по Приднестровской Молдавской Республике (ПМР),
председателя российской части российско-молдавской межправительственной
комиссии (МПК) по экономическому сотрудничеству. По дороге из аэропорта
Кишинева в город его встречала группа поддержки с плакатом «Добро
пожаловать, Д. О. Рогозин!». Но миссия оказалась не столь простой, как
могло показаться со стороны.
Это связано не только с зависшим долгом Молдовы (500 миллионов
долларов) и неподъемным Приднестровья (3,3 миллиарда долларов) за
поставки российского газа, но и с проблемами русскоязычного населения,
неопределенным статусом ПМР, непростым положением с русскоязычными
школами и русским языком, массой других накопившихся вопросов. И все же
визит Рогозина очень многие жители Молдовы, прежде всего ПМР, связывают с
прорывом. Ведь здесь его хорошо помнят еще как председателя
общероссийской общественной организации «Конгресс русских общин» (КРО),
лидера партии «Родина», защитника русских меньшинств в национальных
республиках бывшего СССР.
По долгам принято платить
Сумма долга за российский газ, мягко говоря, немалая даже для
государства с крепким бюджетом, что уж тут говорить о Молдове – одной из
беднейших стран Европы. Однако позиция России обоснованна и прозрачна.
Если Молдова считает, что ПМР по-прежнему в ее составе, то она должна
отвечать за ее долги. Так поступают во всех цивилизованных странах. Если
же нет, то эту проблему Россия вправе решать самостоятельно в
соответствии с международными нормами и вытекающими последствиями. Мы не
можем в век рыночной экономики за свой счет десятилетиями чуть ли не
содержать Молдову (включая братскую ПМР), не получая ничего взамен.
Значит, надо искать выход из ситуации, что и предложил Дмитрий Рогозин
на переговорах с президентом Республики Молдова Николаем Тимофти,
вице-премьером, министром экономики РМ, председателем молдавской части
российско-молдавской МПК Валерием Лазэром, премьер-министром РМ
Владимиром Филатом.
"
Уже 20 лет на земле Приднестровья не льется кровь. Мир здесь существует
благодаря присутствию миротворцев и опергруппы российских войск
”
Однако проблема имеет не только экономическую, но и политическую
составляющую. Напомним, что в процессе выхода из СССР в 1991 году
националистически настроенные круги в Кишиневе объявили курс на
«воссоединение» с Румынией. Жители Приднестровья провозгласили в ответ
независимую Приднестровскую Молдавскую Республику со столицей в
Тирасполе, что послужило поводом для вооруженного противостояния между
двумя берегами Днестра, пиком которого стали трагические бендерские
события 1992 года.
В июле 1992-го между Россией и Молдавией при участии Приднестровья
было заключено Соглашение о принципах мирного урегулирования
вооруженного конфликта на Днестре, согласно которому между РМ и ПМР
образована Зона безопасности (ЗБ) под контролем совместных
миротворческих сил в составе российского, молдавского и приднестровского
воинских контингентов протяженностью 225 километров и шириной 20–25
километров. Она делится на три участка: Северный (Рыбницкий),
Центральный (Дубоссарский), Южный (Бендерский), включая район с
повышенным режимом безопасности (город Бендеры). Всего в ЗБ выставлено
15 миротворческих постов: восемь – на Центральном участке и семь – на
Южном, пять из которых находятся в Бендерах.
В 2003 году лидеры РМ и ПМР парафировали разработанный при содействии
российских экспертов по просьбе Кишинева «меморандум Козака»,
предусматривавший создание федеративного государства. Но в самый
последний момент, когда российский самолет с делегацией уже прилетел в
Кишинев, молдавский президент Владимир Воронин отказался подписать
документ. Судя по всему, под давлением США. А в феврале 2006-го был
прерван и сам процесс переговоров о политическом урегулировании
приднестровского конфликта при посредничестве России, Украины
(государства-гаранты), ОБСЕ и участии с 2005 года в качестве
наблюдателей США и ЕС (формат «5+2»). Главная причина – нежелание
Молдовы признать ПМР как полноценного участника переговоров.
Что скрывать, после, образно говоря, таких фортелей молдавской
стороны в отношениях РФ и РМ надолго установилось похолодание. Серьезные
партнеры так себя не ведут. И вот теперь Москва решила сделать еще один
шаг навстречу Кишиневу.
Уже 20 лет на земле Приднестровья не льется кровь. Мир здесь
существует благодаря присутствию миротворцев и оперативной группы
российских войск. Но если Россию вновь не захотят понять, если будут
притесняться русскоязычное население, предприниматься попытки заключения
унии с Румынией, то РФ оставит за собой право вести в ПМР более
прагматичную политику в соответствии с обстановкой. Российская Федерация
может и хочет договориться о выработке единых подходов к решению этой
наболевшей проблемы, готова идти на компромиссы. Ей не нужны конфликты,
противостояние. Но она больше не допустит, чтобы с ней «шутили» так, как
с «планом Козака».
