Вопрос партнёрства «Восточного партнёрства»
Живиле-Мария Вайцекаускайте 2012 03 05
В
2009 г. в Праге министры иностранных дел Швеции и Польши (К. Билд и Р.
Сикорский соответственно) выдвинули инициативу «Восточного партнёрства»
(ВП), которая должна была стать инструментом формирования политики
Евросоюза на восточном направлении и способствовать созданию там
добрососедского пространства. Однако события 2010 г. в Белоруссии,
политические процессы на Украине, а впоследствии неспособность ЕС найти
общий язык со своими восточными соседями не только продемонстрировали
неоднородность европейского подхода к политике «Восточного партнёрства»,
но и выявили очевидные различия в её понимании с обеих сторон.
Недостаточное внимание к ВП со стороны Евросоюза, неэффективность
демократии в странах-партнёрах, а также неопределённость, связанная с
издержками и пользой программы «Восточного партнёрства» поднимают вопрос
о том, можно ли назвать её партнёрством в полном смысле этого слова.
Ключевая цель ВП – налаживание диалога и более
тесного сотрудничества между ЕС и его восточными соседями (Белоруссией,
Украиной, Арменией, Азербайджаном, Грузией и Молдовой) в таких областях
как торговля, миграция, энергетика и т.д. Как говорится в «Совместной декларации ПражскогосаммитаВосточного партнёрства»,
сотрудничество будет основываться на приверженности фундаментальным
ценностям – правам и свободам человека, а также на принципах правового
государства, рыночной экономики, эффективного госуправления и
устойчивого развития. В конечном итоге оно должно помочь создать на
Востоке ЕС зону стабильности и безопасности и ускорить политическую и
экономическую интеграцию стран-участниц ВП в европейские структуры.
Если Украина и Грузия станут частью Запада, Европе в
будущем будет легче контролировать пути транспортировки энергоресурсов и
бороться за «место под солнцем» с другими субъектами международной
политики. Интересы Москвы в Восточной Европе и на Южном Кавказе в свою
очередь сводятся к следующему – сохранить в этих регионах экономическое
(в том числе энергетическое) и политическое влияние. После того, как в
2010 г. заработал Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана,
который в 2012 г. должен превратиться в Единое экономическое
пространство, а в 2015 г. – в Евразийский союз, Европа столкнулась с
дилеммой: как сохранить имеющиеся позиции в Восточной Европе, не
испортить отношения с Кремлём и одновременно попытаться ограничить его
политические и экономические (энергетические) амбиции в регионе.
За два года своего существования программа
«Восточного партнёрства» помогла укрепить интеграционные связи ЕС с
Грузией, Украиной и Молдовой. Отношения же с авторитарным белорусским
режимом находятся в подвешенном состоянии: Евросоюз осудил
антигражданские действия А. Лукашенко и ввёл в отношении Белоруссии
экономические санкции, однако это никак не отразилось на демократизации
страны.
Углублённая интеграция отдельных участников ВП с ЕС
рассматривается ими как предпосылка к полноценному членству: Украина,
Молдова и Грузия хотели бы, чтобы партнёрство не ограничивалось
развитием торговли или либерализацией визового режима, а завершилось
принятием их в Евросоюз. В то же время Белоруссия официально не
стремится к более тесному сотрудничеству с ним, а Армению и Азербайджан
интересует прежде всего экономическая составляющая ВП.
Украина яснее других обозначила своё желание вступить
в ЕС и хочет получить соответствующие гарантии. Подписание договоров о
зоне свободной торговли и ассоциации означало бы, что она стала первой
страной-участницей ВП, которая достигла важных политических и
экономических договорённостей с Евросоюзом, но это не предполагает её
автоматического принятия в блок.
Для Молдовы партнёрство с Западом выгодно прежде всего из соображений стабильности и безопасности. Приднестровский конфликт defacto отделил регион от страны. Поэтому решение данной проблемы является одним из важнейших мотивов сближения Кишинёва с ЕС.
Стремление Грузии стать частью Евросоюза стало ещё
более очевидным после войны 2008 г., которая значительно осложнила
российско-грузинский диалог и разрушила территориальную целостность
страны. Поэтому ЕС в Грузии рассматривается как гарант стабильности,
который может помочь в решении застарелого конфликта с сепаратистскими
регионами и Москвой.
Правящая элита Белоруссии смотрит на ЕС как на угрозу
своей власти, а общество считает распространение в стране европейских
идей окном в Европу. То, что руководство государства не обращает
внимания на предупреждения Брюсселя и его санкции, показывает, что Минск
не заинтересован ни в переговорах с ЕС, ни в предлагаемой ему сделке
«помощь взамен на демократию».
Армению в рамках «Восточного партнёрства» интересуют в
основном вопросы упрощения визового режима, либерализации торговли и
финансовой поддержки. Кроме того, народ страны надеется на то, что
участие в программе поспособствует развитию национальной демократии.
Наконец, более тесное сотрудничество с ЕС может помочь Армении
нормализовать диалог с Турцией и Азербайджаном, отношения с которыми
из-за территориальных споров остаются сложными.
Заинтересованность Азербайджана в ВП основана на
экономической выгоде и стремлении выйти на европейский энергетический
рынок. В сфере безопасности и стабильности ему важна активная роль ЕС в
решении Карабахского конфликта. В то же время, членство в ЕС, по
утверждению руководства страны, не является целью Баку, хотя граждане в
принципе положительно оценивают процесс европеизации.
Состоявшийся в 2011 г. в Варшаве второй саммит
«Восточного партнёрства» показал, что неэффективность политики ВП
связана с неспособностью ЕС наполнить её реальным содержанием. Однако
основная проблема заключается не в самом процессе, а в понимании
«партнёрства».
Взглядам ЕС и стран-участниц на партнёрство в рамках
ВП характерна определённая асимметрия между тем, как эту инициативу
рассматривает Евросоюз, и тем, чего от неё ждут восточные государства. С
европейской точки зрения, основу сотрудничества составляют
экономические и политические договорённости, долгосрочной целью которых
является создание стабильного и безопасного пространства Украины,
Молдовы, Азербайджана, Белоруссии, Армении и Грузии как части Западного
мира. Перечисленные страны в свою очередь представляют «партнёрство»
несколько иначе: экономическая и политическая интеграция увязывается ими
с перспективой членства в ЕС. Кроме того, партнёры Евросоюза по ВП
заинтересованы в том, чтобы программа играла значимую роль в деле
стабилизации региона. Иными словами, до сих пор не решившие свои
территориальные проблемы, Молдова, Грузия, Армения и Азербайджан
надеяться на то, что ЕС, используя механизм «Восточного партнёрства»,
поможет им в этом.
Различная трактовка «политики партнёрства» ведёт к
неэффективности программы ВП. Позицию ЕС можно считать игрой с
положительной суммой, в которой выигрывают все – и государства, которые
получают возможность интегрироваться с Евросоюзом, и сам ЕС, делающий
своё ближнее зарубежье на восточном направлении более безопасным.
Восточные же страны смотрят на «партнёрство» с Европой как на игру с
нулевой суммой, в которой ЕС получает безопасные границы, взамен не
гарантируя своим партнёрам членства в блоке.
Источник:
|