Соотечественников в обиду не дадим
Россия не позволит обижать своих соотечественников, как это порой
случалось в трудные 90-е годы. Об этом Рогозин сказал после визита в
Кишинев на встречах с российскими гражданами в Тирасполе – во Дворце
Республики, со студентами и преподавателями в Приднестровском
государственном университете имени Т. Шевченко. Он отметил, что
республика, несмотря на все свои проблемы, в течение 20 лет утвердилась
как реально существующая на географической карте самостоятельная и
независимая экономическая единица. Это гражданский поступок населения,
который был совершен без чьей-либо подсказки со стороны.
Фото: Олег Фаличев
– Вы защищали свою свободу, свою безопасность, а значит, и свою независимость, – отметил Рогозин. – Я вас с этим поздравляю.
Он подчеркнул, что прибыл в республику по поручению президента
Российской Федерации и ее политического руководства, где встретился с
руководителями Молдовы и обсудил вопросы экономики, восстановления
нормальных отношений. Что важно для России? Как правопродолжатель
большой страны, которая трагически распалась в 1991 году, РФ несет на
себе всю полноту ответственности за то, чтобы на этом огромном
геополитическом пространстве были мир и безопасность. Люди, которые
оказались за пределами родного дома или стали иностранцами, оказались
лишены элементарных человеческих прав, нуждаются в защите. Россия несет
за них полную ответственность в соответствии с международным правом,
поскольку стала правопреемницей Советского Союза в Совете Безопасности
ООН. Исключительными правами обладает она в этом регионе и в качестве
миротворца.
– Наш приезд связан с тем, чтобы показать: мы не допустим впредь на
этой земле какого-либо кровопролития, нагнетания психоза, – заявил
Рогозин. – Только в условиях мира и безопасности можно отстаивать и
решать серьезные экономические, социальные вопросы.
Право на самоопределение
В ПМР сейчас новый молодой, инициативный президент Евгений Шевчук,
энергичная команда, которая им формируется. Москва приветствует такого
рода перемены и готова максимально им содействовать. Именно поэтому в
составе делегации работали представители «Газпрома», аппарата
правительства Российской Федерации. Россия для Приднестровья не мачеха.
На ее огромных пространствах сейчас возрождаются производства, начаты
новые масштабные стройки, где нужны сильные, молодые руки, грамотные
специалисты. Но и из ПМР люди не должны уезжать, мигрировать за границу в
поисках лучшей жизни. Новое руководство республики планирует активнее
налаживать рабочие места, поднимать экономику, заработную плату. Россия
будет в этом помогать инвестициями, оказывать содействие в решении
гуманитарных вопросов. В присутствии Рогозина состоялось подписание
соглашения между Приднестровским и Воронежским университетами о
подготовке кадров. Это позволит молодым людям из ПМР получать
образование по единому российскому стандарту, дипломы ПГУ будут
приравнены к дипломам российских вузов.
И все же самый острый и неоднозначный вопрос таков: сколько еще надо
ждать, чтобы Россия признала ПМР, как Абхазию и Южную Осетию? В
международном праве есть два принципа, которые, с одной стороны,
находятся в тесной диалектической взаимосвязи, с другой – друг другу
противоречат. Первый – право на сохранение целостности государства,
который в основном превалирует, и именно этот принцип поддерживает
международное сообщество. Второй – право наций на самоопределение. Он
обычно вступает в силу тогда, когда нация подвергается угрозе
физического истребления, как это произошло в Абхазии и Южной Осетии в
2008 году. Россия тогда приняла соответствующее решение, прекрасно
понимая все вытекающие последствия. Но еще до него мы запрашивали
международное сообщество о гарантиях безопасности двух республик. России
в них было отказано. И единственным способом обеспечения мира
проживающих в Южной Осетии и Абхазии граждан осталось признание
республик, размещение там воинских контингентов по просьбе их
руководства.
Принцип территориальной целостности – это не только международное
правило, а прежде всего постоянная работа на сохранение своего
собственного государства. Россия сама в 90-х прошла через это. Мы из-за
политики предыдущих властей оказались перед угрозой распада, чему
способствовали и вылазки сепаратистов на Северном Кавказе. Все это, по
мнению Рогозина, говорит о том, что пустота в политике обязательно
заполняется другой силой – более динамичной. На том же Северном Кавказе в
момент эрозии российской государственности пустота во власти немедленно
стала заполняться сепаратистами, религиозными экстремистами… Отсутствие
внятной национальной государственной политики поставило тогда нашу
страну на грань распада, отторжения значительной части территории. Как
депутат с 1996 по 1999 год Дмитрий Рогозин часто посещал Чечню,
занимался высвобождением заложников, оказавшихся в плену у бандитов, и
прекрасно понимал, что приезжал фактически в чужое государство. «Там не
было представителей российской власти, а были бандиты».
И только после того как президентом России стал Владимир Путин, наша
страна возобновила жесткие действия по восстановлению территориальной
целостности. Они сводились вовсе не к применению физической силы, а к
примирению с народом, который мы хотели сохранить в составе РФ. И нашли
там понимание тех, кто поддержал российскую власть.
За территориальную целостность России сложили головы немало наших
парней (вечная им память). Но мы поумнели очень быстро, стали больше
опираться на жесткие политические меры, пошли на большие экономические,
политические издержки и исправили собственные ошибки.
– Если говорить о целостности любого государства, в том числе
Республики Молдова, то она должна захотеть стать целостной, – провел
аналогию Рогозин. – Я об этом говорил и кишиневским политикам. Если тут
вновь зазвучат странные призывы об унии с Румынией, а нас будут называть
оккупантами, продолжится наступление на русский язык, права наших
граждан (150 тысяч приднестровцев имеют гражданство Российской
Федерации), то Приднестровье придется понять. Понять чаяния и
устремления народа к самостоятельной жизни.
Ада на этой цветущей земле Россия больше не допустит. Поэтому сколько
необходимы мир и безопасность, столько на ней будут находиться
российские военные. «Мы отсюда не уйдем ни под каким чужим давлением», –
убежден вице-премьер.
Сама Республика Молдова также заинтересована в стабильности, в
узаконенной трудовой миграции в Россию. Но как ехать на заработки к нам,
если не знаешь русского языка? Поэтому, считает Рогозин, назрел вопрос о
создании представительства Федеральной миграционной службы РФ в
Кишиневе. Надо навести элементарный порядок в этой работе, не
ужесточить, а упорядочить миграционные правила.
ОГРВ получит новое ВВТ
Доверие рождают и простые человеческие контакты, стремление понять
друг друга. На переговорах с политическим руководством Республики
Молдова Дмитрий Рогозин, по его словам, почувствовал взаимопонимание.
Такое взаимодействие можно только приветствовать. Главное – снять
искусственную изоляцию, по сути блокаду, в которой оказалась ПМР.
Например, та же процедура обмена российских паспортов, которые
выдавались в 2007 году на пять лет, сейчас занимает почти целый год.
– По странным причинам молдавская сторона не дает разрешения на
открытие генерального консульства России, хотя та же Румыния имеет
несколько генеральных консульств на территории РМ, – недоумевает
вице-премьер.
Действительно, это по меньшей мере странно. Казалось бы, открытие
генерального консульства в Тирасполе только возвысит статус страны. Это
выгодно даже с точки зрения политической позиции республики. Воз пока и
ныне там. Но если вопрос останется открытым, России придется искать иные
решения. Одним из них могло бы стать учреждение в Тирасполе Бюро
специального представителя президента РФ по Приднестровью.
– Здесь проживают граждане России, и мы просто обязаны обеспечить их
всей полнотой конституционных прав, – заверил Дмитрий Рогозин.
В том числе, добавим, наших военнослужащих. Как известно, Российская
армия к 2020 году перевооружится на 70 процентов и станет одной из самых
современных в мире. Она получит не только новые ВВТ, но и (по некоторым
системам) значительное превосходство на поле боя. Не должны остаться в
стороне от этого процесса и российские миротворцы в ПМР, а также
военнослужащие Оперативной группы российских войск (ОГРВ) в
Приднестровском регионе Республики Молдова.
– Это не партизанский отряд, – подчеркнул Рогозин. – А часть нашей
регулярной армии и, стало быть, она тоже должна быть современной.
Буквально накануне приезда Дмитрия Рогозина в ПМР тут побывал с
инспекционным визитом министр обороны Российской Федерации Анатолий
Сердюков, чем несколько всполошил молдавский политический бомонд. Между
ним и вице-премьером достигнуто понимание того, что в ПМР должна быть
хорошо экипированная и оснащенная армия, обладающая необходимым
потенциалом.
И последнее. Евросоюз сегодня хоть и трещит по швам, из него выпадают
целые территории с огромными долгами, но крупные европейские страны
платят серьезные деньги только за то, чтобы сохранить единые границы
европространства. Почему? Потому, что выжить в глобальном мире в
одиночку невозможно. Это имеет прямое отношение к России, Республике
Молдова, Приднестровью. Есть проблемы, которые просто невозможно
обсуждать без учета мнения каждой из сторон. А у Евразийского сообщества
– огромные преимущества в конкурентной борьбе. Так что есть над чем
задуматься.
Все это говорит об огромных возможностях. И все же в целом статус
ПМР, конкретные формы взаимодействия между Тирасполем и Кишиневом – это
скорее всего темы еще не сегодняшнего дня. А значит, вопросов во
взаимоотношениях Молдовы и России пока, к сожалению, остается больше,
чем ответов.
Источник:
|